• Участник 47 марафонов «Дорога жизни» Григорий Колгашкин: Мне часы на руке мешают, а кто-то с мечом и щитом в руках бегает!

    Ветеран блокады пробежит марафон на берегу Ладожского озера

    25.01.17 19:57

    Участник 47 марафонов «Дорога жизни» Григорий Колгашкин: Мне часы на руке мешают, а кто-то с мечом и щитом в руках бегает! - фото

    Дорога жизни существует до сих пор. 29 января в 12.00 у памятника «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера стартует 48-й зимний марафон «Дорога жизни», посвященный 73-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В забеге часто принимают участие знаменитые спортсмены, но 85-летний житель блокадного города Григорий Колгашкин — самый опытный и, по-видимому, старейший участник грядущего марафона. Один из основателей соревнований, он участвовал во всех 47 предыдущих стартах и готовится к очередному забегу.

    Разменять пятый десяток «Дорог жизни» Григорию Ивановичу грозит помешать не здоровье, а петиции жителей Ленобласти. Администрация Всеволожского района признается, что поток жалоб зашкаливает. Марафон неоднократно пытались закрыть. Некоторые недовольные доходят до отправки писем Владимиру Путину. Перекрытое на много часов шоссе мешает жителям добираться до работы и провоцирует колоссальную пробку.

    Учитывая темпы роста Всеволожска, ситуация в ближайшие годы станет катастрофической. «Дорога жизни» может исчезнуть. Возможный выход (помимо переноса в другое место) — сокращение дистанции до полумарафона или хотя бы на несколько километров. «Тем более, что это в первую очередь историческое событие и дань памяти, — заявил Андрей Чуркин, руководитель Комитета по физкультуре и спорту Всеволожского района Ленинградской области, — Тогда как полная марафонская дистанция провоцирует людей думать только о спортивном результате».

    Сам Григорий Колгашкин рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», что желал того же еще много лет назад! Он и не думал создавать настолько длинный зимний марафон.

    В блокаду я не мог стоять на ногах

    — Как появился марафон «Дорога жизни»?
    — В 1970 году я был тренером ДСО «Труд». Мои ученики предложили пробежать от «Разорванного кольца» до «Цветка жизни». От одного блокадного памятника до другого. Нас помогал Деревообрабатывающий комбинат №2, который предоставил автобус. Участвовали пять человек. По этой трассе мы бегали три или четыре раза, после чего решили увеличить дистанцию до полного марафона. Хотя я не был согласен!

    — Почему?
    — Январь на дворе. Зимний марафон — огромная нагрузка. Я предлагал дистанцию 39 км, поскольку бегущий полную марафонскую дистанцию человек всегда стремится к результату, а показать хорошее время в зимних условиях очень сложно. Приходится долго напряженно готовиться. Но, как видите, ничто не может остановить бегунов! Люди выходят на «Дорогу жизни», стартуют если не на полную дистанцию, то на полумарафон или пятикилометровку.

     

    — Для человека, пережившего блокаду Ленинграда, беговые испытания уже не кажутся такими сложными.
    — Я пережил блокаду в Калининском районе. Мы жили на Ключевой улице. Это меня и спасло. В центре города, где было тяжелее, я бы не выдержал, потому что в блокадные месяцы был дистрофиком первой степени. Вы знаете, что это такое? Это когда человек не может стоять на ногах. Скелет, обтянутый кожей.

    — Ужас.
    — Таким я был мальчишкой меньше одиннадцати лет. Но война нас закалила. После окончания 8-го класса я пошел на завод «Редуктор» учеником токаря. Там встал на беговую дорожку, попал к тренеру Александру Макарову, который заставил меня тоже учиться на тренера. Я поступил в тренерскую школу, позже окончил институт Лесгафта и был тренером бегунов. Воспитал много учеников, работал в нескольких школах.

    Иногда иду по улице, а ко мне обращается человек, сам уже с детьми в коляске. «Помните меня?» Я по улыбке вижу кого-то знакомого, но узнать трудно…

    До 82 лет меня не ломало

    — Трудно представить, что вы бегали марафоны в середине 20 века и делаете это до сих пор.
    — В 1967 году мы с двумя друзьями совершили пробег Будапешт — Киев — Москва. За месяц преодолели 2127 км. Каждый день пробегали от 75 до 90 км. А уже в новом веке, пять лет назад я принял участие в чемпионате Европы по легкой атлетике среди ветеранов. Завоевал в своей возрастной категории два золота — 5000 м и 10 000 м! Позже одерживал победы на ветеранском чемпионате мира, а на «Дороге жизни» никогда не пропускал старты! Видимо, в этом году я буду старейшим участником нашего забега.

    — Вас трудно чем-то удивить на марафонской дистанции.
    — Больше всего меня поражают участники, которые зимний марафон бегут в летней одежде. В футболке и трусах! Не один год такое вижу и каждый изумляюсь. Еще помню одного участника, который бежал в костюме римского гладиатора — «спартаковца». Со щитом и мечом в руках. Полную марафонскую дистанцию пробежал! Мне во время бега часы на руке мешают. Даже на беговой дорожке, даже на трехкилометровой дистанции. А он с мечом и щитом отпахал 42 километра.

    — Ваши собственные ученики такого не делали?
    — Был у меня один ученик, татарин, так у него 13 детей. А он находил возможность тренироваться и выступать на соревнованиях. Это меня тоже удивляло. Кстати, сейчас совсем маленькие дети часто выходят на длинные старты. Я обращаю внимание тренеров и организаторов на то, что это неправильно. Для ребенка один-два километра — уже много, потому что сердечная мышца еще окончательно не сформировалась. Считаю, до 13-14 лет заниматься бегом на длинные дистанции вредно.

    — Дадите несколько советов будущим участникам «Дороги жизни» и всем, кто занимается зимним бегом по холоду?
    — Все индивидуально. Каждый должен ощущать свой организм. Мне, например, до 82 лет казалось, что я молодой. Бегал без труда. На 83-м году жизни внезапно почувствовал приближение старости. Сперва не понял, что происходит. Около года меня ломало. Не мог бегать. Тогда я перешел на ходьбу. Гулял по нашему городу, в который влюблен. Ехал в любой район на транспорте, а обратно возвращался домой пешком. Проходил три, четыре часа. Обходил весь Васильевский остров по кромке воды.

    — Здорово.
    — Потом период ломки прошел. Я снова начал бегать, но уже в ином ритме. Спокойно, без гонки за результатами, только для поддержания себя в хорошей форме. 29 января на «Дороге жизни» побегут многие мои ученики. Это будет воскресенье, а субботу они еще хотят бежать ветеранский турнир на Зимнем стадионе. Агитируют меня тоже принять участие в забеге на 1,5 км! Скажите, что делать? В субботу размяться, а воскресенье бежать всерьез? Не знаю (смеется). Спасает одно. На «Дороге жизни» в своей возрастной категории старше 85 лет я, наверно, окажусь единственным участником. Не надо ни с кем соревноваться.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»