• Виртуальная трибуна

    28.02.08

    Читайте Спорт день за днём в

    Появившаяся на днях информация о том, что «Милан» первым из клубов серии А запустил проект телевещания в Интернете под названием Showtime, заставила лишний раз задуматься о скорости, с которой ведущие европейские топ-клубы осваивают виртуальное простран­ство в попытке стать еще ближе к своему фанатскому корпусу. Передовые технологии вещания, интереснейший контент, удобные для использования платформы, молниеносная передача информации — все эти атрибуты подобных проектов сегодня на службе его величества болельщика…

    Кто-то справедливо заметит, что коммерческий продукт, какого бы превосходного качества он ни был, бесплатно не обходится и возможность находиться практически в непрерывном виртуальном контакте с любимой командой влетит ее фанатам в копеечку.

    Как бы не так. Изучив внимательно зарубежный опыт ведущих европейских клубов в разработке мультимедийных продуктов, корреспонденты «Спорта» убедились, что соотношение цена/продукт явно в пользу болельщика и пользование широким спектром опций и услуг не грозит ему разорением. Не следует забывать и о том, что в странах, в которых прописаны пять сильнейших футбольных чемпионатов континента, уровень доходов населения значительно выше, чем в России, и поэтому расходы на контент, которые несет среднестатистический фанат «Ливерпуля» или «Валенсии», не стоит тут же примерять к российским реалиям.

    Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта показывает и другое: для полноценного виртуального общения с болельщиком в западных топ-клубах средств не жалеют, используя для решения поставленных задач мощный технологический ресурс, который сегодня все больше походит на индустрию развлечений. В России же подобные коммуникационные платформы (честь и хвала редким исключениям!) находятся практически в зачаточном состоянии, и до лучших европейских аналогов им еще далеко. Итак, посмотрим, как общаются во Всемирной паутине со своими болельщиками ведущие клубы Европы.

    Англия («Челси») www.chelseafc.com

    Размах «аристократов» в виртуальном пространстве впечатляет: помимо британ­ской версии сайта также есть американская, русская, китайская и даже корейская. Мобильный контент представлен широчайшим спектром услуг. Самый простой интерактив — получение SMS-сообщений, освещающих различные аспекты деятельности клуба. В отличие от ряда других эта услуга доступна только абонентам сотовой связи в Велико­британии. Стоимость одного текстового сообщения — 25 пенсов (12 рублей). Посредством SMS болельщик может получить информацию о наличии билетов, стартовом составе команды на очередной матч, переходах игроков, травмах и сроках восстановления выбывших футболистов, а также ознакомиться с последними новостями с тренировочной базы синих.

     

    Тех, кто по разным причинам не смог попасть на игру, не имеет под рукой Интернета и не смотрит телетрансляцию, выручат все те же SMS-сообщения — в режиме реального времени на мобильник подписчика будет поступать информация о составах команд, изменениях счета, предупреждениях и удалениях, сопровождаемая комментариями по ходу игры и по ее окончании.

    Заядлые геймеры тоже не забыты: пара десятков скачиваемых на мобильник игр по спортивной и кинотематике средней стоимостью 3–5 фунтов (150–250 рублей) не дадут им заскучать. Также доступны видео­клипы забитых мячей, анонсы к матчам и интервью игроков и тренеров, фотообои, анимационные ролики, рингтоны и многое другое. Посетители сайта также могут подписаться на подкасты и получать свежие аудио— и видеофайлы напрямую на свой компьютер или mp3-плейер. Среди печатных продуктов выделяется ежемесячный полноцветный глянцевый журнал Chelsea, распространяемый в клубном магазине Chelsea Megastore и газетных киосках (стоимость одного экземпляра — 3,25 фунта, годовая подписка для европейских стран — 47 фунтов плюс почтовые расходы).

    Однако самым привлекательным медиаресурсом остается интернет-телеканал Chelsea Plus (не путать с Chelsea TV, клубным телеканалом, транслируемым по спутниковому телевидению за шесть фунтов в месяц). Оформив месячную (3,99 фунта) или годовую (40 фунтов) подписку на Chelsea Plus, вы получите полный доступ к транслируемому на сайте контенту, который включает выпуски новостей, прямые аудиотрансляции всех игр «Челси», видеонарезки лучших моментов, интервью с игроками, сюжеты с тренировочной базы. Свое веское слово на канале могут сказать и сами болельщики в специальном разделе Blue Tube. Для знакомства же с футбольными легендами «аристократов» и лучшими голами в истории клуба нужно зайти в раздел Old Boys.

    Не за горами и прямые показы игр «Челси» в Сети. Вскоре подписчики Chelsea Plus за пределами Великобритании получат возможность смотреть трансляции матчей команды в онлайн-режиме до пяти часов в сутки. Как рассказал корреспонденту «Спорта» Рэвин Фернандо, руководитель коммерческого блока Chelsea Digital Media (подразделение клуба, курирующее проекты в сфере цифровых СМИ), это будут игры, право на показ которых в прямом эфире принадлежит Chelsea TV, — выступления дубля и молодежной команды, а также матчи основного состава, проводимые в межсезонье.

    «По ходу сезона трансляции нарезок лучших моментов в играх основного состава можно будет показать по Chelsea Plus только по истечении соответствующих ограничений, накладываемых правообладателями на показ матчей в прямом эфире», — объясняет Фернандо.

    По его словам, 56% подписчиков Chelsea Plus — британцы, остальные же 44% — абоненты из-за рубежа. В первую пятерку стран по числу подписчиков входят Великобритания (56,27%), США (16,44%), Австралия (3,05%), Канада (2,77%) и Ирландия (2,35%).

    «На долю российских абонентов приходится менее 1%, но наблюдается положительный рост», — подытожил Фернандо.

    Испания («Барселона») www.fcbarcelona.cat

    Сайт испанского клуба — своего рода рекордсмен среди сетевых полиглотов: кроме каталонской и кастильской версий он также доступен на английском, японском, китай­ском, корейском и арабском языках!

    Абонентом клубного интернет-телеканала Barca TV Online можно стать, заплатив 19,95 евро за трехмесячную подписку или же 49,95 евро — за годовую (членам клуба полагаются 25-процентные скидки). За эти деньги кроме стандартного набора продуктов (новостной блок, информация о новичках команды, репортажи с тренировок, нарезки лучших моментов игр команды) подписчик также получит возможность смотреть спецвыпуски и документальные репортажи о команде, видеоролики, оформленные в стиле музыкальных клипов, архивные записи памятных игр в богатой истории «блауграны», рассказы о работе клубной академии и даже… мультфильмы с Пуйолем & Co в главных ролях. Настоящим лакомством в программной сетке является передача «Комната зеркал», в которой кумиры миллионов в неформальной обстановке рассказывают о своей жизни за пределами поля.

    Подобно «Челси», болельщикам также доступен обширный мобильный контент, фотогалерея, печатные продукты (журнал и газета), телеканал Barca TV с 12-часовым вещанием ежедневно, клубная радиостанция…

    Членство в «Барсе» вообще возведено в настоящий культ. Заплатив годовой взнос в размере 150 евро, вы становитесь не просто членом большой семьи сине-гранатовых, пользующимся многочисленными привилегиями. Членство дает вам право баллотироваться на выборах делегатов Генеральной ассамблеи — высшего исполнительного органа клуба, который, в свою очередь, каждые четыре года избирает президента «Барселоны».

    Членам клуба гарантированы места на «Камп Ноу», они могут приобретать билеты со скидкой на любые матчи «Барсы» с самого начала сезона (это право распространяется на игры всех команд, входящих в спортивное сообщество «Барсы»). Скидок всего две: 20 % на любые матчи, кроме «классико», и 5 % на поединки против «Реала», за счет чего удается сэкономить до 25 евро с билета. Самый дешевый билет на текущий сезон стоит 14 евро, самый дорогой — 170 евро. Для тех, кто не является членом клуба, билеты по­ступают в кассы лишь за 15 дней до игры. На матчи баскетбольной команды члены клуба получают 40-процентную скидку.

    Кроме того, члены также получают бесплатную подписку на клубный журнал Barca Magazine (выходит раз в два месяца) и ежемесячную электронную рассылку новостных дайджестов. Посетить клубный музей и совершить тур по «Камп Ноу» члены клуба также могут бесплатно, а при аренде принадлежащих «Барсе» катков, полей и игровых площадок им полагается скидка.

    Италия («Милан») www.acmilan.com

    Кроме итальянской существуют версии сайта на английском, испанском, португальском, китайском и японском языках. Запущенный на днях проект интернет телевидения под названием Showtime доступен по двум подпискам — «золотой» и «платиновой». Единственным отличием является предоставленная «платиновым» подписчикам опция смотреть седьмой, дополнительный, телеканал, по которому планируется показ матчей «Милана» в прямом эфире (опция доступна только абонентам, не проживающим в Италии). Стандартный же, «золотой», пакет из шести телеканалов позволяет следить за самыми последними новостями в клубе, смотреть эксклюзивные интервью игроков, аналитические материалы и репортажи с занятий в «Миланелло», попасть в закулисье «россонери», принять участие в видеочате и многое другое.

    Примерно 400 000 поклонников «Милана» на Апеннинах получили от одного из клубных спонсоров карточки бесплатного доступа, которые позволят им в течение первого месяца вещания обкатать продукт. Для всех остальных, кто хочет присмотреться к новинке, предусмотрены бесплатные короткие превью-ролики. По словам директора по маркетингу миланского клуба Лауры Мази, проект призван утолить планетарный информационный голод фанатов «россонери».

    «В месяц сайт «Милана» посещают 1,4 млн пользователей Интернета, из них 40 % — иностранцы. Благодаря Интернету наш охват станет поистине глобальным», — заявила Мази на церемонии, посвященной запуску Showtime.

    Контент­ная начинка является, по сути, продуктом круглосуточно вещающего телеканала Milan Channel, доступного за 8 евро в месяц по спутниковому телевидению Sky и через интернет-портал Fastweb.

    Несмотря на богатство выбора и высокое качество продукта, вряд ли найдется болельщик, который затяжное пребывание во Всемирной паутине предпочтет походу на футбол. Поэтому-то и трудно найти пустующее кресло на «Олд Траффорд» или «Сантьяго Бернабэу». Как бы красочно ни была оформ­лена электронная витрина, она не сможет заменить стадион. Лишний билетик есть?

    Мнение

    Директор по маркетингу «Милана» Лаура Мази: «Showtime — наш способ разрушить границы»

    В интервью «Спорту» директор по маркетингу «Милана» Лаура Мази объяснила, почему руковод­ство «россонери» решилось потратить более миллиона евро на новый телепроект, рассказала подробно о тарифной сетке Showtime и поведала о местах, где миланцев любят более всего.

    — У «Милана» уже есть отличный сайт, один из лучших телеканалов Milan Channel. Зачем клубу понадобилось еще и Web-ТВ — Showtime?
    — Что касается клубного телевидения, то оно нас полностью устраивает. Мы запустили его еще в 1999 году, и оно оправдало наши ожидания. Но есть одна проблема: в Италии Milan Channel вещает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, а вот за границей дела обстоят гораздо хуже. Иностранный болельщик с трудом может принимать у себя наш телеканал. Собственно, Showtime — это способ разрушить границы между клубом и нашими тиффози по всему миру. Вы упомянули еще и сайт. Да, он у нас очень хороший, информативный. Но в нем не хватает видео.

    — Стоимость проекта озвучите?
    — «Милан» не раскрывает финансовых деталей своих сделок и трат. Но вам скажу, что на запуск Showtime клуб потратил более одного миллиона евро.

    — Насколько гибкой является подписная программа?
    — Пользователям предложено несколько опций. Первая из них — бесплатный просмотр контента. Понятное дело, бесплатно болельщик сможет смотреть только небольшие фрагменты отснятых материалов, превью. Платных же подписок две — «золотая» и «платиновая». Первой охвачен просмотр шести каналов: «Новости», «Интервью», «Эксклюзивные кадры с тренировок», «Анализ матчей», «Репортажи» и «Архивные материалы». Ее стоимость — 11,99 евро за три месяца и 34,99 евро за год. «Платиновая» подписка дает возможность смотреть все те же шесть каналов плюс седьмой, самый главный, — прямые трансляции всех матчей «Милана». Объективно говоря, стоит это ненамного дороже — 17,99 евро за три месяца и 44,99 евро за год.

    — Будет ли разница между программой Milan Channel и тем, что можно будет увидеть на Showtime?
    — В принципе, их контент будет одним и тем же. Разве что иногда на Showtime будут показывать эксклюзивные программы. Дело в том, что Showtime — это, собственно, платформа, на которой возможно транслировать ТВ в Интернете.

    — Сорок процентов посетителей клубного сайта «Милана» — заграничные поклонники «россонери». Сколько таких болельщиков в России?
    — Сложно сказать. Ваша страна не самый интересный для нас рынок. Есть места и погорячее: к примеру, Бразилия, Япония или США. Поэтому цифр по России у меня просто нет.


    Комментариев: 0
    , чтобы оставить комментарий