-
Вечно вторые…
Сборная: стрельба дуплетом08.10.10 07:54
Сергей Рыжиков снова оказался за полями списка игроков, приглашенных в сборную. Привычная картина, ведь в последние несколько лет тройка голкиперов, на которую обращают взоры тренеры главной команды страны, практически неизменна — Акинфеев, Габулов, Малафеев. Разве что, когда у кого-то из этой незыблемой троицы травма или дисквалификация, шанс ощутить гордость от пребывания в главной команде страны выпадает кому-то из ближайшего резерва.
Один и остальные
Сказать, что на вратаря «Рубина» вообще не обращали внимания, нельзя. Как-никак, он вызывался в сборную дважды. В сентябре и октябре 2008-го, когда команда Гуса Хиддинка готовилась к матчу с Уэльсом, а потом сразу к двум встречам — с немцами и финнами. Разумеется, место в воротах во всех этих играх занимал Акинфеев. Игорь с марта 2008-го всего однажды (в товарищеском матче с Литвой в июне 2008-го) остался на лавке — выходил в основе 26 раз. Если учесть, что до травмы, полученной в апреле 2007-го, Акинфеев на протяжении полутора лет стабильно занимал место в рамке, можно констатировать: он давно уже застолбил за собой право именоваться «первым номером».
С одной стороны, это здорово. Считается, что постоянство — залог успеха. С другой — если во вратарском цехе есть непререкаемый авторитет, остальные голкиперы утрачивают мотивацию. «Приезжая в сборную, — вспоминал в недавнем интервью «Спорту» Анзор Кавазашвили, — мы могли даже не тренироваться. Потому что знали: что бы мы ни вытворяли на тренировках, играть все равно будет Яшин. Советская вратарская школа находилась на таком уровне, что любой из тех, кто находился у Льва Ивановича за спиной, мог его достойно заменить. Но он был первым номером сборной, и нам оставалось только поддерживать форму, чтобы в случае чего выйти и помочь команде».
Что поделаешь, вратари — штучный товар. Есть только одно место на поле — для первого номера. А значит, все остальные претенденты — вторые. Значит, удел тех, кто остается в запасе, — терпеливо дожидаться своего шанса. Периодически он выпадает. Но не всем и не всегда. Так что Рыжиков не единственный в своем роде, есть и другие, не менее яркие примеры.
День Бородина не наступил
Дмитрий Бородин впервые получил приглашение в сборную в 27-летнем возрасте. Его вызвали летом 2005-го в связи с травмой Вячеслава Малафеева, в преддверии товарищеского матча с немцами. «Большим сюрпризом приглашение не стало, — рассказывал по горячим следам Бородин. — Я находился в расширенном списке Юрия Семина, так что готов был в любой момент приехать в команду. Почему не вызывали раньше? Наверное, потому что в сборной существует сформировавшийся костяк вратарей. Не было смысла что-то менять».
В заявку голкипер «Торпедо» тогда не попал — в матче с немцами ворота защищал Сергей Овчинников. В последующем Дмитрия призывали под знамена неоднократно — в августе 2005-го перед матчем с Латвией, потом в начале сентября перед Лихтенштейном и Португалией, затем в начале октября на решающие матчи отборочного турнира с Люксембургом и Словакией, а после — в конце января 2006-го, когда россияне готовились к товарищеской встрече с бразильцами. То было время «пересменки» — Юрий Семин уже ушел, а Гус Хиддинк на трудовую вахту еще не заступил, и командой руководил Александр Бородюк.…
Но и в «голландскую эпоху» выбор периодически падал на Дмитрия. Он был в сборной в августе 2006-го перед товарищеским матчем с Латвией, в сентябре и октябре — перед хорватами, Израилем и Эстонией. В ноябре — перед выездом в Македонию, в феврале 2007-го — перед товарищеской игрой с голландцами, потом в июне — перед Андоррой и Хорватией…
Восьмого сентября 2007-го россияне обыграли на своем поле Македонию — 3:0, но за фол последней надежды был удален Владимир Габулов. Через три дня предстояло встречаться с Англией на «Уэмбли», тренерскому штабу потребовался третий вратарь — снова в срочном порядке вызвали Бородина. В последний раз. За два с лишним года день Бородина в сборной так и не наступил — Дмитрий ни одной минуты не провел на поле.
Без перспектив
Аналогично не повезло Александру Макарову. В ту пору голкипер «Крыльев Советов» приглянулся Гусу Хиддинку и его помощникам и получил приглашение на первый товарищеский матч под руководством голландца, а затем и на первый официальный матч. Однако ни с латышами, ни с хорватами Макаров в заявке не числился. На том его карьера в сборной и закончилась.
Не получилось закрепиться в сборной и у Сослана Джанаева. Спартаковский голкипер, имевший опыт выступлений за молодежку, заслужил вызов в ноябре прошлого года, накануне важнейших встреч отборочного турнира чемпионата мира — 2010 с немцами и азербайджанцами. Хиддинк часто практиковал подобные вызовы — чтобы человек привыкал к коллективу, к требованиям, адаптировался постепенно. Но дальше адаптации у Джанаева дело не пошло.
Если обращаться к более ранним примерам, то можно вспомнить бывшего вратаря «Динамо» и «Спартака» Андрея Сметанина. «Сметанин — один из самых любимых моих учеников, — признался несколько лет назад знаменитый советский голкипер Николай Павлович Гонтарь. — Прежде чем встать в динамовские ворота, ему пришлось пролить ведра пота. Он был первым, кого я вел практически с нуля. Наверное, поэтому за него мне больше всего обидно. По своим данным Андрей должен был стабильно играть в сборной. Но так ни одного матча в ней и не провел».
Раз и навсегда
Не всегда дебют в сборной становится залогом продолжения карьеры в ней. Скажем, динамовец Антон Шунин получил шанс в товарищеском матче с поляками (22 августа 2007-го, 2:2) — во втором тайме заменил Владимира Габулова, и теперь имеет в послужном списке одну игру за сборную. Тем не менее пригласили его на сборы с главной командой с тех пор всего один раз — в сентябре того же года перед матчами с македонцами и англичанами.
Иногда одного матча оказывается вполне достаточно, чтобы сделать выводы о перспективах того или иного голкипера. Так, Андрей Новосадов в ноябре 1998-го за 60 проведенных на поле минут пропустил четыре мяча от бразильцев. Заменивший армейца Андрей Чичкин из «Ротора» — еще один. Итог поездки в Форталезу оказался для россиян неутешительным — 1:5. Возможно, негативные впечатления от поражения стали причиной того, что обоим дебютантам ворота сборной больше не доверяли.
«Сдвоенный вратарский дебют» состоялся также в феврале 2003-го. На международном турнире на Кипре Валерий Газзаев попробовал в деле голкиперов «Сатурна» и ЦСКА Валерия Чижова и Вениамина Мандрыкина. Каждый провел на поле по тайму в матче с хозяевами. Для Чижова то был первый и последний эксперимент в сборной. Мандрыкину же довелось встать в рамку в печально знаменитом матче в Грузии. Не в том, что был прерван из-за отключения электричества, а в переигровке. Россияне уступили — 0:1, а Вениамин в створ национальной команды больше не становился.
Двумя матчами за сборную СНГ ограничился и Валерий Клейменов. В 1992 году в ходе январского турне по Америке динамовский голкипер отстоял на ноль второй тайм встречи с Сальвадором (заменил Дмитрия Харина), а затем провел все 90 минут матча против сборной США. Играли в закрытом помещении в Детройте, и хозяева взяли реванш за поражение в Майами — 2:1.
33-летний дебютант
Из тех, кому недолго довелось защищать цвета национальной команды, наверное, самая интересная судьба у Евгения Корнюхина. Выпускник футбольной школы ЦСКА не нашел себе применения ни в одной из команд и отправился на действительную службу. Вернувшись из армии, устроился работать инкассатором и даже не помышлял о возвращении в футбол. Но вот ведь как бывает — о габаритном молодом голкипере вдруг вспомнили в Узбекистане; сначала он выступал за андижанский, затем за ташкентский «Пахтакор».
Уехать пришлось из-за известных событий в Ферганской долине в 1990-м. Вернувшись, Корнюхин снова оказался не у футбольных дел — работал на стройке, на бетономешалке. И все же второе его пришествие в футбол состоялось, пусть и проходило оно весьма трудно. Евгений защищал цвета команд второй и первой лиг, а в 2000-м, будучи уже вратарем столичного «Торпедо», впервые получил приглашение в сборную России. Олег Романцев доверил 33-летнему новобранцу ворота в товарищеском матче со второй сборной Германии. Та встреча завершилась вничью — 4:4 и осталась для Корнюхина единственной в основном составе сборной.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»