• Удар Алдонина в вечность

    «Рубин» — ЦСКА — 0:1

    01.06.09 22:44

    Удар Алдонина в вечность - фото

    Фото: ПФК ЦСКА / Аксёнова А.

    За финальным матчем Кубка России — 2008/09 корреспонденты «Спорта» Елена Григорьевская и Кермен Дзацети наблюдали от кромки поля и с трибуны. Вот как выглядели ключевые эпизоды игры с двух этих ракурсов.

    Взгляд с трибуны. Фора в Мамаева

    Финал это всегда финал, несмотря на всю предыдущую историю. Пусть «Рубин» никогда раньше хрустальной чашей не владел, а ЦСКА в случае победы получал Кубок на вечное хранение, кто бы измерил разницу в степени мотивации соискателей?

    Все предварительные прогнозы и прикидки полетели в тартарары с удалением Мамаева, случившимся в самом начале. И ведь произошел несчастный случай с Павлом, пару дней назад получившим приглашение в сборную, неожиданно, в ситуации, которая ничего особенного не предвещала. Армейцы отправились в чужую штрафную на собственный «стандарт», Сесар Навас от всей души приложился к мячу, отправив его подальше, а Мамаев, оставленный сторожить Алехандро Домингеса, на мгновение замешкался и вынужден был «ловить» ракетой вылетавшего на рандеву с Игорем Акинфеевым аргентинца. Безусловно, правильное решение Сухины в тот момент показалось несправедливым. Не потому, что арбитр чего-то там не разглядел, а скорее потому, что футбольный праздник, коего ожидали от лидеров последних двух сезонов, на этой красной карточке мог и закончиться.

    Взгляд от кромки поля. «Уже, играйте уже!»

    Армейский полузащитник и сам сразу понял, что удаления ему не избежать. Увидев красную карточку, Павел понурил голову. Тщетно Акинфеев старался отстоять партнера, активно объясняя Станиславу Сухине свое видение ситуации. Проходя мимо скамейки запасных, Мамаев даже не взглянул на тренера, лишь похлопал болельщикам, скандировавшим его фамилию. Несколькими минутами позже Мамаев попытался вернуться, чтобы посмотреть матч, но суровый резерв­ный арбитр указал ему «на дверь».

    Как только его команда осталась в меньшинстве, Зико принялся активно подсказывать футболистам, как им нужно перестроиться. «Уже, играйте уже! — надрывался вместе с тренером переводчик Максим Головлев. — Компактнее!» Находившийся дальше всех Юрий Жирков знаками показал, что все понял. На скамейке «Рубина» особой активности не наблюдалось: Курбан Бердыев продолжал сидеть с невозмутимым видом, его помощники тоже.

    Взгляд с трибуны. Число против умения

    Коррективы пришлось вносить и тем, и другим. ЦСКА откатился за центральную линию, а «Рубин», явно сам намеревавшийся сыграть вторым номером, вынужден был отступить от намеченного плана. Как это ни парадоксально прозвучит, но показалось, что численное неравенство принесло казанцам больше вреда, чем армейцам. С одной стороны, дружина Бердыева чувствовала, что должна идти вперед и нагнетать давление, с другой — опасалась нарваться на острый контрвыпад. Тем более что до окончания тайма Александр Рязанцев и Кристиан Нобоа «повисли» на карточках. «Рубин» атаковал чаще, но его начинаниям не хватало агрессии. Домингес и Карадениз понадеялись друг на друга, когда нужно было решать судьбу эпизода, и Акинфеев забрал мяч у них под носом. Нобоа приложился из-за пределов штрафной, а в следующем эпизоде почему-то решил замкнуть прострел Домингеса пяткой. ЦСКА выглядел в эти минуты более надежным и предсказуемо сделал ставку на «стандарты». Чаще всего казанцы фолили на Даниэле Карвалью, выступавшем в роли связующего звена между линиями. Сам же и исполнял львиную долю штрафных и угловых. Минимум дважды Сергей Рыжиков вынужден был спасать команду от выстрелов бразильца, еще раз ему пришлось кошкой бросаться в угол после удара Маазу, ассистировал которому, ясное дело, Карвалью.

     

    Взгляд от кромки поля. Обезвоживание

    Жара стояла удушающая. Игроки ЦСКА гораздо чаще пили. Когда у их ворот разыгрывался штрафной или угловой, защитники армейцев то и дело подбегали к контейнеру с водой, лежавшему в дальнем углу у сетки ворот. К концу тайма бутылки опустели, и администраторам ЦСКА пришлось совершить пробежку, чтобы пополнить запасы «пресного топлива».

    Привыкший к солнцепеку Зико и не думал уходить в тень. Он постоянно что-то подсказывал своим игрокам, подбадривал, заводил. А Игорь Акинфеев решил завести трибуны, взмахами рук показывая болельщикам, насколько важна для армейцев поддержка трибун.

    Взгляд с трибуны. Шальная пуля опаснее всего

    Начало второго тайма осталось за «Рубином». По всей видимости, в раздевалке тренерский штаб объяснил, что и как нужно делать в сложившейся ситуации, и казанцы принялись реализовывать эти идеи. Судьба Кубка висела на волоске: пробей вместо паса Карадениз из убойной позиции, попади Навас с двух метров, окажись поудачливее Сибайя, отправивший мяч в штангу, укажи Сухина на «точку», когда вышедший на замену Александр Бухаров упал на газон в борьбе с Василием Березуцким, наверняка страна чествовала бы другую команду. Но «если бы да кабы» на табло отражения никогда не находят. Когда натиск казанцев пошел на убыль, ЦСКА вернул игре прежний рисунок, а в концовке стал даже более активен. Василий Березуцкий, Жирков, Карвалью подбирались к голу, но пала крепость Рыжикова от ноги Алдонина. Евгений в компенсированное время, когда казалось, что двух таймов по 15 минут не избежать, перехватил мяч и с «неродной» левой неотразимо послал его низом.

    Третье подряд рандеву «Рубина» и ЦСКА в ранге чемпиона и вице-чемпиона осталось за армейцами. Первая победа (4:0) на финише прошлого сезона не принесла красно-синим ничего, кроме морального удовлетворения, вторая (2:1) — пополнила коллекцию трофеев Суперкубком, теперь вот ЦСКА отстоял Кубок. Кубок, который останется в клубном музее навсегда.

    Взгляд от кромки поля. Неожиданная развязка

    Армейский наставник спокойно стоял на границе технической зоны. По всей видимости, Зико уже подбирал слова, чтобы объяснить игрокам, что от них потребуется на протяжении двух дополнительных таймов. Возможно, тренер прикидывал, какие замены стоит произвести и кого в случае чего отрядить исполнять серию пенальти. И вдруг…

    Евгений Алдонин с радостно вскинутыми в небо руками во всю прыть несется к скамейке запасных. Ему навстречу бросаются все, кто там находился. На трибунах творится что-то невообразимое, но еще большее празднование начинается с финальным свистком: песни, пляски, радость, бьющая через край.

    В противоположном стане, наоборот, уныние. Сергей Рыжиков, рухнув на газон, натянул на лицо майку. Баляйкин, Домингес, Бухаров бредут с поля, понурив головы… Они снова проиграли ЦСКА… 

    «Рубин» — ЦСКА — 0:1

    • Гол: Алдонин, 90+1.

    • Удаления: Мамаев, 13 (фол последней надежды).

    • Предупреждения: Рязанцев, 22; Нобоа, 36; Алдонин, 56; Баляйкин, 59; Карадениз, 78; Навас, 82; Шаронов, 88; Жирков, 90.

    • Судьи: Сухина (Малаховка), Целовальников (Астрахань), Пантелеев (Тула).

    31 мая. Химки. «Арена Химки». 15 000 зрителей


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»