• Верните кубок на родину!

    15.05.11 16:39

    У Канады на удивление непростые отношения с главным клубным трофеем в ее «фирменном» виде спорта.

    Несмотря на то что на территории Северной Америки находятся 23 государства, для подавляющего большинства россиян название этого мате­рика тождественно лишь с одной страной – США. Оно и неуди­вительно, учитывая огромную роль, которую «звездно-по­ло­са­тые» иг­рают в мировых культурных, политических и социальных процессах.

    Заложником этого положения невольно стала и Канада, которую в силу географической, языковой и все той же культурной близости зачастую называют 51-м штатом. Стороннему наблюдателю не так просто подметить отличия между канадцами и американцами, однако это вовсе не значит, что их нет. Напротив, каждый уважающий себя канадский подданный Елизаветы II считает своим долгом отличаться от южных соседей как можно разительней. И где как не на хоккейной площадке «кленовым» можно дать волю духу соперничества? Тем более если победа на льду практически наверняка останется за тобой.

    О том, что хоккей в Канаде уже давно не игра, а самая настоящая религия, знают все и давно. На пятидолларовой купюре изображены дети, гоняющие шайбу по льду, самая по­пулярная сеть кофеен в стране «Тим Хортонс» строит свою маркетинговую стратегию исключительно вокруг хоккея, а премьер-министр Канады Стивен Харпер появляется на матчах НХЛ едва ли не чаще, чем в парламенте.

    Неудивительно, что по данным Международной федерации хоккея именно в Канаде зафиксировано самое большое количество профессиональных хок­кеистов – 577 077. Свыше 50 про­цен­тов нынешних энхаэловцев также родились чуть севернее 44-й па­раллели. Американцы по этому показателю вторые, с  23 процентами. Парадокс за­клю­­чается в том, что из 30 команд НХЛ лишь шесть представляют родину хоккея.

    Здесь все, как у Конан Дойля – никакой мистики, все предельно элементарно. Преимущество США в начале 90-х годов прошлого столетия в численности населения и уровне развития экономики создало весьма благоприятную почву для новых хоккейных команд, в то время как Канада не смогла сохранить то, что имела. Результат – за последние 19 лет в НХЛ появилось восемь новых американских ­команд, а два канадских кол­лектива («Виннипег» и «Квебек») переехали, соответственно, в штаты Аризона и Колорадо.

    И без того жаркий костер канадского недовольства заполыхал еще сильнее, когда новые команды НХЛ стали возникать там, где о хоккее знают немногим больше, чем о стрельбе из лука – во Флориде, Калифорнии, Техасе, Теннесси и Джорджии. Действительно, как же так? Почему жители южной Тампы могут свободно наблюдать за игрой Винсента Лекавалье и Мартена Сен-Луи, а в богатом на хоккейные таланты Саскачеване до сих нет команды НХЛ? Почему Кубок Стэнли чуть ли не каждое лето разгуливает по улицам городов, помешанных на американском футболе или НБА, в то время как канадские команды не могут поднять над головой заветную чашу вот уже 17 лет?

     

    Стоит ли удивляться тому, что канадские болельщики исполняют свой гимн в три раза громче, если «Торонто» или «Калгари» выступают против американских команд? Да, математически шансы «кленовых» команд на победу в Кубке Стэнли составляют всего лишь 20 процентов, но опускаться до «глорихантерства» родоначальники хоккея отнюдь не спешат. Встретить на канадской земле поклонника какой-либо американской команды НХЛ практически невозможно. Исключение делается лишь в двух случаях. Первое – для представителей «оригинальной шестерки», то есть для «Рейнджерс», «Чикаго», «Детройта» и «Бостона». Что-что, а хоккейную историю северяне чтут. Второе же более ­распространено в маленьких городах и деревнях, где родились ­великие игроки. Скажем, в квебекских Сен-Брюно-де-Монтар­вилль или Сореле не сложно встретить почитателей «Питтсбурга» – ведь именно там родились, соответственно, Сидни Кросби и Марк-Андре Флери. Впрочем, майки «пингвинов» местное население одевает лишь тогда, когда из плей-офф вылетает их любимый «Монреаль». К слову, последним принципом (с поправкой, конечно, на название любимой команды) руководствуются и представители других провинций Канады. Вот только вряд ли это явление можно отнести к «болению» в истинном смысле этого слова. Здесь скорее разговор о симпатии.

    Но и этому приходит конец, если в финал плей-офф, минуя все преграды, пробивается канадская команда. Тогда от Британской Колумбии до Ньюфаундленда вся «кленовая» хоккейная рать объединяется под девизом «Bring the cup back home!» – «Верните кубок на родину!» В этом году Канада возложила все свои надежды на «Ванкувер», команду из города, который уже подарил стране олимпийское золото.

    Когда на кону стоит главный трофей сезона, забываются даже междоусобицы – болельщики «Кэнакс» от всей ду­ши ­будут поддерживать соседей из «Калгари», «нефтяники» из «Эдмонтона» встанут плечом к плечу с поклонниками «Торонто», а те, в свою очередь, не бросят в беде «Оттаву». Разве что монреальцы будут долго думать, за кого им болеть в финале. Ведь жители Квебека что Канаду, что США воспринимают практически оди­наково – как заграницу.

    Ванкувер


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»