-
Вечное Величие Тренера
Утрата28.11.14 01:28
Реклама • OLIMP.BETООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548(Фото: РИА «Новости»)
В четверг в Москве проводили в последний путь легенду отечественного хоккея Виктора Тихонова.
Церемония прощания с мэтром началась в армейском Ледовом дворце на Ленинградском проспекте, то есть фактически во втором родном доме Виктора Васильевича, в половине одиннадцатого утра. Гроб был установлен на постаменте почти в центре хоккейной коробки, и к нему тут же потекла людская река. Первыми подошли попрощаться со своим наставником игроки и руководители ХК ЦСКА, а также молодые хоккеисты «Красной Армии».
На кубическом табло — кадры хроники, на которых Виктор Васильевич, еще совсем молодой, что-то рассказывает, общается с коллегами и подопечными, шутит и переживает, радуется и огорчается… Эти кадры время от времени перебиваются вставками, где собственными мнениями и наблюдениями о жизни и творческом пути Тихонова делятся его коллеги, воспитанники, журналисты.
Наверное, весь цвет отечественного хоккея съехался, слетелся в этот день в армейский Ледовый дворец. Владимир Юрзинов-старший, Александр Якушев, Борис Михайлов, Владимир Мышкин, Вячеслав Фетисов, Валерий Каменский, Алексей Касатонов, Олег Знарок, Зинэтула Билялетдинов, Сергей Немчинов, Сергей Гимаев... Это далеко не полный список тех, кто просто не мог не проводить в последний путь легендарного тренера.
* * *
Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк уже в понедельник, когда только стало известно о смерти Виктора Васильевича, поделился воспоминаниями о наставнике, под руководством которого долгие годы играл в ЦСКА и советской сборной:
— Могу сказать, что ко мне он относился с большим уважением. И я это всегда очень ценил. В бытность мою действующим хоккеистом Виктор Васильевич предоставлял мне определенную свободу. Например, когда на тренировке всем ребятам нужно было бежать десять кругов кросса, он говорил мне: «Ты пробеги пять в свою силу, без секундомера и занимайся своим делом». Тихонов знал, что мне не нужна такая же нагрузка, как полевым игрокам. И еще — доверял мне, знал, что мне не нужен никакой кнут. А если я даже проводил плохую игру, никогда меня не ругал. Потому что прекрасно понимал, что я сам себя больше всех ругаю.
Владислав Третьяк также пообещал, что память Виктора Васильевича будет увековечена самым достойным образом. В частности, будут проводиться турниры в его честь. Когда же автор этих строк поинтересовался, не планируется ли установить памятник Тихонову в новом Ледовом дворце ЦСКА на западе Москвы, решение о строительстве которого было принято совсем недавно, глава ФХР отреагировал положительно:
— Это, конечно, не только от меня зависит. Но идея хорошая.
* * *
В скорбные дни принято вспоминать ушедших от нас людей, делиться — если есть чем делиться — собственными впечатлениями от общения с теми, кто покинул нас навсегда. Автору этих строк повезло: у него была личная встреча и довольно продолжительная беседа с Виктором Васильевичем.
Это было почти семь лет назад, в январе 2008-го. Я тогда готовил материал к 80-летнему юбилею другой межгалактической величины российского спорта — баскетбольного гуру Александра Гомельского. Собирал воспоминания известных людей, лично знавших Александра Яковлевича. И мне помогли встретиться с Тихоновым.
Я пришел в его кабинет в армейском Ледовом дворце — тот самый, рядом с раздевалкой красно-синей хоккейной команды, про который недавно упоминал нынешний капитан ЦСКА Александр Радулов. Виктор Васильевич встретил меня доброжелательной улыбкой, которая не сходила с его лица все время, пока он вспоминал о своем баскетбольном коллеге. Как они познакомились в Риге, где один тренировал местное «Динамо», другой — ВЭФ. Как общались, обменивались опытом…
Кстати, об опыте. Наверное, нет на свете ни одного другого тренера, который бы столь пристально следил за другими видами спорта, как Тихонов. Сколько раз во время телетрансляций футбольных, баскетбольных да и других матчей в кадр попадал наш знаменитый хоккейный тренер — не праздно развалившийся в кресле, а сосредоточенно наблюдающий за игрой, вникающий в работу наставников, на ходу читающий их мысли. И – тут же конспектирующий наблюдения на бумаге.
* * *
Владислав Третьяк, общаясь с журналистами несколько дней назад, отметил, что ФХР с огромным удовольствием возьмется за издание творческого наследия Виктора Тихонова, если получит добро от родственников мэтра. А буквально вчера председатель попечительского совета Федерации хоккея Рашид Нургалиев сообщил, что по просьбе супруги Тихонова Татьяны Васильевны будет создан специальный фонд, в который войдут все его дневники и записи.
После той единственной встречи мне еще несколько раз удалось пообщаться с Виктором Васильевичем по телефону. Он, конечно, меня не вспомнил, а потому был не столь приветлив. Что, впрочем, легко объяснимо: огромное количество журналистов доставало его, как и других известных хоккейных специалистов, просьбами о комментариях по тому или иному (подчас ничтожному) поводу. И тем не менее пару раз, дав поначалу от ворот поворот, Тихонов сам спрашивал, что именно меня интересует, после чего пускался в рассуждения по указанному вопросу — только успевай записывать!
Все очень просто: мэтр настолько любил, знал и понимал хоккей, что готов был говорить о нем сколько угодно. Даже с малознакомым человеком на другом конце провода…
* * *
В том, что Виктор Тихонов был лицом не только отечественного хоккея, но и всего советского, российского, армейского спорта, лишний раз можно было убедиться на вчерашней панихиде. Отдать дань уважения великому тренеру пришли его футбольные коллеги Олег Романцев, Георгий Ярцев, Валерий Газзаев, Леонид Слуцкий, а также президент Российского футбольного союза Николай Толстых, бывший руководитель «большого» ЦСКА Сергей Кущенко, олимпийский чемпион по баскетболу Иван Едешко, начальник команд ЦСКА по зимним видам спорта Алексей Шадрин, министр спорта Виталий Мутко, министр обороны Сергей Шойгу, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, руководители ФХР и КХЛ Владислав Третьяк, Борис Майоров, Александр Медведев…
Последними с Виктором Васильевичем попрощались его родственники, в том числе внук Виктор, продолжающий семейные хоккейные традиции в петербургском СКА.
В час пополудни доступ в Ледовый дворец был закрыт. В общей сложности около десяти тысяч человек пришли отдать дань уважения легенде отечественного спорта. Нижнюю часть гроба накрыли российским триколором, и процессия двинулась к выходу с арены. В 13.20 специальный автомобиль с телом Виктора Тихонова в сопровождении полицейских мигалок и вереницы автобусов покинул территорию спорткомплекса ЦСКА. Толпы народа проводили великого тренера аплодисментами…
Виктор Тихонов был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы неподалеку от могил своих хоккейных учителей и предшественников Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышева.
Москва
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»