• Участница сборной России по синхронному плаванию Ольга Кужела: Мне снятся кошмары

    18.03.07 16:00

    Программа чемпионата мира по водным видам спорта традиционно начинается соревнованиями по синхронному плаванию. Первый комплект наград будет разыгран в комбинации. Естественно, главный фаворит в этой дисциплине – сборная России. В ее составе выступает единственная представительница Петербурга в синхронном плавании – Ольга Кужела. С ней накануне старта и побеседовала корреспондент «Спорта».

    В воде замерзаем

    – Легко ли проходит акклиматизация в Австралии?
    – Не сказала бы. Сейчас на улице было под тридцать градусов жары. Последние десять дней мы провели на сборе в Китае – а там теплее, чем в Москве, – но все равно резкая смена климата тяжело переносится.

    – К разнице во времени уже привыкли?
    – Мне кажется, наши организмы уже перестали понимать, что происходит. В Китае 12 марта провели вечернюю тренировку, за пару часов собрали чемоданы – и на самолет в Мельбурн. Едва прилетели, кинули вещи в гостиницу – и снова в бассейн. Тренировки тоже постоянно в разное время: то в шесть утра, то в семь по местному времени. Вставать приходится ни свет ни заря. Уже не помню, когда мы высыпались.

    – Организаторы чемпионата соорудили бассейн внутри знаменитой теннисной арены имени Рода Лэйвера, на которой еще два месяца назад игрались решающие матчи Australian Open. Как вам такое ноу-хау?
    – К такой ванне сложно привыкнуть – она рассчитана в первую очередь на пловцов. Вода, к примеру, очень холодная. На первых тренировках мы просто замерзали. Попросили организаторов включить дополнительный подогрев, они вроде бы сделали, но все равно холодно. Кроме того, трибуны расположены не как обычно. Поскольку для синхронисток очень важно правильно ориентироваться в бассейне, это осложняет нашу работу. Но мы не жалуемся. Справимся.

    – Нынешний чемпионат будет отличаться от предыдущего, дебютного для вас?
    – В Канаде я, естественно, больше нервничала. К тому же там соревнования проходили на открытой воде, что для всех нас было непривычно.

    Из всех передряг сама вылезала

    – Вы родились в Ленинграде, но последние несколько лет постоянно живете в Москве. И кем вы себя ощущаете: жительницей столицы или все-таки петербурженкой?
    – Петербург – мой родной город, здесь у меня живут родители и брат. Но так сложились обстоятельства, что я была вынуждена уехать в Москву. Когда мне исполнилось 13 лет, мой тренер Мария Владимировна Ильина ушла в декретный отпуск. Мне нравилось заниматься синхронным плаванием, бросать не хотелось. Поэтому, когда поступило предложение уехать в столицу, мама посоветовала его принять. Я согласилась. Кстати, мой наставник так из декретного отпуска и не вышла. Сейчас она уже четверых детишек воспитывает.

     

    – Неужели не страшно было в 13 лет уезжать из дома?
    – Страшно, конечно. Эмоции были колоссальные. Я столько плакала, так скучала по дому, по родным – не передать. А всевозможных передряг сколько было! Из всех мне приходилось выпутываться самой. И в школе бывали проблемы, и просто в жизни. Заступиться за меня было некому. Даже поплакаться некому, разве что маме по телефону.

    – Не просили забрать домой?
    – Кричала, что не могу больше. Мама тоже срывалась, просила собирать вещи и ждать ее. Потом обе успокаивались. Мама говорила, что нужно потерпеть, что я сама этого хочу и не смогу без этого жить.

    По восемь часов проводим в воде

    – Не жалеете о своем решении заняться именно синхронным плаванием?
    – Нет. Раньше думала, что, может быть, стоило пойти по маминым стопам. Она у меня мастер спорта по плаванию и парашютному спорту.

    – Вы, наверное, тоже с обычного плавания начинали?
    – Конечно. Но бултыхаться в бассейне от бортика к бортику мне было неинтересно. С другими детьми тренеры много занимались, а я и так все умела. Мама понимала, что мне скучно, и решила отдать меня в синхронное плавание. Мне оно показалось куда занимательнее. Так вот и осталась.

    – Ну а с парашютом прыгали?
    – Нет. Мама предостерегает от столь рискованного шага. Понятно, что если захочу, то прыгну непременно. Но пока меня что-то останавливает.

    – Не рисковая вы девушка. На автомобиле хоть катаетесь?
    – Нет. Все никак права не могу получить. Осталось сдать последний экзамен, но все упирается во время. Страшно сказать, в Петербурге-то я последний раз была в ноябре. Может, после чемпионата мира хоть на пару дней удастся выбраться.

    – Ходят слухи, что наставники вас тренируют чуть ли не до потери пульса...
    – Ну не до такой степени, но «пашем» мы действительно много. На сборах обычно по восемь часов проводим в воде: четыре часа утром и четыре вечером. Плюс еще два часа в зале. При таком режиме ни на что другое времени не остается. Если и выдается выходной, то успеваю только выспаться да прогуляться.

    – Синхронное плавание по ночам не снится?
    – Еще как снится, и не только мне. И выполняем все элементы во сне, и просыпаемся в ужасе. Всякое бывает после таких тренировок.

    – Непосредственно к соревнованиям долго готовитесь?
    – Обычно по часу на всеобщее «закалывание» тратим: делимся на пары и друг другу делаем прическу, заливаем ее желатином, чтобы во время выступления ни одна прядка не выскочила, не испортила общего впечатления. А потом, уже после соревнований, по полчаса стоишь в душе, отмокаешь. По-другому волосы в порядок не привести.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»