• Вежливость Росберга

    Рассказ обозревателя «Спорта День за Днем» о гран-при Абу-Даби

    28.11.16 13:55

    Вежливость Росберга - фото

    Фото: Мир Формулы-1

    Любой нормальный человек на гран-при Абу-Даби болел за Нико Росберга. И понятно почему. Хороший парень, настоящий профессионал, спокойный, вежливый, трудолюбивый. Даже его жена, с которой он знаком со школы, родившаяся в этом году дочь, которая по словам Нико для него важнее гонок и вообще всего остального, — это вызывает симпатию. Ему приятно сопереживать. В отличие от Хэмилтона с его повадками рок-звезды и кумира молодежи, его сережками, машинами, светскими хрониками и бульдогом.

    Аутсайдер

    И еще потому что в этой борьбе Росберг изначально был аутсайдером. Букмекерские ставки на чемпионский титул в начале 2016 года были такими: Хэмилтон — 1.61, Росберг — 3.75. Для сравнения, 5.00 — это уже Феттель. И то Росберг забрался в предварительных раскладах так высоко, потому что букмекеры, и не без оснований, полагали, что «Мерседес» построит машину, которая «вывезет» любого, и в этом, возможно, последний шанс Нико стать чемпионом мира.


    «Мерседес» построил, и Нико шанс не упустил. Именно в таком порядке, потому что даже сейчас, когда Росберг выиграл чемпионат, финишировав первым в девяти гонках, сохранив концентрацию на последних четырех и обойдя Хэмилтона в абсолютно честной борьбе, вряд ли кто-то в своем уме скажет, что он самый быстрый гонщик на свете. А ведь для того, чтобы определить, кто самый быстрый, Формула-1 и придумана.

    Чистая игра

    Чтобы выиграть титул и сэкономить себе, команде, близким и всем болельщикам два часа очень нервного времени, Росбергу достаточно было вынести Хэмилтона в первом повороте. Он не стал бы первым в истории Ф-1 гонщиком, выигрывшим титул так. И судя по привычкам Макса Ферстаппена не стал бы и последним. Более того, руководитель конюшни Тото Вольфф, сказавший накануне, что его пилотам разрешено бороться на трассе, хотя и не имел это в виду, возможность такого первого поворота явно не исключал.

    Но это был бы настоящий рок-н-ролл. Из того времени, когда команды плели интриги постоянно, гонщики были настоящими сумасшедшими, устраивали потасовки и рисковали жизнью в каждой гонке, а цена чемпионского титула было настолько высока, что никого на самом деле не интересовало, какими средствами он достался. Только это все не про Росберга.

    Очевидно, он такой вариант даже не рассматривал. Так же, как и команда, которая предоставила своим гонщикам абсолютно одинаковые стратегии, медленно, но уверенно отработала пит-стопы и даже пыталась образумить Хэмилтона, когда он в конце начал оттормаживать Росберга. Всю гонку Нико четко следовал инструкциям из боксов, поддерживал необходимый темп, лишь однажды при обгоне Ферстаппена напомнив всем и, видимо, себе, что он не просто сотрудник заводской команды «Мерседес», но еще и очень хороший гонщик. Все получалось по-немецки правильно и немного скучно, пока на последних кругах в зеркалах заднего вида не появились Макс Ферстаппен и Себастьян Феттель.

     

    По дороге Баттона

    Это прозвучит странно, но для Росберга все только начинается. Помимо него, в сегодняшней гонке участвовало пять чемпионов мира, и каждый из них столкнулся с тем, что после титула жизнь продолжается. Сейчас у Нико будут хорошие дни, много интервью, много свободного времени, придет привычка быть чемпионом. Он повторил достижение своего отца, выиграл у одного из самых быстрых пилотов современности на такой же машине и многое доказал себе и окружающим. Но если он настоящий чемпион, ему придется продолжать доказывать. Кроме того, даже если «Мерседес» в следующем году снова окажется в другой лиге, Хэмильтон будет лучше и злее, он не отдаст первые четыре гонки и не провалит значительную часть чемпионата. Он будет драться.

    Себастьян Феттель выиграл с «Ред Буллом» четыре титула, и не хотел ничего менять. В итоге дождался того, что сначала «Ред Булл» перестал был лучшей машиной, а потом пришел Риккардо и просто оказался быстрее. Заслуг Себастьяна хватило, чтобы перейти в «Феррари», но многое ему пришлось доказывать заново. Фернандо Алонсо, будучи, наверное, самым талантливым гонщиком своего поколения, на протяжении всей карьеры меняет команды, как будто пытаясь попасть в чемпионскую, но оба титула достались ему в не самой быстрой и абсолютно бесперспективной Рено. Дженсон Баттон, выиграв чемпионат в Брауне с двойным диффузором, неожиданно ушел в «Макларен», где, во-первых, смог выступать на равных с Льюисом Хэмилтоном и Фернандо Алонсо, а во-вторых, заработал репутацию одного из самых умных и технически грамотных пилотов. И именно тогда, кажется, он как гонщик раскрылся по-настоящему, а не обгоняя на супер-болиде крепкого, но уже не такого быстрого старика Барикелло.

    Это опыт чемпионов, в компании которых теперь и Нико, их стратегии. Среди них нет выигрышной, но, пожалуй, на Баттона Росберг похож больше всего. Еще год он точно будет с «Мерседесом», но в какой-то момент о будущем задуматься придется.

    Грязные приемы


    Гонка подходила к концу, давно включили искусственное освещение. Льюис Хэмилтон ехал первым, Нико Росберг — за ним. Льюис не отъезжал, потому что в этом случае Нико мог бы контролировать свой отрыв от преследователей и спокойно финишировать вторым. Для победы в чемпионате этого хватало. О чем думал Льюис мы никогда не узнаем, но, скорее всего, о том, как было бы хорошо, если бы у Нико сгорел мотор.

    А потом он запаниковал, понял, что теряет титул, так он сказал команде. И начал оттормаживать Росберга, сильнее и сильнее, подставляя его под атаки ехавших следом Себастьяна Феттеля на свежих шинах и Макса Ферстаппена, которому чем менее реальным кажется обгон, тем веселее. Из боксов, как могли, пытались заставить Хэмилтона увеличить скорость, но в ответ получили только: «Отстаньте от меня». Чем эта ситуация вернется Льюису непонятно, но что-то подсказывает, что вернется. Нет, в «Мерседесе» не против грязных приемов, что бы ни говорил Тото Вольфф, но только тогда ты должен побеждать. А проигравших там вообще не любят.

    В это время в зеркалах заднего вида Нико Росберга появились Феттель и Ферстаппен и стали расти. Ситуация тупиковая, на что Льюис и рассчитывал. Думаю, последние круги Гран-при Абу-Даби — самые сложные в гоночной карьере Нико. Когда нужно не сломать переднее антикрыло о машину Хэмилтона, который иногда почти останавливался, и не пропустить двух быстрых пилотов. Когда титул на расстоянии вытянутой руки, и сделать ничего нельзя, только терпеть и не терять концентрацию. И все это на скорости за триста.

    Но нервы у Нико оказались железными, они так и финишировали. И это то, что невозможно не уважать. Как и его умение выжимать максимум из любой гонки, а в случае неудач только больше работать. В этом он на протяжении сезона был лучше Хэмилтона, и, наверное, лучше всех.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»