• Уход в отрыв

    Тактика

    19.08.09 00:09

    Уход в отрыв - фото

    Фото: сайт РПЛ

    «Рубин» и «Спартак», продолжая побеждать, ушли в отрыв от преследователей, каждый из которых в восемнадцатом туре имел проблемы. К преследователям, к слову, благодаря выигрышам присоединились «Локомотив» и «Зенит», но вся группа уже заметно отстает от казанского и спартаковского клубов.

    В большинстве матчей с участием ведущей группы команд (за исключением, наверное, игры «Рубин» — «Терек», в которой чемпион и лидер вчистую превосходил соперника) велась напряженная борьба (даже во встрече «Амкар» — «Зенит»), и нельзя было не обратить внимания, пусть даже вскользь, иногда, на тактические варианты, предъявленные клубами.

    Перестройка на ходу

    Выход Гонсалеса резко переломил ход встречи «Локомотив» — ЦСКА. Чилиец раз за разом стал переигрывать Кузьмина и доставлял неприятности обороне «Локо». Самой большой из них стал ответный гол: нацеленная передача дебютанта ЦСКА с левого фланга, пропуск мяча Вагнером и точный удар под перекладину Дзагоева. Юрий Семин перебросил защитников с одного фланга на другой, и к Янбаеву, ставшему опекать Гонсалеса, добавил Гатагова.

    Перестройка по ходу матча отмечена в «Москве». Выход на поле Голышева едва не привел ко второму голу в ворота «Спартака», защитники которого прозевали проход появившегося на замену игрока, но удар которого отразил Джанаев.

    Ставка на Гонсалеса

    Игнашевич точно заметил, что после выхода на поле Гонсалеса 80 процентов атак ЦСКА стали строиться через новичка. Надо полагать, к такому решению армейские футболисты пришли прямо на поле — как только убедились в умении чилийского полузащитника выбирать в атаке вариант, для соперника в той или иной ситуации самый неожиданный. Проход к лицевой линии и нацеленная передача, дриблинг с перемещением в центр и открывание под пас, подключение к атаке партнера — все это Гонсалес делал вовремя и точно. Но ровно до тех пор, пока Юрий Семин не отправил на чилийский фланг Янбаева и не выпустил в эту зону Гатагова. Эта пара атакующий пыл Гонсалеса поумерила. Пока незаметно, чтобы чилиец преуспевал, как, скажем, Жирков, вместо которого он был приобретен, в оборонительных действиях. Вовсе не исключено, что в обороне ЦСКА под Гонсалесом непременно будет играть футболист, умеющий обороняться и атаковать. Положим, Щенников.

    Раскрепощенная середина

    Без Адвоката зенитовская середина, показалось, раскрепостилась. Причем настолько, что в начале пермского матча это напоминало разболтанность. Сложно сказать, что повлияло на перемены в действиях полузащитников «Зенита», на которых большей частью строится игра команды, — управление со стороны Анатолия Давыдова или взыгравшее после 0:2 самолюбие, — но благодаря этим переменам все во встрече повернулось на 180 градусов.

     

    Группа зенитовских полузащитников стала выглядеть мобильной, перемещения внутри нее — осмысленнее. Хусти, Зырянов и Семшов при поддержке одного из «опорников» (Широков) агрессивнее заиграли в атаке. При обороне «Зенит» выстраивал сразу две линии из хавбеков. Первую составляли Хусти и Семшов, которым помогал Корниленко, неугомонно носившийся по полю после потери мяча. Вторую — Широков, Денисов и Зырянов, создававшие мощный кулак, располагавшийся перед парой центральных защитников. Это было чрезвычайно важно, поскольку о сыгранности Ломбертса и Мейры говорить преждевременно.

    Схожесть схем

    Надо сказать, «Зенит», «Москва», «Спартак», «Локомотив» действуют по схемам примерно одинаковым. Разумеется, у каждой команды есть свои нюансы, свои детали, связанные с подбором исполнителей, но схожесть заметна. Один так называемый чистый форвард (Корниленко, Маренич, Веллитон, Сычев). У всех по три игрока, которые занимают места под нападающим и с той или иной степенью активности участвуют в оборонительных действиях (Хусти — Зырянов — Семшов; Ставпец — Вукич — Самедов; Яковлев — Алекс — Быстров; Билялетдинов — Глушаков — Одемвинги). Разнятся, понятно, уровень компактности и система перемещений внутри этих линий. Спартаковцы играют шире, «Локомотив» уже. В «Локо» и «Москве» полузащитники чаще меняют друг друга, нежели хавбеки «Зенита» и «Спартака». Яковлев и Быстров задают скорость игре. Одемвинги и Билялетдинов (или Глушаков) играют медленнее. Хусти, скажем, больше, чем Яковлев уделяет внимание обороне. Но все это, стоит повторить, частности, на общую картину мало влияющие.

    Даже ЦСКА (пусть много сейчас разговоров о возвращении к схеме с тремя защитниками) играет примерно так же. Разве один форвард (Вагнер Лав), Щенников, Дзагоев и тяготеющий к игре на левом фланге Красич — не калька с вышеприведенных вариантов конкурентов по чемпионату? С выходом же на поле Гонсалеса ситуация вообще стала ясной, как божий день. Гонсалес — Дзагоев — Красич под Вагнером, два опорных (Алдонин и Мамаев), четыре защитника (Алексей Березуцкий, редко появлявшийся впереди, резко сместился влево, Игнашевич, Василий Березуцкий и Шемберас).

    Атакующие защитники

    В схемах-вариантах важнейшая роль отведена крайним защитникам. В «Москве» это Дакоста и Набабкин, в «Спартаке» — Паршивлюк и Макеев, в «Локо» Янбаев и Кузьмин, в «Зените» Ширл и Анюков, в ЦСКА Шемебрас и — после перестановок — А. Березуцкий. Наиболее сбалансированные в том, что относится к обороне и атаке, — Паршивлюк, Макеев, Янбаев, Анюков. Остальные больше внимания уделяют оборонительным действиям. Можно предположить, что атакующая мощь ЦСКА была бы выше в том случае, если бы на флангах играли пары футболистов, с одинаковой степенью умения и надежности действовавшие бы в обороне и атаке. Как это было, например, когда вместе выходили на поле Щенников и Жирков.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»