-
Вирусы и антивирусы
Сборы. Турция06.02.10 12:31
Первый сбор — это всегда «физика». Борьба с лишними килограммами, турецкой непогодой и отпускной ностальгией. Главный антивирус в этом процессе — тренер по физподготовке. В большинстве своем средство это в российских клубах, к слову, импортного производства.
200 вариантов Анжело
Бразилец Анжело (на фото) в Самару приехал с Леонидом Слуцким. А первым его российским клубом была «Москва». Ситуация необычная, если учесть, что как правило «физиков» с копакабанской географией берут в команды, где большая бразильская диаспора, а у «горожан» представителей пентакампеонов в составе в те времена не было вовсе.
— Просто на тот момент мы искали специалиста такого узкого профиля, и кто-то нам посоветовал попробовать парня, который в ЦСКА индивидуально подводит к нужным кондициям Дуду, — вспоминает Леонид Слуцкий. — Признаюсь, и для меня вся его работа была поначалу открытием, так как до того времени я не сталкивался со специалистами такого узкого профиля. Положительный результат был, как говорится, налицо. Вообще, когда рассуждают о том, что возможно не очень правильно привлекать в тренерские штабы «легионеров» именно по этой части, забывают о том, что самоучкой в таком серьезном вопросе не станешь. К примеру, если до того, как нашими футболистами начал заниматься Анжело, практиковалось каких-то пять-десять видов разминки, то с его приходом арсенал умножился в разы. Это серьезная школа, которая постоянно развивается: у Анжело было в самом начале нашего сотрудничества около двухсот вариантов комплексов на все группы мышц, и я видел, как он их варьирует — не по наитию, а по науке. В зависимости от того, в каких конкретных случаях в каком компоненте надо было прибавлять — усиливать ли качество работы с мячом, наоборот без мяча и так далее, — у него всегда был готовый конспект под рукой.
Бразилец сейчас плодотворно продолжает трудиться в самарских «Крыльях» и является одним из большой группы специалистов-иностранцев, готовящих российские команды в таком важном компоненте как «физикал кондишн». У нас не осталось уже ни одного топ-клуба, в котором бы данную должность не занимал иностранец: физика «Динамо», «Зенита» и «Локомотива» — с итальянским акцентом — это Роберто Сасси, Альберто Бартали и Винченцо Гарсиа, «Спартака» и «Рубина» — цветов испанской корриды — это Оскар Гарсия и Рауль Гонсалес Санчес. Вот правда стройного полку бразильцев в это межсезонье поубавилось — ЦСКА заменил Пауло Пейшау, в свое время готовившего в чемпионат мира сборную своей страны, на экс-коуча «Бетиса» Паулино Гранеро. Наставник армейцев объясняет это решение просто.
— В первую очередь хотелось бы отметить, что Гранеро на очень серьезном уровне владеет системами современной функциональной диагностики, — говорит Слуцкий. — Тестеры, GPRS, все новейшие разработки... Он — в курсе всего. Голова у меня в таком случае не болит за процесс вообще, я просто получаю от него уже готовые выкладки по каждому игроку, он контролирует ситуацию в каждом конкретном случае. Мы не так давно работаем вместе, но я могу сказать, что очень доволен.
Посторонним вход воспрещен
Методы работы Гранеро, конечно, никакое не новое слово в такой узкой специализации как «физические кондиции». Другое дело, что в итальянском чемпионате, к мастерам из которого так велик интерес на российских футбольных просторах, задачи тренеров по физподготовке немного разнятся с нашими. Прекрасно помню, каково было мое удивление, когда своими глазами увидела, что происходит на закрытой тренировке футбольной гордости Италии — «Милана». Датчики по всему периметру газона плюс некие специальные радиопередающие устройства, которые строго отмеряя какие-то сантиметры, размещали на поле люди в желтых жилетках. А среди всего этого электронного царства Кака, Гаттузо, Роналдинью, Пато и Мальдини, не без удовольствия закрепляющие на своих драгоценных торсах три-четыре странных «миелофона». Сама тренировка продлилась часа полтора, и ничего сверхъестественного в стандартах обнаружено не было — школа, квадраты, упражнения на тактику.
— Самое интересное начнется сейчас, по окончании этой беготни на поле, — хитро улыбаясь, сказал мне тогда наш друг журналист Георгий Кудинов, знающий о «Милане» все. — Вот видишь это здание? Это не просто раздевалки и тренажерка, пусть тебя не обманывают размеры. На цокольном этаже тут святая святых команды — «Миланлаб».
Специальная медицинская лаборатория «Милана» — бункер секретный и посторонним (даже из своей собственной команды) туда вход строго воспрещен.
— Вам там неинтересно будет, — отшутился на мою просьбу все-таки пустить хоть краем глаза заглянуть в потайную дверцу вице-президент «Милана» Адриано Галлиани. — Тем более это не интересно журналистам из России. Там нет ничего нового для вас — все это было много-много лет назад еще у великого Валерия Лобановского.
«Все это» — это системы контроля за физическим состоянием игроков. Только вот со времен Лобановского изменилось многое: в частности, в «Миланлаб» компьютеризированная централизованная схема работы. Данные с датчиков со всего поля в процессе тренировки, план которой уже заложен в мозг машины, поступают ежесекундно, что позволяет системе вычислить нюансы физического состояния каждого футболиста. Компьютер анализирует цифры и рассчитывает... дальнейшую программу дня. То есть по окончании тренировки игроки получают каждый по распечатанному «чудо-машиной» листу, в котором указано, сколько раз и на каком тренажере в gym-классе надо поработать и даже что рекомендуется съесть на ужин. Одно накладывается на другое: учитывая высокий профессиональный уровень самих миланских звезд, такая аналитическая работа позволяет по три раза за год выводить всю команду на пик формы.
— В таких условиях работать одно удовольствие, — сказал мне тогда еще форвард «Милана» Андрей Шевченко. — Честно говоря, думал, что после тяжелой травмы, рецидив которой случился в «Челси», мне понадобится гораздо больше времени на восстановление. И ощущал, что помочь может такая серьезная профессиональная система, которой обладает «Милан». Сейчас чувствую, что прибавляю день за днем.
Сегодняшняя игра Шевченко в киевском «Динамо» — лучшая иллюстрация того, что надежды Андрея «Миланлаб» оправдала.
Но далеко не все сводится к исключительно механическим процессам даже у сверхоснащенных всякими радиоштучками иностранных специалистов.
Тренировка «Фенербахче», на которую мы попали зимним турецким вечером интереса ради, того стоила: на фоне занятий большой основной группы футболистов две одинокие фигуры у барьеров выглядели странно. «Кондишионс»-коуч «Фенера» Роланд Кох, прибывший на турецкие просторы из Германии вместе с Кристофом Даумом, занимался с восстанавливающимся после травмы защитником Денизом Барешем. Признаюсь честно, впервые видела, что такое индивидуальная работа с футболистом тренера по физподготовке в таком объеме: в течение двух часов пока шла работа у основного состава, Кох нагружал доверенный ему объект по полной программе, жонглируя упражнениями как апельсинами.
— Исключение? — удивленно переспросил меня после тренировки Дениз, — да нет, что ты? Мне надо восстанавливаться форсированными темпами и Роланд занимается со мной в таком же режиме, как и готовится команда — по два раза в день по два часа плюс необходимые физиотерапевтические процедуры и gym-класс. В таком деле, чем точнее следуешь его рекомендациям, тем лучше для самого себя делаешь.
Как результат — уже через три дня после увиденного нами на анатолийском поле Дениз вышел в основе в кубковом матче своей команды, и в физике нисколько не уступил коллегам.
«Наш ответ чемберленам»
К слову, интерес к тому, как готовят и как реанимируют игроков в короткий период коллеги из других чемпионатов, у специалистов, работающих в наших командах велик. Так, несколько лет назад внимательный Юрий Красножан заинтересовался тем, как работает с командой-соседом по отелю «Суэно» в Сиде тогдашний тренер по физподготовке запорожского «Металлурга» Евгений Стукалов. Беседа с украинским специалистом была плодотворной: наставник нальчан утвердился в необходимости переманить к себе полезный кадр. Но для этого понадобился год люфта. Наконец, в 2008-м Стукалов пополнил тренерский штаб нальчан. Работа ему досталась нелегкая.
— Учитывая текучесть кадров в команде, нагрузка очень большая, — говорит Евгений Александрович. — В первую очередь, конечно, на стартовых двух сборах вывожу на нужные кондиции игроков «с контрактами»: у нас специфический стиль игры, для которого нужно готовить максимально атлетичных футболистов. Много внимания в этой связи уделяется работе в тренажерном зале. Кроме того, нагружаю ребят так называемыми «горками» — бег в лесу по пересеченной местности с большим перепадом высот, опять же для развития силовых качеств. Есть еще некоторые нюансы, которые, хотел бы оставить нашей тайной. Но все это — только та часть, которая проводится с «контрактниками». Большие группы, прибывающие на просмотр, тоже нуждаются в пристальном внимании.
— Если для футболиста, который работает с нами, постоянно требуется от пяти до восьми занятий, чтобы достигнуть требуемого результата, то новичков мы ведем по форсированному курсу, — продолжает Стукалов. — Нагружаем постепенно, иногда и в щадящем режиме, но при этом строго рассчитывая календарь: к третьему игровому сбору по общим физическим кондициям они должны ни в чем не уступать коллегам — это требование.
Украинский специалист, работающий с нальчанами — один из немногих тренеров с постсоветского пространства, занимающих самый важный российский футбольный январский пост. На замечание, что определенный непорядочек в этом неравновесии видится, он реагирует спокойно.
— Нам надо на какое-то время отставить в сторону мысли, что мы лидеры в методиках физической подготовки игроков, — говорит Евгений. — Да, в основе основ, конечно, лежат работы Лобановского и других наших великих тренеров, но после базы было пройдено еще множество этапов развития. Как ни крути, а в футбольной Европе тему профессиональной подготовки и необходимых для нее средств начали раскручивать тогда, когда мы по разным причинам о ней немного подзабыли. И сейчас нет ничего удивительного в том, что клубы, ориентирующиеся на стандарты Старого Света, стремятся подтянуться в этом компоненте посредством импорта специалистов. Опыт — дело наживное. Уверен, что на постсоветском пространстве, где богатый багаж знаний, еще появится огромное число специалистов как раз в части «физики». Но на данный момент надо констатировать как факт — мы поставляем технологии и методики из-за границы.
Факт этот действительно можно считать практически медицинским. И реагировать на него соответственно: вот и Андрей Лексаков уже обещает «наш ответ чемберленам» в качестве антибиотика от иностранного засилья — в 2010 году на базе ВШТ планируется открытие специального отделения, где на должном уровне будут готовить специалистов узкого и такого нужного профиля — «физикал кондишнс коучей».
Анталья
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»