• Ты сам виноват, приятель

    Групповой турнир. 1-й тур. Группа G. АПОЭЛ — «Зенит» — 2:1. Послесловие

    15.09.11 16:29

    Ты сам виноват, приятель - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Когда Аилтон забил победный мяч, на веселых оранжево-желтых трибунах началось что-то страшное. Рев стоял, как если бы вы встали на летном поле прямо под реактивный двигатель. В ложе прессы человек приличного вида схватил железный поднос, предназначенный для чая-кофе, и стал с воплями колошматить им об стол. Концовку матча стадион досматривал стоя. Те, кто сорвался было с мест, чтобы заранее уйти к машине и избежать пробок, так и не смогли уйти. Как, впрочем, и после финального свистка.

    Победа для истории

    Никогда не доводилось видеть, чтобы болельщики глубокой ночью, накануне рабочего дня так не хотели расходиться. Даже спустя час по окончании матча стадион напоминал оживленную станцию метро. Киприоты просто ходили туда-сюда, словно гася кипящую энергию, в десятый раз обсуждали своих золотых парней, а иные и вовсе не могли разговаривать, просто сверкали счастливыми глазами.

    Человек в оранжевой майке чуть ли не с криками побежал за вашим корреспондентом. Представился школьным учителем и тут же затараторил:

    – Вы ведь из Петербурга, да? Ну что вы скажете?! Это же чудо, правда? Это же невероятно!

    Учитель Никос долго шел со мной рядом, подпрыгивая от восторга и особо не интересуясь моими репликами. Ему просто надо было выговориться, потому что первой домашней победы АПОЭЛа в Лиге чемпионов уже больше никогда не будет.

    Когда я ответил, что никакого чуда нет, Никос расстроился чуть ли не до слез. «Ну как же не чудо...». А вот не чудо. Я предсказал в интервью кипрскому радио счет 1:1.

    Чуть-чуть ошибся.

    Ломбертс как коллективный портрет

    Теперь займемся самым отвратительным делом: будем заглядывать правде в глаза. «Зенит» не смог обыграть команду, укомплектованную игроками, на curriculum vitae которых этим летом с брезгливостью смотрели руководители даже клубов нашего первого дивизиона, не говоря о премьер-лиге. Речь, конечно, не идет об Аилтоне, который, похоже, в группе G бросил вызов Халку и за которого АПОЭЛ год назад отвалил «Копенгагену» 700 000 евро – нонсенс для Кипра, где привыкли иметь дело со свободными агентами! Чуть ли не все партнеры Аилтона не так давно попадали в поле зрения российских футбольных функционеров, однако чем-то их, видимо, не устроили. Мой новый друг защитник Боавентура, что имел наглость накручивать зенитовцев у собственной штрафной, в «Кубань» таки пробился, но долго не задержался.

    В общем, у нас, как известно, настолько сильный чемпионат, что игроки из АПОЭЛа ему категорически не подходят, а «Зенит» столь грозен, что не нужны ему ни крепкий опорный полузащитник, ни еще один мощный стоппер. Не в обиду симпатяге Ломбертсу: все-таки недопустимо, когда у тебя выгрызают мяч около твоих ворот чуть ли не во всех равных ситуациях. Плохо, когда тебя «разворачивают», опираясь, словно на тот пенек для старушек, о котором Шарик в «Простоквашине» говорил. Это, к слову, не потому, что Нико плохой защитник. А оттого, что, возможно, он подзабыл, как играть в Лиге чемпионов.

     

    И не только он, бельгиец просто стал собирательным образом.

    «Барселона» (Кипр)

    Спаллетти сейчас критикуют за пять защитников. В связи с этим лишний раз понимаешь, как же плохо для тренера, когда ты заранее знаешь, что соперник «мал, да вонюч», изучаешь все возможные угрозы, основываясь на своих наблюдениях разрабатываешь тактику, а потом миллион болельщиков в едином порыве огнедышит: «Мы не имеем права так играть! Не имеем права проигрывать Кипру!!!».

    Экспертам «Спорта» – голландцу Тону Каанену и словаку Йозефу Контиру – низкий поклон. АПОЭЛ предстал перед нами именно таким, как они и обещали: высокотехничным, очень дружным, до неприличия уверенным в себе, умеющим изобретать у чужой штрафной в стиле «Барселоны». (Или вам ответный мяч Мандуки не понравился?) Аилтон, заработавший себе этим матчем европейское имя, после признал, что тактический выбор Спаллетти стал сюрпризом для хозяев. Особенно это было видно в начале, когда Кришито и Анюков на флангах старались держать в узде Мандуку и Тричковского, отрезав их от одинокого Аилтона. Только начало это составило ровно четыре минуты. Затем крайние защитники необъяснимо «свалились» назад и не покидали выбранных по непонятно чьей воле позиций до тех пор, пока во втором тайме по-другому не заработал пульс и не пошла другая игра.

    Чудовищный брак в передачах привел к тому, что АПОЭЛ мог забивать в первом тайме дважды, а до ворот Хиотиса зенитовцы практически не добирались. Командная игра не работала по причине постоянных ошибок в передачах, а многие действия Данни ассоциировались с обычным выражением лица Спаллетти.

    Залечь на дно…

    То, что «Зенит» не в состоянии концентрироваться на все 90 минут, известно столь же доподлинно, как и то, что Земля – круглая. Но почему провал случается именно при счете 1:0, когда можно полностью контролировать игру, тем более в матче, к которому тренер так тщательно готовился? Просто потому, что в футболе так бывает? Но ведь вы говорите, что АПОЭЛ надо брать голыми руками. Сам видел днем в Никосии человека, который убеждал хозяина спорт-бара, что счет будет 3:1 или 3:0 в пользу «Зенита». Я-то на ушко Ромулосу сказал про свои 1:1. Но он и сам поверил, скорее, не мне.

    Спаллетти не раз говорил, что ему нравится, когда «Зенит» старается не просто выигрывать, а делать это красиво. Но первый матч в Лиге чемпионов он был согласен выиграть и неказисто. И игру построил вполне логично и объяснимо, исходя из силы соперника, которую, пожалуй, только он, тренер, и оценил объективно. А потому даже слабый первый тайм еще ничего не значил. Нужен был один гол. Один момент. В итоге мяч был забит. А после...

    После к моему любимому фильму «В Брюгге». Если ты решил ограбить туриста, взял пистолет с холостыми патронами, а потом дал его отобрать и выстрелить себе в глаз, то, честно говоря, ты сам виноват, приятель. И дело тут, боюсь, уже не в очередном затмении, а в какой-то пугающей системе. Страшно и зябко ждать матча с «Порту» без Бруну Алвеша. Кипрская ночь с 13 на 14 сентября оказалась куда важнее для пересмотра системы ценностей петербургского болельщика, чем все мы могли подумать раньше.

    Никосия


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»