• В тихом омуте

    10.08.10 18:03

    В тихом омуте - фото

    Фото: ФК «Спартак»

    — Я тебе сам позвоню, — говорит он своим обычным невозмутимо-отстраненным голосом. — Я все еще в Испании.

    — Что там можно так долго делать? Не надоел отпуск?

    — Да какой отпуск! — слегка возмущается он. — Езжу, смотрю на предсезонку клубов. Туда, где пускают, — добавляет после короткой паузы и смеется.

    Я думаю, что это самоирония. Что смеется он над собой — и, не исключено, над предложением, поступившим ему от динамовского руководства сразу после стремительного увольнения: отправиться на стажировку в какой-нибудь европейский клуб за счет родного общества.

    Разговор закончен. Я хожу по задымленной квартире, собирая сумку в Питер и думаю: почему у него, молодого, успешного, широко разрекламированного, не было после отставки ни одного предложения, кроме как от брянского «Динамо»? Конечно, и идти-то особо некуда — в премьер-лиге все при делах, все на своих местах. Только ведь это всего лишь видимость стабильности. Я разговаривал с человеком, которого должны были назначить в «Ростов», все уже почти было подписано, но победа над ЦСКА оставила Олега Протасова в клубе, а потом у дончан и вовсе пошло-поехало. Другому тренеру позвонили из «Крыльев»,  он согласился, но вместо обещанного звонка вечером он услышал по радио новость о назначении Тарханова. С третьим провели предварительные переговоры еще в одной команде премьер-лиги, но стороны не сошлись во взглядах на селекцию.

    Словом то, что нам кажется затишьем, на самом деле часто относится к неосведомленности. Клубы попадают в черную полосу, у них может возникнуть желание сменить стратегическую линию, наконец, президент может быть элементарно недоволен своим подчиненным — поводов для смены тренера возникает множество. И нужно встречаться с потенциальными сменщиками, прощупывать почву, пытаться определить по множеству показателей, подойдет ли тот или этот под конкретную задачу. Поэтому и встреч таких — случайных, спонтанных, хорошо организованных — немало.

    Но почему-то без участия Кобелева.

    Необъяснимо. Непонятно.

    Столько дифирамбов пропели в его честь. Сергей Степашин, помнится, публично назвал своего любимца следующим тренером сборной. И немногие поспорили — не с эпитетом таким, а с возможностью подобного назначения.

    А сейчас про него, оказывается, даже клубы не вспоминают. Неужели и впрямь с глаз долой, из сердца вон?

    На днях, обедая с другом из футбольной среды, умеющим отделять зерна информации от плевел, конечно же, в конце концов вырулили в разговоре на тему «Спартака». Благо что он Карпина помнил еще младым юношей с пылающим взглядом. Беседы наши — удовольствие для ума, потому что в них помимо попытки анализа случившегося есть еще и игра в футбольного менеджера: как выправить ситуацию и какие есть при каждом из вариантов возможные риски. И обсудив несколько схем, представлявшихся нам способными решить возникшую проблему, мы вышли в разговоре — достаточно быстро — на фамилию Кобелев.

     

    Дело не в Бескове, поверьте. И не в небольшом спартаков­ском прошлом Андрея Николаевича. А в совокупности плюсов.

    Молод. Успешен. Стабилен. Умеет тратить деньги на игроков. Редко кто под его началом играл ниже своего уровня. Сторонник атакующего футбола — когда под него есть исполнители вроде Данни, Семшова и Хохлова.

    Любимчик Романцева, наконец, и как игрок, и как тренер. Кобелев и сам признавался, что, работая в «Динамо» под началом Романцева, перенял от него в профессии столько, что и не перечислить.

    По-моему, для операции «Преемник» большего и не нужно.

    Преимущества очевидны, риски минимальны.

    Обсуждаемо? Небесспорно?

    Конечно. А разве есть кандидатуры, кроме Моуринью, которые не будут спорными, в момент, когда их фамилия называется применительно к новому клубу?

    И у Божовича, обожаемого год назад всем населением страны, в «Динамо» не спорится. И с Рахимовым «Амкар» дополз до самого дна таблицы. И Спаллетти встречали неоднозначные настроения — а как вышло-то! Да и у Семина в «Локомотиве» дела пока идут хуже, чем хотелось бы.

    На третьем этаже Дома футбола, где расположился офис премьер-лиги, про «Локомотив» в последние дни говорили постоянно. Уход Наумова, поначалу забавлявшего матерую футбольную публику своими непосредственными мнениями, а потом превратившегося в крепкого менеджера-хозяйственника, насторожил многих. Как и то назначение, что последовало за этой отставкой, — Ольга Смородская хоть и призывает не оценивать ее президентство по половому признаку, сложившиеся годами устои поколебать не в силах. Чтобы изменить эти настроения, нужен результат. Чтобы получить результат, нужны какие-то шаги. Наверняка команда это понимает отлично — тем более что про Смородскую принято говорить в первую очередь как про антикризисного менеджера. Но как спросишь за результат с игроков, защищенных контрактами, агентской опекой, кадровым дефицитом нашего рынка.

    Спрашивают всегда либо с тренера, либо с руководителя.

    С Наумова уже спросили. Даже далекому от футбола человеку сложно поверить в то, что можно по собственной воле оставить такой клуб, как «Локомотив», — просто потому что кончился срок контракта. Футбол — наркотик, который не отпускает. А фраза про желание поднять другой «Локомотив» — санкт-петербурский — не более чем политес. Все равно как если бы директор Большого сказал: «Я уезжаю на родину, в Тулу, поднимать областную филармонию». И тоже по своей воле.

    Если теперь «железнодорожники» не выправят ситуацию за несколько ближайших матчей — неужели придет очередь спрашивать с Семина? Вылет из Кубка России в неведомых Учалах, место ближе к середнякам, нежели к лидерам, в национальном чемпионате, колоссальная зависимость от Алиева — тревожный набор факторов.

    Да еще и замена Сергея Липатова на Вадима Морозова в роли председателя совета директоров «Локомотива» не способствует стабилизации обстановки. Морозов, еще не находясь на таких ролях в клубе, тем не менее решил вопрос с назначением тренером красно-зеленых Анатолия Бышовца, своего давнего приятеля и советника по футбольным вопросам. Бышовец, начав перестройку команды, быстро стал непопулярной фигурой среди фанатов клуба, но все же именно он выиграл для «Локо» последний трофей — Кубок страны, да и на каком-то этапе чемпионата именно «железнодорожники» играли в наиболее привлекательный футбол в премьер-лиге.

    Сегодня, даже после неудачной игры «Локомотива» в Самаре, версия о возвращении Бышовца выглядит не очень убедительно.

    Но, уверен, если у красно-зеленых в ближайшее время не наладятся дела, о Бышовце заговорят громче. Возвращение Лоськова, правда, льет воду на иную мельницу: нового столкновения многолетнего лидера клуба и тренера, если тому выпадет второй шанс реабилитировать «Локо», не избежать. Однако сейчас этот фактор вряд ли учитывается. Идет более крупная игра, детали которой еще не прорисованы.

    Хотя...

    Может, это только кажется? И та самая стабильность в нашей премьер-лиге действительно существует в полном объеме? И забытый клубами Кобелев — это тоже норма, а не странность?

    Лично вам, кстати, какая версия ближе?

     


    «Истории Ильи Казакова» из еженедельника «Спорт день за днем» №31 (11-17 августа)

     

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»