• У футбольных клубов могут появиться брендированные названия, это вопрос недалекого будущего

    Большие корпорации в деле

    04.09.19 16:01

    У футбольных клубов могут появиться брендированные названия, это вопрос недалекого будущего - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Стадионы уже носят брендированные названия, следующие на очереди – сами клубы.

    Если пообщаться с теми, кто родился в XXI веке или застал XX век только в несознательном возрасте, в их высказываниях можно уловить важную тенденцию восприятия современного футбола – матчи сборных смотреть неинтересно. Многие воспринимают наступающую как раз сейчас двухнедельную паузу как нечто лишающее их главного, лицезрения за постоянным калейдоскопом футбола клубного, точнее – корпоративного. Конечно, чемпионаты мира и Европы еще могут захватить молодежь самой атмосферой огромного фестиваля, но тратить время на отборочные игры вроде Венгрия – Словакия… «Пф-ф, кого там смотреть?!» – таков будет универсальный ответ.

    Сколько ни рассказывай о сложности исторических отношений между этими странами, ощущении настоящего дерби, бесполезно. Намного интереснее идеально «потребительское» дерби вроде «Арсенал» – «Тоттенхэм» на «туристическом» «Эмирейтс», где не осталось и четверти той здоровой неприязни молодых людей, которая витала над «Хайбери» в конце прошлого века. Зато от просмотра состава команд рябит в глазах – там так много самых разных флагов, как на петербургских мостах в День Военно-Морского флота.

    Почти у каждого второго персонажа на поле своя история, которая напрямую не привязана к его работе. Так, например, сейчас главный медийный лидер – Сеяд Колашинац, «супергерой», спасший Месута Озила от каких-то уличных «налетчиков», после чего обоих футболистов то ли охраняла лондонская полиция, то ли безвозмездно «крышевала» какая-то восточноевропейская преступная группировка. Ну как оторваться от такого сериала, когда тебе даже 20 лет? А если 15?

    А ведь за этой коммерческой «мифологизацией» стоят вполне конкретные люди и подконтрольные структуры. Тем же «Арсеналом» владеет Стэн Кронке, которому также принадлежат три клуба больших североамериканских лиг, по американскому футболу, хоккею и баскетболу. Кронке по-настоящему знаковый человек для американского спорта, но еще более серьезная фигура – его жена Энн Уолтон, наследница основателя компания Walmart Сэма Уолтона. Walmart – транснациональная ретейл-компания, к 90-м годам прошлого века ставшая сильнейшей в США, а затем проведшая экспансию по всему миру, совершив череду поглощений от Канады до Японии. Так, в американском списке Fortune 1000 с 2007 по 2014 год Walmart занимала первое место пять лет из семи.

    Этот небольшой экскурс был нужен для того, чтобы показать два существенных момента. Во-первых, становится понятно, что клубы уровня «Арсенала» принадлежат напрямую или косвенно, открыто или через подставные структуры самым серьезным игрокам мирового капитализма. Во-вторых, 1990-е стали отправной точкой, когда национальные монополисты стали превращаться в монополистов планетарного масштаба. Основы нынешнего положения дел в футболе были заложены как раз в то же время «делом Босмана». То, что казалось открытием не только границ, но и возможностей для всех, в действительности стало правом сильного обирать «малышей».

     

    С учетом того что тенденция, которая в последние годы уже сформировалась в Северной Америке, когда многие теперь болеют не за конкретный клуб, а за отдельных мегазвезд – медийных знаменитостей, постепенно проникает и в Европу, в среднесрочной перспективе могут наступить и новые изменения в футболе. Может быть, через какое-то время «большие игроки» спортивного рынка захотят навязать наименование своих брендов самим клубам. Так, еще пару десятков лет назад название стадиона по имени генерального спонсора или владельца казалось дикостью, но подавляющее большинство сверхсовременных арен носят «брендированные имена».

    Уже есть и первый пример титульного названия – «Ред Булл», имеющий команды под своим именем в Германии, Австрии, США и Бразилии. Даже в консервативной Англии была попытка сменить название «Халл Сити» на «Халл Сити Тайгерс», что вполне могло оказаться только переходным этапом. Если же в игру вступят самые крупные монстры бизнеса, противостоять тенденции будет крайне сложно. Тем более последние 30 лет футбол активно отрывают от его корней, а деградация института сборных, которому приходится довольствоваться второстепенным положением, только подтверждает эту тенденцию.

    И какой бы дикой фантазией это ни казалось сейчас, но, возможно, спустя 20 лет вместо «Арсенала» будет выходить команда Walmart. Хотя, возможно, и нет… Ведь к тому времени кто-то еще более крупный и богатый может перекупить этот клуб уже у самого Walmart, чтобы дать ему свое имя.

    Другие беспокойные колонки автора

    Смерть «Бери» однажды скажется на лучших клубах Англии, пузырь не может надуваться вечно

    Зачем в футболе появятся роботы-лайнсмены и к чему это приведет

    Букмекеры поглотили футбол, и с этим пора что-то делать

    Фото: AP; EPA


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»