• Успеть за год

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    15.05.17 23:14

    Успеть за год - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK Photo

    Корреспондент «Спорта День за Днем» вместе с известным петербургским кинокритиком, членом Союза кинематографистов, Гильдии киноведов и кинокритиков Алексеем Дунаевским разбирается, какое место должно занимать спортивное кино в преддверии чемпионата мира 2018 года.

    Вторая серия «Легенды № 17»

    Единственный фильм, выход в свет которого публично привязан к чемпионату мира 2018 года, — «Тренер». Картина появится в апреле 2018 года, ее снимают компании «Кинослово», «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» и DK Entertaiment, режиссером выступил Данила Козловский. Он же сыграет главную роль — бомбардира национальной сборной Юрия Столешникова, который в решающий момент не забивает пенальти. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и становится тренером маленькой провинциальной команды «Метеор». Съемки фильма уже начались.

    — Полагаю, картина «Тренер» не будет иметь никакого отношения к чемпионату мира по футболу, — считает Дунаевский. — Это будет просто рассказ о тренере, предусмотренный сценарием. К слову, в Германии была выпущена лучшая игровая картина о футболе «Чудо Берна». Она была посвящена победе сборной ФРГ на чемпионате мира 1954 года в Швейцарии и была приурочена к турниру 2006 года. Это была совершенно внятная акция страны. Немцы доверили снять фильм замечательному режиссеру Зенке Вортманну. А потом вся страна узнала, что он же будет снимать национальную сборную образца 2006 года скрытой камерой. Он был единственный человек в истории футбола, который после турнира выпустил фильм о сборной — «Германия. Летняя сказка».

    К сожалению, в России услышали фамилию Козловский, известную на всю страну, услышали название фильма и посчитали, что этого достаточно для успеха. Люди, конечно, на этот фильм придут, как на вторую серию «Легенды № 17». Но кто-то может сказать, что этот фильм по содержанию будет адекватен статусу чемпионата мира по футболу?

    — Кто еще, кроме немцев, выпускал подобные картины?
    — Англичане выпустили незабываемую картину «Спор за золотую богиню». Я смотрел ее 10 раз. К чемпионату мира в Испании тоже была выпущена картина «Гол». Она была адекватна статусу чемпионата мира. Не хочу быть каркающей вороной, я не знаю, каким получится фильм Козловского. Но мне кажется, его содержание должно быть известно каждому болельщику. Чтобы они понимали, что затевает Россия под чемпионат мира. Может быть, фильм про Яшина, который выйдет совсем скоро и станет нашим киновкладом в общую копилку. Но все равно можно было бы сделать что-то более грандиозное. Вспомнить победу на чемпионате Европы в 1960 году, сделать картину об этом. Мы ведь тоже имеем право на гордость. Или вспомнить историю 1956 года, когда мы выиграли Олимпиаду в Мельбурне.

     

    — До чемпионата мира один год. Если бросить все силы, можно успеть сделать что-то качественное?
    — Вот вам пример: в определенных рейтингах картина «Вратарь» 1936 года занимает первое место. При всей трудоемкости она была снята за один год. Сегодня долгострой стал иллюстрацией кинопроизводства в России. Но мы любим ударные темпы — как на стадионе «Санкт-Петербург». Темы есть — тот же Сеул 1988 года, где сборная России стала олимпийским чемпионом по футболу.

    Победа в Кубке УЕФА, триумф на Евро-2008

    Сериалы в последние годы заняли серьезную нишу на российском телевидении. Каналы не жалеют денег на их производство и пускают их в прайм-тайм. Тем не менее спортивные телесериалы по-прежнему не пользуются большим режиссерским вниманием. Зато картин про полицейских, семейные драмы и богатых юношей каждый год снимают все больше.

    — Не рискну говорить о всех телесериалах на тему футбола. Но то, что видел я, не вызывало у меня особого воодушевления. Я сейчас именно про игровые телесериалы. Особенно российские. Это выглядело слабо. Но я не могу сказать, что это будет слабо всегда. Если за сериал о футболе возьмется какой-то мастеровитый человек, который может это делать, то, думаю, весьма вероятно, что такой сериал у нас появится. Но пока предпосылок к этому нет. Многие почему-то думают, что обработка зрителей должна происходить в связи с приближением какой-то даты. Я же попытался понять: а сколько футбольных фильмов в мире производят в год. Оказалось, больше 80. Понимаете, проблема состоит не в том, что к чемпионату мира не могут сделать какую-то запоминающуюся картину. А в том, что мы этих фильмов практически не видим. А их великое множество, и они снимаются не к каким-то датам.

    — То есть в прокат фильмы не проходят по коммерческим причинам?
    — Да, фильмы снимаются везде, но их никто не пропускает в прокат. Люди, ответственные за покупку картин на рынке, сразу обходят стороной. Их не смотрят, не знакомятся. Поэтому эти фильмы живут на фестивалях за границей. Я многое сделал для проката фильм «Играй как Бекхэм». После этого меня попросили никому ничего не рекомендовать. Мне казалось, что я продвигаю международный хит. На тот момент он собрал в прокате уже около 100 миллионов долларов. Хороший фильм можно сделать. И не за самые страшные деньги. Вортманн снимал картину с массовыми сценами, даже футболисты были похожи, и все сделал за две копейки. Я уже думаю, может, варяга стоит позвать и снять?

    — Разве своих не хватает?
    — В Петербурге есть режиссер Дмитрий Светозаров — тончайший знаток и любитель футбола. Он прекрасно знаком с темой и способен показать на экране футбол.

    — Может, сейчас есть смысл снять что-то о современном событии?
    — Безусловно! Например, о победе «Зенита» в Кубке УЕФА. Я сейчас именно про игровое кино, потому что документальное мало кто смотрит.  Сказать заранее, что будут Аршавин, Кержаков. Но кто-то скажет, что фильм, прославляющий «Зенит», не будут смотреть в Москве. Тогда можно назвать эту команду не «Зенит», а как-то по-другому. Сделать собирательный образ всех наших команд, которые когда-то чего-то добивались. Можно снять про Евро-2008.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»