• Виктор Кровопусков: «Проработаю в Турции столько, сколько выдержу»

    Чемпионат мира. Предисловие

    06.11.10 15:11

    Сабля – на передовых позициях

    Четырехкратного олимпийского чемпиона Монреаля и Москвы (дважды в личном первенстве и дважды в команд­ном), семикратного чемпиона мира, лучшего саблиста планеты 1979 года Виктора Кровопускова, как оказалось, в российской столице застать сейчас практически нереально. Вот уже два месяца он работает в Турции, а домой приехал, можно сказать, в командировку – на юниорский чемпионат Европы, проходивший в конце октября в подмосковной Лобне. С этой темы и началась наша беседа.

    – Виктор Алексеевич, какие впечатления от европейского фехтовального первенства? Будущих талантов заприметили?
    – Способные ребята есть всегда, причем во многих сборных. Приятно, что таковые имеются и в российской команде. Я, правда, следил за событиями только в своем профильном виде оружия – сабле, но даже здесь есть кого выделить.

    – Вы имеете в виду двукратную чемпионку юношеских Олимпийских игр в Сингапуре Яну Егорян, которая и в Лобне завоевала золотую медаль?
    – Разумеется, и ее тоже. Хотя могу отметить и других наших ребят и девочек. Смена нынешним лидерам российской сборной подрастает достойная, что не может не радовать.

    – Та же Егорян уже сегодня может усилить взрослую сборную России?
    – На этот вопрос ответить трудно. На юниорском уровне Яна демонстрирует высокий класс, но как она сможет проявить себя на взрослых турнирах, будет зависеть от многих факторов. В том числе и от нее самой, ее настроя и психологии.

    – Хорошо, тогда давайте поговорим о российской национальной сборной, ее перспективах на предстоящем чемпионате мира в Париже…
    – Честно говоря, я сейчас, как говорится, не совсем в теме. За два месяца в Турции российское фехтование как-то упустил из виду. Даже не в курсе, каким составом наша сборная едет на чемпионат мира. Но, думаю, что без Софьи Великой женская команда по сабле не обойдется.

    – Точно! А компанию ей составили Светлана Кормилицына, Екатерина Дьяченко, Юлия Гаврилова…
    – Что ж, по именам – хороший состав. Но самое важное – в каком физическом и психологическом состоянии девчонки подойдут к чемпионату. В наилучшем они способны бороться за медали и в личном, и в командном первенстве. Если же говорить о мужской команде, наверное, лидер в ней прежний – Алексей Якименко?

    – И снова попали в точку. Другие сборники – Вениамин Решетников, Николай Ковалев, Артем Занин.
    – Все – опытные ребята, проверенные турнирные бойцы. В общем, должны подтвердить, что российское сабельное фехтование всегда было и остается на передовых позициях.

     

    Валерий Непомнящий российского фехтования

    Вообще, Виктор Кровопусков – не только признанный мэтр фехтования на саблях, он еще и большой патриот своего вида оружия. Это я понял из наших с ним прошлых бесед, в которых Виктор Алексеевич горячо доказывал преимущества сабли над рапирой и шпагой: «Скажем, в шпаге, в отличие от рапиры и сабли, нет так называемого правила атаки и контратаки. Там самое главное – быстрее уколоть. В рапире сектор поражения – грудь и спина, а в сабле – весь корпус противника. Плюс в тактическом плане сабля, на мой субъективный взгляд, дает больше возможностей для маневра, для хитроумных комбинаций. Вообще фехтование можно сравнить, например, с легкой атлетикой. Вид спорта один, а дисциплины в нем совершенно разные – бег, прыжки, метание… Так и в фехтовании объединены три совершенно разных вида оружия».

    Однако при всем этом рапира и шпага для Кровопускова – вовсе не терра инкогнита. По его собственному признанию, будучи действующим спортсменом, он не раз во время тренировочных сборов принимал участие в своеобразных турнирах по троеборью, в которых каждому доводилось фехтовать всеми тремя видами оружия, после чего по сумме результатов определялся победитель.

    Впрочем, все это осталось в далеком прошлом. Сегодня Кровопусков – этакий Валерий Непомнящий отечественного фехтования. В том смысле, что его тренерский стаж за границей, равно как и география профессиональных командировок, заметно богаче опыта работы в родной стране. Вскоре после окончания карь­еры спортсмена, в начале 90-х годов прошлого столетия, Кровопусков работал в Турции. Через некоторое время был азиатский этап тренерской карьеры – приглашения в Японию и Иран. И вот сейчас – вновь Турция.

    – Это все последствия той, первой командировки в эту страну, – улыбается Виктор Алексеевич. – Один из моих бывших учеников теперь стал вице-президентом турецкой федерации фехтования. С его подачи обо мне и вспомнили. Вспомнили – и снова пригласили поработать.

    – На каких условиях?
    – Пока строим взаимоотношения только на устных соглашениях. Конкретные сроки мы не оговаривали. Турки мне сказали: «Работай, сколько захочешь!» Я ответил: «Буду работать столько, сколько выдержу!» (Смеется.) Пока вот выдержал два месяца – вроде все нормально. После чемпионата мира вернусь в Турцию, буду продолжать начатое.

    – Работы – непочатый край?
    – Примерно так. Хотя от меня не требуют немедленных результатов – напротив, предложили поработать на перспективу. Мои подопечные – ребята, средний возраст которых 18 лет. Нужно создать команду, которая года через три-четыре сможет достойно выступать на международной арене.

    – Нынешняя турецкая сборная сильно отстает от фаворитов?
    – Да, отставание заметное. Тем более – в условиях обострившейся конкуренции. Ведь признанных грандов фехтования, таких как Италия, Германия, Франция, США, стало больше после огромного качественного скачка, совершенного азиатскими сборными, прежде всего – китайской.

    – А условия для плодотворной работы в Турции есть?
    – Очень даже неплохие. Построен специализированный фехтовальный зал. Кстати, о необходимости строительства такого спортивного объекта я говорил тамошним руководителям 15 лет назад. Значит, прислушались к моим словам (смеется).

    – Какое жилье вам предоставили?
    – Живу на олимпийской базе. Пока этого вполне достаточно. А как там будет дальше – зависит от продолжительности моей работы в Турции. Если подпишу контракт на длительный срок, тогда можно будет и о более серьезном жилье подумать.

    Радио, хоккей и волейбол

    До отъезда в Турцию наш герой успел попробовать себя на стезе… спортивной журналистики – в качестве ведущего получасовой передачи «Флеш-атака с Виктором Кровопусковым» на «Радио Спорт». Причем сначала знаменитый фехтовальщик был приглашен на прямой эфир в качестве гостя студии. Дебют прошел буквально на ура, и вскоре последовало предложение стать ведущим авторской программы.

    «Перед первым эфиром некоторое волнение, конечно, было, – вспоминал как-то Виктор Алексеевич. – Но я просто вспомнил, что за свою жизнь раздал огромное количество интервью – и для газет, и для электронных СМИ. Практически все они получились удачными – так, во всяком случае, мне говорили. Это меня и успокаивало. А еще добавляло уверенности осознание того факта, что я в своей передаче смогу заняться популяризацией любимого фехтования».

    – Сейчас, к сожалению, карьеру радиожурналиста пришлось прервать, – с улыбкой говорит Кровопусков. – Но причина, как вы понимаете, уважительная: я все-таки в первую очередь тренер… Впрочем, надеюсь, что передача останется в эфире даже в мое отсутствие.

    А вот что навсегда останется с мэтром отечественного фехтования – это его «говорящая» фамилия. Помню, в одной из прошлых бесед поинтересовался у Кровопускова, не случались ли в его карьере некие «фамильные» казусы. На что Виктор Алексеевич отреагировал с присущим ему юмором:

    «Да особо ничего такого и не припоминаю. Но вот сын у меня – хоккеист, так что ж, ему быть убийцей на льду? (Смеется.) Нет, он вовсе не Кувалда Шульц! Хотя Леша – человек заводной, но старается держать себя в руках и заниматься своим прямым делом – забивать шайбы в ворота соперника. В целом же, считаю, Алексей нашей фамилии соответствует больше, чем я. В том смысле, что битвы до крови в хоккее бывают гораздо чаще, чем в фехтовании».

    К слову, Алексей Кровопусков некоторое время выступал за ХК МВД – клуб, в минувшем сезоне дошедший до финала Кубка Гагарина, а затем прекративший свое существование. А вообще, семья у Кровопускова-старшего – очень спортивная. Со своей первой женой, мамой Алексея, они и вовсе соратники по фехтовальному оружию. А нынешняя супруга Виктора Алексеевича, Марина Кирьякова, – бывшая волейболистка, чемпионка страны. В начале 90-х ее пригласили поиграть за один из турецких клубов. Супруги решили ехать вместе – вот так и началась зарубежная тренерская карьера Виктора Кровопускова. Которая сегодня, почти двадцать лет спустя, делает новый «турецкий виток»…



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»