• Участник Олимпиады — 2008 Игорь Лисовенко: «Яхтсмен растет на берегу»

    На Играх в Пекине выступит молодой яхтсмен из Таганрога Игорь Лисовенко. Восходящая звезда парусного спорта в классе «Лазер Стандарт» успешно прошел олимпийский отбор.

    Со штангой в руках играю в шахматы

    — Игорь, как вы пришли в яхтенный спорт?
    — Море, чайки, белые паруса и яхты — ко всему этому тянуло меня давно. В секцию яхтинга, правда, забрел не самостоятельно. В десять лет мой друг Саша Божко позвал посмотреть гонки яхт. Понравилось. Когда мне предложили заниматься яхтенным спортом, согласился. Кстати, Александр тоже добился определенных высот — стал бронзовым призером чемпионата России. В детстве мы с ним даже выиграли чемпионат Европы в командных гонках в Италии.

    — Родители одобрили увлечение?
    — Конечно! Родители вначале даже подталкивали, следили, чтобы не пропускал тренировок. Мы на море, заняты делом, и у них душа на месте.

    — С чего начали постигать искусство гонок?
    — Все делают первые шаги на яхтах класса «Оптимист». Это как обучение в начальной школе — детвора привыкает к судну, учится им управлять. «Лазер Стандарт» — яхты с парусом площадью семь квадратных метров, это уже атлетичный профессиональный взрослый класс. В этом разряде и буду гонять на Олимпиаде. Резкий переход сразу с одного класса на другой нежелателен. Между этими ступенями есть еще несколько так называемых обучающих классов. Например, «Лазер Радиал», в котором парус почти на два квадратных метра меньше. Если парня лет четырнадцати перевести сразу с «Оптимиста» на «Лазер Стандарт», он походит на тренировки неделю, плюнет на это дело и больше не появится. «Лазер» — класс для мужиков, требующий недюжинной силы. Сама яхта не очень устойчива, любое неверное движение рулем при высокой скорости может ее перевернуть. Отсюда и экстремальность этого вида. Все приходит только с опытом.

    — Но внешне вы не производите впечатление «качка»…
    — Это правда, но внешнее впечатление зачастую обманчиво. Понимаете, можно накачаться до невероятных размеров, но нужного эффекта и не получить. Прежде всего нужна силовая выносливость. Яхтсмена часто характеризуют как человека, находящегося под душем со штангой в руках и при этом играющего в шахматы. Ты постоянно в напряжении, отовсюду поливает морской водой и при этом надо продумывать маневры. Поскольку, если немного ошибешься в тактике, призовых мест не видать. В яхтенном спорте очень высокая плотность результатов — в течение двух минут иногда финишируют около сотни лодок.

     

    — Первую серьезную победу хорошо помните?
    — Первый чемпионат Европы я выиграл в клубных командных гонках в классе «Оптимист», еще когда Влас Алексеевич Кадетов (нынешний первый вице-президент Российской яхтенной федерации. — «Спорт») был директором нашего яхт-клуба. Практически за собственные деньги руководство покупало тогда яхты и инвентарь. Наша команда тогда стала лучшей. Могу с уверенностью сказать, что команда парусного центра в классе «Лазер Стандарт» в Таганроге всегда была довольно сильной. Сейчас меня тренирует Денис Рожков, как сказали бы в футболе, играющий тренер, поскольку сам активно продолжает участвовать в гонках. Всего, чего достиг, — это вместе с командой, не было бы ее — не было бы и результатов. Жаль, что школа сейчас у нас практически не функционирует, но поговаривают, что скоро яхт-клуб заживет новой жизнью.

    Недаром наш вид называют королевским

    — Чего хотели бы добиться в Пекине?
    — Моя спортивная мечта — выиграть на Олимпийских играх медаль, даже неважно, какого достоинства. Но сейчас мы с тренером не ставим грандиозных задач. Конкуренция очень высокая, но выступить хочется достойно, быть в десятке. 27 июля мы, 15 яхтсменов, вылетаем в Пекин. На Олимпиаде будет десять гонок, в которых участвуют спортсмены из сорока стран. По результатам десяти предварительных для первой десятки состоится медальная гонка. Она будет проходить по небольшой дистанции, минут на 20 (обычная дистанция занимает 40–50 минут) и практически у самого берега, что сделает ее очень зрелищной. Я был уже в Циндао, где состоятся гонки, там построили красавец-стадион на берегу моря.

    — Знаю, что у спортсменов практически не бывает свободного времени.
    — Я не исключение. Хотя если время есть, провожу его с любимой девушкой Катей. С ней отдыхаю психологически, да и она входит в нашу яхтенную команду парусного центра, и оттого — самый лучший мой талисман. Еще общаюсь с друзьями, иногда посещаю бильярдный клуб, футбол смотрю. Только не могу назвать себя заядлым болельщиком. У нас в парусном центре есть верфь, на которой возводят яхты. Недавно Михаил Кадетов построил там по итальянскому проекту яхту «Прима», и процесс создания лодки мне очень интересен, смотрю и кое-чему учусь. Недавно мы с командой ездили в Москву на презентацию яхты — все было очень здорово и, главное, красиво. Недаром ведь яхтенный спорт называют королевским. Не только из-за дороговизны лодок, но и из-за красоты. У нас ведь показатель достатка — роскошный особняк, шикарное авто, а на Западе оценивают прежде всего по твоей яхте. Хорошо, что и в нашей стране начинают думать в этом ключе, обеспеченные люди со своей командой даже участвуют в коммерческих регатах. Например, в таком классе яхт, как Trans Park 52, где вообще гоняют одни короли и принцы. Представляешь, только экипаж яхты 14 человек! Иногда к участию в таких гонках приглашают и профессиональных яхтсменов.

    — Тебе приглашения в них поучаствовать уже поступали?
    — Да, но я сейчас занимаюсь профессиональным спортом, и отвлекаться на что-то другое не хочется. К тому же это еще всегда успеется. В яхтенном спорте практически нет возраста. Даже на пятом десятке лет, если ты в хорошей форме, вполне можешь гонять по волнам. Я знаю людей, которые с детства занимались яхтенным спортом, а сейчас, в зрелом возрасте, реставрируют эти же яхты и продолжают выходить в море на парусах для собственного кайфа. Если человек серьезно увлечен, то связь с яхтой не порвется никогда.

    — Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы добиться результата?
    — Главное — должно быть стремление, и работать нужно много, только совершенствуясь, можно чего-то достигнуть. Возможно, сразу результат не придет, и поэтому упорство не помешает. Яхтсмен воспитывается на берегу — воспитание, сила воли и характер формируются еще в детстве, а в море только оттачиваются.

    Таганрог


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»