• В цепких объятиях «Большой петли»

    09.08.10 14:29

    В Париже на знаменитых Елисейских полях 25 июля финишировала главная веломногодневка мира — «Тур де Франс». Ее триумфатор Альберто Контадор признался, что победа досталась ему очень дорогой ценой. А испанцу есть с чем сравнить — это уже третий «Тур», который он выигрывает. «Мне было очень сложно, сложнее, чем когда-либо, — откровенничал он после финиша. — Вы не представляете, какие чувства я сейчас испытываю, эмоции просто переполняют меня».


    Дуэль, которая разыгралась у Альберто Контадора с люксембургским гонщиком Энди Шлеком, действительно может войти в историю как пример напряженной борьбы. Однако российских болельщиков, да простят их фавориты, прежде всего интересуют вовсе не они: впервые в истории велогонки на подиум по ее итогам поднялся россиянин — Денис Меньшов.

    Его совсем нельзя назвать новичком изнуряющих туров: в 2005 году он выиграл испанскую «Вуэльту», через два года повторил победу, а в 2009-м первенствовал в престижнейшей «Джиро д’Италия». Первый итоговый успех на «Тур де Франс» затесался между этими достижениями, но прошел как-то без помпы: в 2008 году Денис приехал к финишу в Париже четвертым в общем зачете, но вскоре бронзовый призер гонки австриец Бернард Коль был уличен в применении запрещенного препарата CERA, стимулирующего выработку эритроцитов, и дисквалифицирован. В отличие от многих спортсменов, Коль сам признался, что употреблял допинг, и его третье место в главной велогонке столетия досталось россиянину. Правда, только в протоколах.

    «Мне просто сказали, мол, Коль отстранен, так что вы получаете третье место, — рассказал «Спорту» Денис Меньшов. — Все было на словах, никаких наград и призовых я не увидел до сих пор, ну и ладно, и думать уже забыл. “Тур де Франс” отстает в этом отношении от других велогонок».

     

    О чем думают организаторы

    У организаторов «Тура» и так слишком много забот. Гонка постоянно расширяет свой маршрут. Изначально, в 1903 году, когда ее придумала в каче­стве рекламного проекта газета L’Auto, трасса проходила только по территории Франции. Кстати, стратегия пиара издания себя оправдала: специальный номер, который вышел через семь минут после первого финиша «Тур де Франс», мгновенно разошелся тиражом 130 тысяч экземпляров.

    Затем состязание стало набирать популярность, приостановить гонки пришлось только на время войн, а уже в 50-х годах XX века гонка вышла за пределы страны. Из-за того что маршрут каждый раз может быть новым, протяженность трассы меняется, но в среднем спортсмены проезжают три или четыре тысячи километров. В этот раз им пришлось преодолеть 3642 км по Нидерландам, Бельгии и Франции, которые традиционно делились на 20 этапов с прологом. А финиш на Елисейских полях наверняка добавляет организаторам головной боли, ведь для этого приходится перекрывать центр города.

     

    Отношения гонщиков на трассе заслуживают отдельных слов: как известно, в «Большой петле» участвуют велокоманды из разных стран, в частности в этот раз соревновались 22 команды из 12 стран мира. И работает команда на трассе очень слаженно — безоговорочно на своего, всем известного лидера. Например, в 1934 году француз­ский гонщик Рене Вьетто, идя по этапу с хорошим временем, добровольно отдал свой велосипед лидеру команды Антонену Манье, у которого сломался «железный конь». Причем для совершения этого благородного поступка ему пришлось возвращаться назад на перевал, с которого он только что спустился.

    Организаторы гонок тоже стараются придерживаться принципов товарищества, поэтому объявляют победителей в самых разных номинациях. Кроме самой почетной — в общем зачете, победителями также объявляются все гонщики, выигравшие хотя бы один из этапов. Кроме этого, существуют знаменитые гоночные майки: желтая (присуждается лидеру общего зачета), зеленая (лучшему спринтеру), белая в красный горох (королю горных дорог), белая (лучшему молодому гонщику — тому, кому в момент гонки не больше 25 лет). Кстати, желтая майка получила свой цвет от страниц той самой газеты L’Auto, которые были желтого цвета.

    Ее реклама удалась на славу.

    Рыцари от педалей

    Если в команде уже давно действует принцип «все за одного», то от соперников чересчур вежливого к себе отношения ожидать было бы несколько странно. Однако велогонки, позиционирующие себя как спорт интеллектуалов, пытаются внести в соревновательный дух еще и магию рыцарства. Неоднократно в истории «Тура» самым ярым конкурентам случалось поддерживать друг друга на трудных подъемах, ожидать соперника при технической поломке и так далее.

    Именно этого многие болельщики, похоже, ждали от нынешнего победителя Альберто Контадора. Кульминацией его дуэли со Энди Шлеком стал 15-й этап. До этого люксембуржец лидировал в общем зачете, и на горной дороге за 21 км до финиша решил оторваться от преследователей, в том числе и  от самого назойливого    — Контадора. Шлек пошел в атаку, испанец немедленно рванул за ним, но в это самое время у лидера слетела велосипедная цепь. Пока сам гонщик давил на педали и пытался понять, что произошло, Контадор обо­гнал его и через несколько секунд возглавил общий зачет гонки. До самого конца он уже никому не отдал желтую майку, а особо скрупулезные болельщики потом подсчитали, что его преимущество — 39 секунд — как раз по сути и было набрано во время того пресловутого подъема.

    Вопрос fair play встал на повестку дня сразу же, как только случилось происшествие. И поклонники спорта, и многие профессионалы всерьез упрекали испанского вундеркинда, как часто называют Контадора, в том, что он обогнал Шлека, воспользовавшись его слабостью. Сам будущий победитель отреагировал на спорную ситуацию мгновенно и вежливо. «Для меня честная игра — превыше всего, поэтому мне жаль, что так получилось, — раскаялся он. — Вероятно, я ошибся, и я сожалею об этом. В такой момент обычно думаешь только о том, чтобы ехать как можно быстрее».

    Возможно, именно об этом стоит задуматься тем, кто осуждает поступок нынешнего триумфатора. Даже на видео­повторе не сразу понятно, что именно произошло с велосипедом Шлека, что же могли видеть соперники, которые ехали следом? Ведь у каждого свои заботы на сложной трассе.

    «Что-то разобрать в такой ситуации было очень тяжело, — пояснил “Спорту” Денис Меньшов, который во время скандального обгона ехал прямо за Контадором. — Я увидел, что Шлек атакует, Контадор — контратакует, и тут Шлек замедляется. Что у него случилось, я не понял — может, передача не переключилась, может, еще что… Мне было важно усидеть за испанцем».

    Однако даже если предположить, что Контадор, равно как и Меньшов, могли видеть всю поломку в подробностях, должны ли они были останавливаться и ждать, пока Шлек получает техниче­скую помощь? Где простирается граница между честной игрой, в которой ты отказываешься драться с покалеченным соперником, и глупой, где ты из благородства отдаешь победу тому, у кого во время схватки развязался шнурок?

    «Мое мнение — никто никому ничего не должен, — признался Меньшов. — Все, конечно, зависит от ситуации — если бы гонщик упал, тут можно было бы поспорить о лучшем выходе, но если у него механические проблемы, не подготовлен велосипед или еще что-то, то это не мои проблемы». Действительно, еще на втором этапе тот же Энди Шлек упал, и весь пелотон остановился и подождал, пока он поднимется.

    Впрочем, стоит отметить, что впо­следствии Контадор поступил весьма корректно: через день он вернул «долг чести» Шлеку, фактически уступив ему победу в 17-м этапе «Тур де Франс». На финише оба оторвались от конкурентов и могли разыграть главный приз в весьма кровопролитном бою, однако испанец не оказал никакого сопротивления, когда соперник его обошел и первым переехал черту. В скобках заметим, что Контадор хоть и выиграл общий зачет, не смог «взять» ни одного этапа, что в истории «Тура» встречалось не так уж часто: в последний раз — четыре года назад, когда уже после финиша был впервые в истории гонок дисквалифицирован за употребление допинга победитель Флойд Лэндис. Тогда, уже после судебных разбирательств, победа была отдана испанцу Оскару Перейро — именно он «всухую» прошел весь «Тур».

    Так что, отдав Шлеку победу, Контадор, в общем-то, искупил свою вину, если она и была. После этого оба гонщика заверили всех в глубокой дружбе, которую они питают друг к другу. «По-моему, это такой пиар-ход для прессы, — уверен Меньшов. — У таких соперников не может быть плотной дружбы, я готов поверить просто в нормальное общение между ними».

     

    Русские в Париже

    Третье место Дениса Меньшова обошлось не такой скандальной ценой. Он отлично провел всю гонку, а на бронзовую медаль серьезно нацелился на 19-м этапе, когда сумел удачно пройти дистанцию, обойти олимпийского чемпиона Самуэля Санчеса и выйти на третье место в общем зачете.

    «Говорят, разные победы сравнивать нельзя, но я так не думаю, — признался гонщик. — Я считаю, что это впечатляющий результат, более того, теперь я понимаю, что это именно то, чего мне всегда не хватало. Этот подиум очень важен для меня — прежде всего, для самоудовлетворения: похоже, я все-таки котируюсь среди велогонщиков, могу, так сказать, считать себя причастным к элите».

    Также в ней постепенно закрепляется и российская команда «Катюша». Она только в прошлом году впервые получила от организаторов приглашение на турнир, тогда же 14-й этап выиграл ее гонщик россиянин Сергей Иванов, а в этом году победу праздновал испанец Хоакин Родригез на 12-м этапе. По итогам всей гонки он занял восьмое место — быть в десятке лучших гонщиков мира тоже совсем неплохо.

     

    Прощание легенды

    Знаменитый американец Лэнс Армстронг в этом году простился с велогонками: 38-летний гонщик, вернувшийся в спорт после успешной борьбы со съедавшим его раком, заранее объявил, что этот «Тур де Франс» станет для него последним. Конечно, он мечтал прибавить к своим двадцати двум выигранным этапам еще парочку под конец, но у него ничего не вышло, да и финишировал он в итоге в третьем десятке.

    Однако одна победа все же на его счету имеется: его команда RadioShack, одним из основателей которой он является, выиграла в общекомандном зачете. А это уже значит немало.

    «Своим возвращением я хотел привлечь внимание к проблеме рака, — делился Армстронг в видеокамеры. — И это удалось: за эти два года мы собрали в наш фонд около 9 миллиардов». В этом году вся команда RadioShack выступала в черных майках с цифрами «28» на спине: именно столько миллионов людей по всему миру страдают от страшной болезни.

    В будущем бывший триатлонист Лэнс Армстронг не собирается отходить от велоспорта, но, возможно, вернется в него в каком-нибудь новом качестве. А вот неоднократными возвращениями смущать команду не собирается. Этот «Тур» стал для американца, по его признанию, по­следней гонкой в Европе вообще, по­этому прощаться с ним было особенно тяжело: многим болельщикам запомнился его грустный взгляд на финише.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»