• У ЦСКА – башня, у «Спартака» – аэродром Кто что строит, и когда это увидят болельщики

    18.12.06 15:59

    У ЦСКА – башня, у «Спартака» – аэродром Кто что строит, и когда это увидят болельщики - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Чемпионат, омраченный серией скандалов, завершился точно так же, как и предыдущий, с точки зрения распределения наград. И все-таки за всеми этими безусловно важными итогами нельзя забывать еще одно, не менее важное событие. А именно: массовое начало строительства новых стадионов.

    Сразу после окончания германского мундиаля мы говорили с Вячеславом Колосковым, долгое время возглавлявшим наш футбол и ныне представляющим его интересы в ФИФА и УЕФА, по поводу перспектив России выступить в качестве хозяйки мирового или европейского первенства. Ведь ни разу футбольные соревнования такого уровня у нас не проводились. Вячеслав Иванович тогда отметил, что кандидатура России однозначно получила бы одобрение, но… Вслед за коротким «но» последовало перечисление ряда обязательных условий, и первым в списке того, чего нам не хватает, значились стадионы.

    «Необходимо иметь 8–10 хороших стадионов, – пояснил Колосков. – Их вместимость должна быть от 40 до 50 тысяч».

    «Локомотив», «Лужники»... Других арен, отвечающих международным стандартам, у нас нет. Точнее, не было. Через пару лет, надеемся, появится сразу несколько. О начале работ по возведению собственных стадионов объявили ЦСКА, «Спартак» и «Зенит». Генеральная реконструкция ожидает «Динамо» в Москве и «Металлург» в Самаре. Совсем немного, и можно дотянуть до необхоимого количества. останется поработать над качеством. Нельзя сбрасывать со счетов и стадионы на периферии, довести которые до ума, в принципе, не сложно. Например, «Центральный» в Казани вмещает 30 тысяч зрителей, «Кубань» в Краснодаре – почти столько же, на юге есть еще «сорокатысячник» во Владикавказе.

    Но не все же сразу. Сначала стадионы, все остальное – потом. Как говорится, в России лед тронулся, господа присяжные заседатели! Точнее, представители соответствующих комиссий ФИФА и УЕФА!

    Но  упрямо  едет  прямо  на  «Динамо»…

    Эта известная песенка долгие годы была настоящим хитом. И ведь то, что народ, «позабыв о дожде», заполнял трибуны старейшей в стране спортивной арены, – действительно правда. Москва «вымирала» в дни футбольных баталий. Первоначальный проект Александра Лангмана и Леонида Чериковера начали претворять в жизнь методом народной стройки еще в 1926 году, а первую очередь гигантского по тем меркам комплекса завершили в 1928-м, аккурат к старту грандиозного спортивного события – Первой спартакиады народов СССР.

    Потом стадион не раз реконструировался, трибуны вмещали то больше 50 тысяч зрителей, то меньше 40 тысяч. На данный момент здесь, по официальным данным, 36 540 посадочных мест.

     

    Конечно, многое на нынешнем «Динамо» не соответствует современным требованиям, но коллектив работников, вот уже 20 лет возглавляемый Олегом Точеловичем, делает все возможное, чтобы на вверенном ему участке фронта максимально комфортно чувствовали себя и зрители, и футболисты. Уместно напомнить, что «Динамо» – домашняя арена не только одноименного клуба, но и ЦСКА. Двойная нагрузка, однако газон поддерживается в идеальном состоянии.

    Всем памятен момент, когда поле «Локомотива» оказалось безжалостно вытоптано участницами женского первенства мира, и сборной страны пришлось принимать хорватов на, мягко говоря, некачественной поляне. Естественно, следующий матч, с Израилем, команда Хиддинка проводила уже на динамовском стадионе.

    Однако реконструкция арены назрела. Как сообщили в градостроительном комитете при мэрии Москвы, необходимая документация готовится, а значит – ремонт грядет.

    «Пока не могу сказать ничего конкретного, – сказал в разговоре с корреспондентом «Спорта» Точелович. – Решение принималось ЦС «Динамо» совместно с городскими властями. Пока не будет окончательно утвержден проект, пока не станут ясны детали, вести предметный разговор на тему, что, где и как у нас изменится, я не готов».

    Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин пояснил журналистам, что работы на «Динамо» планируется начать в процессе реконструкции «Большой Ленинградки» – магистрали, соединяющей центр города с МКАД.

    В свое время президент и владелец ФК «Динамо» Алексей Федорычев собирался вложить в стадион около 150 миллионов долларов. Проект обновленной арены впечатлил: достаточно сказать, что планировалось «углубить» поле на 9 метров и за счет этого увеличить вместимость трибун до 50 тысяч. Возможно, динамовцы об этой затее не забыли…

    «Космический корабль» для «Зенита»

    Новую арену в Петербурге будут строить на Крестовском острове на месте стадиона имени Кирова, который уже полностью демонтирован. Открытие спортивного сооружения намечено к началу сезона-2009.

    В конкурсе проектов победило бюро японского архитектора Кишо Курокавы, предложившее стадион под названием «Космический корабль». Арена рассчитана на 62 167 зрителей, стоимость строительства оценивается в 225 миллионов 149 тысяч долларов. Стадион возведут на средства городского бюджета, полученные за счет налоговых отчислений от дочерних структур «Газпрома».

     Архитектурное бюро Курокавы основано в 1962 году, приняло участие в 38 национальных и международных конкурсах, в 34 из них заняло первые места. По проектам Курокавы построено более 80 объектов, среди них два стадиона в Японии – «Оита» (43 тыс. зрителей) и «Тойота» (45 тыс. зрителей). «Космический корабль» одобрили президент ФК «Зенит» Сергей Фурсенко и губернатор города Валентина Матвиенко. Но от Курокавы потребовали доработать проект. В итоге архитектор отказался от выдвижного поля, что позволит сэкономить 6 миллионов евро, и предложил делить футбольный газон на небольшие модули (площадью 2 квадратных метра), которые с помощью специальной техники будут при необходимости выносить со стадиона.

    Доработанный проект также предполагает застекление проемов в верхней галерее, чтобы зимой холодный воздух не проникал на арену. Растапливающую снег раздвижную крышу Курокава хочет построить в виде японского веера. 

    В планах архитектора провести вокруг стадиона «легкий надземный экспресс», который будет доставлять болельщиков в разные точки комплекса. Курокава собирается задействовать и причал – в расчете на то, что часть людей сможет добираться до Крестовского острова по воде.

    Самара  расстраивается

    Волжане, видимо, решили не размениваться по мелочам. Планируют не только достроить недостающую трибуну на «Металлурге», который недавно отметил свое 50-летие, но еще и держат в уме строительство новой, чисто футбольной арены. 

    Сначала о старой. В Самаре намерены потратить на ее реконструкцию 43,4 миллиона рублей. Но это начальная сумма, так что, скорее всего, она будет скорректирована. Ориентировочный срок сдачи рабочей документации, в соответствии с которой будет вестись реконструкция, – четвертый квартал 2007 года. После окончания работ трибуны «Металлурга» смогут вместить 38 тысяч зрителей.

    Тендер на право проведения реконструкции «Металлурга» и строительство новой арены, которая пока не имеет названия, выиграла фирма с длинным названием «Волгоэнергопромстройпроект». Безымянный стадион также будет рассчитан на 38 тысяч посадочных мест. В городе уже выделено место под его строительство, задача самарских проектировщиков – привязать готовый проект к местности. Срок сдачи документации – середина 2008 года.

    Что интересно: это будет новый для нашей страны тип стадиона, который предполагает, что кроме спортивной арены, основных и тренировочных полей в комплекс будут входить также здания гостиницы и офисных помещений.

    Вертолет – нет,  небоскреб – да

    В отличие от остальных клубов ЦСКА никаких презентаций своего стадиона не устраивал. Президент клуба Евгений Гинер так и сказал журналистам:

    «Мы не будем шуметь, а просто будем строить».

    В конце ноября проекты спартаковской и армейской арен рассматривали архитекторы вместе с мэром Юрием Лужковым. Юрию Михайловичу стадион ЦСКА явно не приглянулся.

    «Что-то несуразное получается!» – цитировали СМИ градоначальника, обескураженного видом башни-небоскреба.

    И все же армейцам удалось «отбить» свой проект. Естественно, с некоторыми оговорками. Пришлось отказаться от вертолетной площадки на крыше 30-этажного строения и немного «подретушировать» фасад запланированного с размахом здания.

    Стадион вступит в строй весной 2009 года. На его территории предполагается разместить клубный музей, детскую спортивную школу, а также фитнес-центр.

    Вместимость трибун – 35 тысяч, в том числе VIP-ложа на 600 персон. Поле будет комбинированным, как на «Локомотиве», – часть газона искусственная, часть – естественная. Так называемое «прошитое поле» предполагается оснастить подогревом, подогрев планируется и на трибунах, а в целях безопасности «зеленый прямоугольник» будет отделен от «торсиды» специальными выдвижными заборами.

    Красно-белые флаги на тушинском поле

    «Народная команда» долгие годы оставалась «бездомной». Можно понять растрогавшегося ветерана Никиту Симоняна, назвавшего день презентации спартаковского стадиона историческим.

    «Сбылась мечта многих поколений игроков!» – воскликнул Никита Павлович.

    Пока еще нет, но скоро сбудется, потому что завершить работы планируется к концу 2008-го.

    Сперва местом будущего строительства называли территорию около Ботанического сада, потом – в районе метро «Университет». Но в конечном счете сошлись на том, что арена будет возведена на Тушинском поле, на месте бывшего аэродрома. Для удобства болельщиков планируется «разморозить» станцию метро между «Тушинской» и «Щукинской». Она была построена, но так и не запущена.

    По словам председателя совета директоров клуба Леонида Федуна, стадион «Спартак» уникален и станет лучшим в Европе. Он будет состоять из двух арен в одном здании: открытой, предназначенной для 35 тысяч зрителей, и крытой – на 12 тысяч болельщиков. Как выяснилось, эти цифры были взяты не с потолка. Оказывается, специалисты провели широкомасштабный мониторинг, включавший анализ посещаемости матчей «Спартака» начиная с 1992 года. Вычислили: 35 тысяч мест – оптимальный вариант.

    Строительство обойдется красно-белым (точнее, их инвесторам) примерно в 150 миллионов евро. Судя по представленным на общее обозрение макетам, стадион «Спартак» действительно красив и комфортен. Остается надеяться, что немецкая компания «Хохтиф», занимающаяся претворением проекта в жизнь, сделает все не хуже, чем изображено на картинках.

    Кстати

    Не  прошли  сертификацию

    По решению первого заседания специальной комиссии РФС четырем клубам – московским «Локомотиву» и «Динамо», а также нальчикскому «Спартаку» и ярославскому «Шиннику» (несмотря на то что команда выбыла из премьер-лиги) – придется устранить ряд недостатков на своих домашних аренах. Только тогда их допустят к проведению домашних матчей чемпионата.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»