• Участник Суперсерии 1972 года Евгений Зимин: «Нас похоронили заживо»

    12.09.12 01:33

    Именно строчкой из знаменитой песни группы «Чайф» — «Не спеши ты нас хоронить» — мне бы хотелось начать интервью с Евгением Зиминым, автором первой заброшенной шайбы в ворота канадской сборной в легендарной Суперсерии 1972 года, когда зазнавшиеся профессионалы впервые прочувствовали на себе, что такое русский хоккей.

    — В Петербурге, где проходил один из этих матчей, вас не оказалось. Приболели?
    — На этот раз, наоборот, был жив-здоров. А почему не приехал? Потому, что такая организация. Могу вам зачитать приглашение. Минутку. Где же мои очки? А, вот они!

    «Зимину Евгению Владимировичу. При поддержке президента РФ В.В Путина в рамках празднования юбилея Суперсерии СССР — Канады 1972 года и Кубка Канады 1987 года...»

    Здесь Евгений Владимирович сделал отступление:

    — При чем здесь вообще Кубок Канады, который каждый год проводится? (На самом деле было проведено пять Кубков Канады — в 1976, 1981, 1984, 1987 и 1991 годах. — «Спорт»).

    — Дальше подробности того, где и что будет проходить, — продолжил Евгений Владимирович. — Еще в письме написано: один из главных моментов — оказание материальной помощи ветеранам хоккея и их семьям. «Благотворительная помощь будет оказана из средств некоммерческого партнерства клуба «Легенды хоккея» при поддержке правительства РФ. Данные средства налогообложению не подлежат. Просим вас отправить данные вашего расчетного счета».

    — И что же было дальше?
    — А дальше мне позвонили, взяли данные расчетного счета. И все. Но ведь для того, чтобы купить билет, надо хотя бы знать данные паспорта! А мне никто ничего не сказал. Был на двести процентов уверен, что поеду на матч! В итоге мне позвонили только накануне отъезда и заявили: «Вы ведь не сказали, что поедете!» Неужели мне надо было бегать и клянчить: «Возьмите меня в поездку, пожалуйста!»? Между прочим, если помните, в той серии мне удалось первым забросить шайбу в ворота канадцев! При этом, Таня, могу тебе сказать: жен игроков приехало много! Не наших жен. Нас самих осталось раз, два и обчелся. Приехала от сборной 1972 года целая делегация, среди всех этих людей, нас, игроков той сборной, по пальцам можно было пересчитать! Но ведь мы еще живы! А так нас, получается, заживо похоронили.

    — И даже данные паспорта не взяли?
    — Представьте себе, нет! Это самое настоящее хамство. В итоге почему-то меня, Шадрина, Старшинова и других хоккеистов Суперсерии просто выкинули. Нас не оказалось в Питере и Ярославле.

     

    — Как вы считаете: правильно это или нет?
    — Нет, конечно. Понимаете, наша серия перевернула весь хоккейный мир. Мы многое взяли у профессионалов, они — у нас. Наша серия не идет ни в какое сравнение по значимости с Кубком Канады 1987 года. Не знаю, почему их вообще объединили. Нашу Суперсерию канадский народ поставил по значимости на пятое место в своей истории, а на шестое — Вторую мировую войну. Можете себе представить масштаб политический?

    — Лично мне здесь видится только тот факт, что не прочувствовали они на себе ту войну и не понимают масштабов нашей трагедии.
    — Канадцы воевали.

    — Но не так, как мы.
    — И тем не менее они ту серию помнят и чтут. У них есть огромная экспозиция в музее Зала славы на эту тему. Потому что понимают: больше такого не будет. Кстати, недавно фильм художественный сняли про Боброва и Тарасова. Не картина, а порнография. Есть монологи: и Павлова, и Чернышева. Даже Брежнева туда приплели. Где-то читал, что Тихонов со мной согласен: самая настоящая пошлость. Половина — самое настоящее вранье. Полфильма у Тарасова на столе бутылка водки стоит. Даже жена его в фильме якобы с утра говорит: «Пока не позвонишь Павлову — не налью!» Но ведь это настоящий маразм! Лично присутствовал на совещании Тарасова с Чернышевым и Боброва с Пучковым, вашим, кстати, питерским. Тогда, когда Тарасова от сборной освободили. Его действительно Павлов проводил. Чернышев тогда сказал, что им с Тарасовым на двоих уже больше ста лет, а Всеволод Михайлович и Николай Георгиевич еще молодые, пусть проведут чемпионат мира, мы отдохнем. Павлов сказал: «Хорошо, так и сделаем». Уход тренеров с их поста был очень мягким. В фильме же словно Павлов вызывает Чернышева и спрашивает: «Будете ли работать в сборной?» Тот отвечает: «Я не против. Но одно условие: Тарасова убрать».

    Здесь Евгений Владимирович искренне засмеялся и добавил:

    — Может, такое и было, но не уверен. Они сами хотели уйти, отдохнуть и были почему-то уверены, что Бобров с Пучковым проиграют и их вернут. Но хотя наша сборная и потерпела поражение на чемпионате мира — 1972, Тарасова с Чернышевым никто не вернул. Вот и вся история.

    — А я вас в Ледовом искала глазами. Жаль, не нашла.
    — Знаете, меня в Питере всегда любили. Простите, ребята, что не приехал. Конечно, такое отношение — безобразие. И не меня одного оно оскорбило.

    — А кто конкретно отвечал за организацию?
    — «Легенды хоккея». Испытал легкий шок даже президент ФХР Владик Третьяк. Поймите, у нас уже возраст и вряд ли еще представится шанс встретиться всем вместе. Очень хочу, чтобы люди меня услышали.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»