-
«В Оренбурге развели на футболку». Василий Казарцев – о матчах на стадионе «Спартака», возвращении в социальные сети и открытости судей
Большое интервью судьи Василия Казарцева06.12.22 18:17
Василий Казарцев стал одним из самых известных судей после известного матча «Спартак» – «Сочи». Но это осталось далеко в прошлом. Теперь в судейских кругах про Казарцева говорят как о сильнейшем специалисте по ВАР, да и сам арбитр уже ответил на все вопросы по той игре.
Мы с ним встретились в Петрозаводске, на турнире памяти арбитра Владимира Петтая, разбившегося в авиакатастрофе в 2011 году. Поэтому и начали общение с добрых воспоминаний.
Также в интервью «Спорту День за Днем» Василий Казарцев рассказывает:
– о критике арбитров;
– о любви к матчам «Спартака»;
– о разводе на футболку в Оренбурге;
– об открытости судей.
– С Владимиром Петтаем вы пересекались?
– Мы были лично знакомы. Есть флэшбеки в памяти. Например, ежегодный турнир в ДСИ «Зенит» на Бутлерова. Собираемся утром около 8:30 перед турниром, заходим в судейскую, где Володя сидит уже в экипировке весь мокрый – он только пришел с пробежки. Пока мы только начинали готовиться к матчам, он уже был готов. Человек полностью был погружен в спорт, свое любимое дело.На этом же турнире я ему пару игр помогал с флагом. Во время матча он педагогически верно относился ко всем неправильным взмахам флагом.
– Что значит «педагогически верно»?
– У любого, кого спросите о нем, перед лицом будет улыбка доброго человека. Он виртуально гладил по голове и приговаривал: «Ну ошибся, ничего».
– Насколько правильное мероприятие в Петрозаводске?
– Абсолютно правильная мысль тех, кто поддерживает его из года в год. Это дает плоды в виде воспитания новых арбитров в Петрозаводске, где их достаточно много. В РПЛ появилась практически полная бригада из Петрозаводска. Эта традиция дорогого стоит. Ее нужно чтить и сохранять.– На турнир памяти Петтая регулярно собираются все арбитры РПЛ?
– Сбор впервые подгадали под турнир, который проходит ежегодно. Но сроки турнира обычно подстраиваются под сентябрьскую паузу на матчи сборных. Поэтому судьи РПЛ и инспекторы регулярно приезжали в Петрозаводск по своей инициативе. Не все, но большинство. Память живет. Сегодня приезжали даже те, кто был на самых первых турнирах.– Почему не играли на турнире?
– Раньше по окончании сезона проводили еще турнир Латышева в Москве. Тогда я участвовал во всех этих матчах. Смотрел на опытных в тот момент арбитров, которые обычно стояли в стороне, и не понимал их. Почему бы не выйти и не показать, что умеешь? Но один такой неудачный выход – и… Даже финал этого турнира памяти Петтая показал, что люди бьются, заводятся, эмоции берут верх, так что травмы неизбежны, а у тебя через несколько дней игра. У нас же есть ответственность перед РФС и самими собой. С одной стороны, хочется выйти поиграть. С другой, есть опасения. Теперь я понимаю тех, кто тогда стоял около бровки.Хотя я успел поиграть во многих турнирах. Два раза играл на турнире памяти Петтая, играл на Латышева в Москве, в Питере собирались арбитрами после окончания сезона, параллельно я играл за можайскую академию на первенстве Санкт-Петербурга по мини-футболу даже после окончания академии.
– Когда играли последний раз?
– Брал в руки мяч в 2016 году.– В руки?
– Я играл на воротах. Это было в Петербурге, играл за свою воинскую часть. Травмировался, потом долго лечился, поэтому пришлось пересмотреть свое отношение к футболу. Чаще всего, когда игра идет, эмоции прут, именно тогда что-то подобное и происходит.– Обратил внимание, что судейская команда показала неплохой уровень игры. Как сами оцените?
– Да хоть сейчас поставьте нас против блогеров и все будет!– Владислав Безбородов, кажется, не потеряется даже на профессиональном уровне.
– Влад свой уровень держит. И со свистком, и с мячом.– Один из лучших судей РПЛ на данный момент?
– Влад хорош тем, что он стабилен. В принципе судья взрослее набирается опыта и становится лучше и лучше. Начинающий судья не может стать лучшим. Авторитет и умение приходят только с опытом, а дальше важно поддерживать стабильность. У Влада это классно получается.Нравится стадион «Спартака»
– Вы говорите, что много читаете прессу по судейству. Знаете, что по статистике чаще остальных назначаете пенальти?
– Не изучаю статистику. Знаю только количество матчей, а статистика от судьи не зависит.– Разве трактовка эпизодов не влияет на количество карточек, например?
– Если команды сидят на своей половине поля и бьют мяч от ворот до ворот без стыков и нарушений, то как я могу раздавать карточки? У нас не ведется никаких рейтингов по количеству назначенных пенальти. Это медиа выбирает самого жесткого или мягкого арбитра, рисуя перед туром статистику. Мы на сборах вырабатываем критерии, исходя из которых оцениваем все моменты в игре. Может быть, у кого-то приплывает больше серых моментов, но судьи никак не могут определять количество, это зависит только от команд.
– Справедливо ли к судьям привлекают много внимания?
– Я читаю больше о судействе, поэтому мне кажется, что чересчур много. Хотя не мы на первых ролях, и мы не должны быть на первых ролях. Но складывается впечатление, что публика хочет получить жареную информацию, а проще всего ее получить по теме судей. Всегда говорю, что никто не скажет, что судья отсудил хорошо. И даже если он отсудил хорошо, то все равно найдут негативный момент в его работе, который начнут обсасывать со всех сторон и раздувать на ровном месте, потому что пипл это хавает. Не уверен, что нужно так много писать, но как минимум тот, кто пишет, должен быть в теме.Это нормально, если фанат проигравшей команды считает, что в поражении виноват судья. Но судья не должен становиться негодяем еще до игры. У нас же сразу после назначения говорят, кто будет за кого, поднимается статистика, и получается, можно уже и не играть.
– Правильно ли не назначать определенного судью на матчи определенных команд?
– Наверное, такой логики придерживаются руководители судей в любой стране. Но я уверен, что каждый судья готов в любой день выйти судить любую команду. Задача руководителей этим процессом управлять. Никто не хочет скандала только из-за негативной предыстории встречи с определенной командой. Вопрос только в том, насколько остыли эмоции.Идеальный матч для судьи, когда его не замечают, а после финального свистка обсуждают только красивый футбол, мастерство футболистов.
– Неужели никогда не возникало желания отказаться от работы на матче какой-нибудь команды? Вот, например, «Спартак»…
– Почему опять говорим про «Спартак»? У меня есть своя теория. По-любому каждый журналист топит за какую-то команду. В какой-то момент я пытался начать идентифицировать журналистов насчет их командных предпочтений, чтобы быть готовым к общению, но потом бросил это дело.– Дело не в этом. В какой-то момент в прошлом сезоне «Спартак» стал обрушиваться с критикой на каждого арбитра, который назначался на их матчи. Неужели ни разу не возникало мысли перед назначениями: «Только бы не на этот матч»?
– Когда у этой команды шла череда моментов, когда они считали, что все против них, РФС не сообщал решения ЭСК об ошибках. Значит моменты просто складывались не в их пользу.– «Спартак» прямо говорит, что существует заговор против клуба. Поэтому считает, что ЭСК не признает ошибок только потому, что защищает своих судей.
– Любой руководитель должен защищать своих подчиненных. Он может внутри их наказывать, строго управлять кнутом или пряником, но для общественности должен защищать свой коллектив.
– И все же никогда не возникало ощущения, что какую-то команду судить не хочется?
– Очень хочу судить «Спартак» в каждом туре, но не дают. Не знаю даже почему (смеется).Общение состоялось еще до назначения и качественной работы Казарцева на матче «Спартак» – «Крылья Советов».
Нет, правда. Мне всегда нравилось работать на «Открытие Арене». Там потрясающая атмосфера. В момент, когда они поют песню про Москву и зажигают фонарики: «Эти слова о тебе, Москва». Обычно судья не слышит трибуны вообще. Но в этот момент реально слышишь, особенно если стадион полный. Это очень классно! Надеюсь, будет возможность еще поработать там, как бы ни плевались, читая это, некоторые болельщики «Спартака».
– Это удивительно. Обычно судьи говорят, что не слышат ничего с трибун.
– Я помню матч «Спартак» - «Ахмат». Где-то на 3-й минуте я произнес в рацию фразу, в этот момент болельщики исполняли какой-то перфоманс всем стадионом: «Блин, а здесь так здорово. Даже мурашки бегут!» Конечно, во время игры ты не выключаешься из нее, не слышишь ничего. Но порой, когда болельщики создают действительно яркий перфоманс, поют песню все вместе, то она все равно тебя достает.Когда весь стадион кричит, что ты делаешь что-то не так, то этого мы не слышим. Это слышит только делегат, по записям которого потом выписывает штрафы КДК (смеется).
В Оренбурге развели на футболку
– Есть ли нелюбимый стадион?
– Таких нет.– Да ну. Даже в Оренбурге? Стадион «Газовик» часто критикуют футболисты.
– Не имею претензий к стадиону, но есть негативная история про болельщиков «Оренбурга».– Рассказывайте.
– Я в силу своей доброй души положительно отношусь ко всем болельщикам. В социальных сетях мне написал фанат «Оренбурга» и попросил у меня футболку. Почему нет? Правда сначала этот товарищ долго поливал меня после игр. Мы с ним вели беседу, выстроили нейтральный фон. Тогда он попросил футболку. Я подарил ему ее, передал через сотрудника клуба. Чуть позже мне приходит сообщение от другого человека: «Извините, а это не ваша футболка размещена на авито?» Это произошло моментально.
В итоге я узнал, что в Оренбурге это практикуется. С игроков собирают футболки молодые «фанаты» и моментально их распродают. Мне потом сказали, что коллекционеры большую часть экипировки достают именно в Оренбурге.
– Ого. Не знал, что такой бизнес развит в моем родном городе.
– Тот, кто мне написал, что моя футболка продается, выкупил эту футболку, приехал на матч «Спартак» - «Сочи», чтобы передать ее мне обратно, но не успел, потому что после игры мне уже было не до этого. Поэтому если он меня сейчас читает, то пусть футболка останется ему на память, и эта история тоже.– Удивительная история.
– А стадионы нравятся все, правда. Каждый по-своему интересен. Наверное, не покривлю душой, сказав, что больше нравятся стадионы современной постройки. Если за трибунами видишь улицу и жилые дома, то визуально сразу поле кажется невероятных размеров, хотя они везде одинаковые. Так что на закрытых и открытых стадионах настрой всегда разный.Хочу набрать тысячу подписчиков
– Правильно понимаю, что вы вернулись в Instagram (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена)?
– Недавно в телеграм-канале читал дебаты по поводу снятия блокировки с этой сети. Депутат задал вопрос: «У кого установлен VPN?» Практически все подняли руки. Раз там этим пользуются, значит и остальные люди в России наверняка пользуются. Я все разблокировал. Можете пулять туда весь негатив, всем отвечу. Надо добить подписчиков до тысячи (сейчас – 904 подписчика), и тогда я что-нибудь разыграю.– Футболку?
– Это только за 10 тысяч подписчиков (улыбается).– Почему вернулись?
– Никто ничего плохого не пишет.– Так никто не знает, что вы вернулись.
– Подписчики знают же. Правда, сейчас там больше контент бегуна, чем футбольного арбитра. У меня была тема с воспоминаниями прошедших матчей. Последний матч в рубрике – «Краснодар» - ЦСКА в декабре 2019-го. Пора возвращать рубрику.
Тем более, что памятные моменты с прошедших игр возвращаются. Хотя я немного загоняю себя теперь, что, публикуя контент с прошедших матчей, создаю провокацию для последующих матчей. Если какая помарка в игре, то мне это сразу припомнят.
– Мне кажется, что это лишь одна часть людей. Другая часть людей, читая подобный контент, понимает, что судья – такой же человек.
– Так хорошие комментарии никто не пишет. Если им понравится, то они промолчат. Зато выложить какашку, зная, что тебе лично не ответят, легче простого.– Не считаете, что при большей открытости судей, негатива будет меньше?
– Точно не будет. Насколько открытым надо быть? С нами и так регулярно берут интервью, руководство делает контент по объяснению тех или иных решений, проводят семинары по правилам игры с клубами и журналистами. Куда еще больше открыться?– Давать интервью после матчей.
– Тренеры же не делают глубокий разбор игры своей команды в послематчевом интервью? Если после игры судью спросят о качестве его работы, а он ответит – здорово, то вам же этого не хватит. Вам хочется разобрать каждый момент.У нас с инспекторами анализ матча проходит через час-полтора после финального свистка. Нужно и инспектору подготовиться, и судье вспомнить свои решения, а вы хотите забабахать полный анализ работы сразу после финального свистка. Такой разбор можно сделать на следующий день после матча. Не потому, что нам надо защититься и подготовиться. Одно дело принимать решение на поле, и другое, когда ты словами пытаешься кратко донести всю суть. Может быть, в этом есть смысл, но не сразу после игры.
– Допустим. Но иногда хочется понять, почему судья принял определенное решение.
– Фактически это и происходит через несколько дней после игры, когда публикуется объяснение по большинству моментов. Только не словами арбитра, а в виде решения ЭСК.
– Если будет возможность понять мотивацию решения арбитра, то негатива может стать меньше.
– Кому нужно это понимать? Подавляющему число болельщиков это до лампочки. Судья всегда находится меж двух огней. Всегда кому-то будешь не нравиться. И даже не потому, что ты не прав где-то, а потому что ты принял решение против команды, за которую он болеет. Судью не пытаются понять, для болельщиков ты либо хороший, либо плохой.
– Зачем тогда вернулись в социальные сети, если не для общения с болельщиками?
– Для кого-то это бизнес, но это точно не для меня, для этого нужно больше времени уделять социальным сетям. Для общения я открыт, у меня есть еще страница VK. Черный круг – это моя аватарка.– Я тогда не понимаю. Излишняя открытость – это плохо, но вы открыты для общения. Как это сочетается?
– Я же отвечаю не только на вопросы про футбол.– Но в подавляющем количестве все же про футбол?
– От болельщиков – да. Но это заблуждение, что если мы откроемся, то нас будут с утра до ночи одолевать вопросами о судействе. Футболом увлекается около пяти процентов людей в нашей стране, судей среди них знают единицы. К тому же у нас нет цели стать такой же важной персоной, как футболист. Именно они делают футбол интересным, но не судьи. Мы вообще в стороне стоим. Я лишь предлагаю ответить на запрос, если такой возникает, узнать что-то о судействе. Но это интересно лишь малой доле людей.Большая часть из них хочет просто выплеснуть свою негативную энергию, пускай даже она не возвращается им обратно, мы ее принимаем и оставляем себе. Не буду с каждым обсуждать, какой я негодяй. Я вообще, например, так не думаю.
Если он позволяет себе писать такой негатив, то сам в первую очередь не совсем порядочный, надо в себе покопаться, а не выливать все это на меня. Я себе такое не могу позволить. Не понимаю, как можно незнакомцу написать массу плохого, и потом вытереть руки, и радоваться жизни.
– Значит, тому, кто продал вашу футболку, вы ничего не написали?
– Написал: «Оно того стоило?». Он мне ответил: «А чего ты хотел?». Короче, себя грамотно поставил, а меня развел меня на футболку.
Фото: Телеспорт, РПЛ, социальные сети
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»