-
Валерий Карпин еще даже не начал тренировать сборную. Зачем столько слащавости в его адрес?
Фильм «Матч ТВ» о Карпине как повод поговорить о вреде сладкого.13.08.21 21:20
Так получилось, что в Петербурге мало кто любил и любит Валерия Карпина. Он был из чужого лагеря, забивал на «Петровском» за «Сельту», а затем долго и безнадежно пытался пытался что-то отхватить у «Зенита» как тренер и гендиректор «Спартака».
Тем не менее, что в футбольной форме, что в офисном костюме, что в джинсах с пряжкой Карпина всегда отличали дерзость, вызов и борзота в самом здоровом, спортивном проявлении. Завершив карьеру в 2005-м, он по-прежнему производит впечатление спортсмена, готового прямо сейчас хоть вонзать Украине со штрафного, хоть идти с кулаками на Зидана с Лизаразю.
Надежды с Карпиным как с новым главным тренером сборной России связаны в первую очередь с его сверхспособностью убирать из мыслей футболистов страх, отучать «с…ть». Именно с этим призывом он выступил в раздевалке перед тем, как забить Франции в 1999-м. Именно поэтому было так странно увидеть на «Матч ТВ» в честь такого брутального Карпина избыточно приторный фильм, в котором к тренеру, кстати, еще даже не проведшему со сборной ни одного матча, почему-то предлагается проникнуться душевным трепетом.
Для презентации был выбран максимально сомнительный момент! Мало того, что анонс крутили едва ли не так же часто, как крутят навязчивую рекламу букмекеров – еще и напоминание о премьере короткометражки о Валерии Георгиевиче выходило в такт вылету российских клубов из Лиги конференций: сначала «Рубина», потом «Сочи». В тот самый момент, когда Россию в таблице коэффициентов УЕФА обгоняла даже Шотландия, появление фильма о супергерое вряд ли разожгло бы в болельщиках эйфорию.
Тем более, Карпин к обрушению России в таблице коэффициентов УЕФА имеет пусть частичное, но отношение. Его «Ростов» в прошлом сезоне вылетел в квалификации от «Маккаби» из Хайфы. В основной стадии еврокубков выступало четыре российских клуба, а набираемые ими очки делились на шесть (вместе с «Ростовом» преждевременно вылетело еще и «Динамо»).
В карьере Карпина хватало и других, не менее неприятных моментов. Возможно, их следовало хотя бы упомянуть? Не для того, чтобы выставить лузером – скорее, подчеркнуть, как много тренеру пришлось преодолеть, вынести, чтобы стать сильнее и дорасти до приглашения в сборную России.
Почему же всего этого в фильме нет? Может, потому что главный герой, по собственному признанию, настолько не умеет проигрывать и признавать поражения, что ему «с огромным трудом дается [даже] рукопожатие с соперниками»?
Понятно, что фильм вряд ли рассчитан на аудиторию тематических каналов. Подробностей тренерской работы в нем трудно было ожидать, но даже те немногие из показанных чисто тактических нюансов вызывают вопросы. Например, зачем показывать, как Карпин, тренируя «Ростов», учит футболистов бросать ауты и слушает разбор своего помощника на планшете: «Здесь должны выбегать двое»? Это самые обычные бытовые эпизоды из жизни даже любительской команды. Почему отобраны именно они? Неужели нам хотят сказать, что больше таких тонкостей нет ни у кого в России?
Живого человека в Карпине мы увидели в лучшем случае в общении с дочкой: во всяком случае было видно, что ребенок вытаскивает из главного тренера чистые, «природные» эмоции, и никакой игры на камеру в них нет, в отличие от общения с женой и футболистами.
Да, никто не ждал диалогов Тарантино, но типа ироничное предложение отправить Хорена Байрамяна в Армению с аргументацией: «Здесь же ты не играешь, а там ты типа звезда. Вот и езжай туда» – вызывает скорее чувство неловкости, чем сопричастности, не говоря уже о переживаниях. Как и, например, вот такой милый (супруга Дарья, мы, честно, вами восхищаемся!) семейный завтрак: «Хочу сырники, но я не могу начинать день со сладкого». – «Ну тогда закончи».
После этого вплоть до последних кадров «сырниками» кормят аудиторию. Есть, например, пробирающий эпизод, когда Валерий Георгиевич по-мужски возвращает Павла Мамаева на поле – сфотографироваться то ли с командой, то ли с болельщиками: «Тебя народ поприветствовал, а ты пошел уже». Если бы дальше включили какую-нибудь бессмысленно-пафосную сцену из фильма «Тренер», многие могли бы уже не отличить «Ростов» от «Метеора», а Карпина – от Данилы Козловского.
Полчаса в эфире «Матч ТВ» не сказали ничего нового о Валерии Карпине. Лишь еще раз убедили в том, что Карпин как герой медиа часто опережает Карпина-тренера и Карпина-человека. В результате странное чувство. Зритель то ли в негодовании от Матч ТВ, то ли в раздражении от самого Валеры.
Что же будет, когда с Валерием Георгиевичем пойдут привычные 90-минутки?
Читайте также
Карпин нашел идеальный момент для ухода в сборную. Его «Ростов» превратился в «Ростсельмаш»
Фото: EPA; gol.ru
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»