• Верните в игру плохих парней, или «Правило провокатора»

    27.03.07 16:00

    В своде правил НХЛ есть пункт 56, который призван помочь арбитру определить зачинщика драки и описывает возможные наказания для провинившихся. Когда-то визитной карточкой лиги были ледовые побоища стенка на стенку, но принятие в 2003 году «правила провокатора» должно было поставить крест на излишней агрессии.

    Хоккеист, оштрафованный согласно этому правилу в третий раз помимо стандартных семи минут (2 за провокацию+5 за драку) и удаления до конца матча автоматически дисквалифицируется до конца игры. Попался в четвертый раз – пропустишь 5 игр, в пятый – шесть. Если инициатор стычки носит визор на шлеме, ему добавляют две минуты за неспортивное поведение.

    Это правило основательно изменило поведение тафгаев в НХЛ – игроков штрафуют в зависимости от их зарплаты, и терять значительную часть гонорара (каждый пропущенный из-за дисквалификации матч – 1/82 оклада) никто не хочет. В сезоне-2003/04 количество драк снизилось на 30%, и многим показалось, что дело сделано.

    Однако бойцов стали брать под защиту генеральные менеджеры и тренеры некоторых клубов. Например, Брайан Бурк собрал в «Анахайме» целую бригаду из тафгаев и признает, что сознательно пошел по такому пути комплектования команды. Профсоюз игроков тоже неоднократно просил о смягчении «правила 56»: если раньше костоломы калечили звезд, то теперь тех же технарей некому защищать от грязной игры. Памятен эпизод, когда арбитр не заметил, как Джереми Ренику высоко поднятой клюшкой выбили зуб, и форварду оставалось только обматерить судью и запустить в него бутылкой минералки. Будь у штатного «полицейского» возможность наказать грубияна, Ренику не пришлось бы хамить судье.

    В последние недели дела тафгаев вроде бы пошли на лад. Собрание генеральных менеджеров НХЛ приняло решение добиваться смягчения наказаний за драки, Жорж Ларак заключил контракт с «Питтсбургом» на $1,3 млн в год.

    По сравнению с прошлым сезоном количество драк выросло на 6,5%, а в потасовки вовлекается все больше играющих хоккеистов. Кроме того, зачинщиков побоищ удавалось выявить только в 15% случаев, так как тафгаи научились обходить «правило 56».

    Но суть споров вовсе не в этом. Поборниками послаблений для «полицейских» в основном являются канадцы, а в НХЛ они превалируют во всех сферах: от игроков до чиновников большинство персонажей представляют Страну кленового листа. Американцы не хотят видеть на экранах телевизоров сцен насилия, а родоначальники хоккея рвутся вернуть времена, когда кровь на стадионах лилась рекой.

    Попадаются в основном те, для кого ледовые бои не являются основной работой. Например, результативный защитник «Монреаля» Шелдон Сурей или Пол Мара из «Рейнджерс». Особняком стоит Бен Игер из «Филадельфии», но он типичный энхаэловский провокатор. Собст­венно, воинственный «летчик» на данный момент единственный, над кем навис прогрессирующий штраф по «56-й статье».

    Правда, благополучие тафгаев в НХЛ поставил под вопрос Крис Саймон, некогда котировавшийся именно в этом качестве. Давно переквалифицировавшийся в силового форварда «полицейский» переживал в последнее время подъем – пять голов в восьми играх. 8 марта в матче «Айлендерс» – «Рейнджерс» он был по всем правилам впечатан в борт «синерубашечником» Райаном Холлвегом. Поднявшись, Саймон взял клюшку наперевес и от души приложил оппонента по лицу.

    Инцидент напомнил всем эпизоды долокаутной НХЛ: удары Марти Максорли клюшкой по голове Дональду Браширу и Тодда Бертуцци кулаком сзади в челюсть Стиву Муру. Лига дисквалифицировала Саймона на неопределенный срок.

    Любопытно, что вспышка ярости охватила Саймона именно 8 марта – день в день с Тоддом Бертуцци образца 2004 года.

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»