• Вице-чемпион «Тур де Франс»-1994 Петр Угрюмов: «Старая гвардия сходит»

    24.07.10 00:32

    Петр Угрюмов — вице-чемпион «Тур де Франс». В 1994 году на «Большой петле» он уступил только великому Мигелю Индурайну. Корреспондент «Спорта» дозвонился Угрюмову в Италию, где тот проживает уже почти двадцать лет.

    — Петр, чем вас удивил нынешний французский «Тур»?
    — Наступлением молодежи. Старая гвардия потихоньку сдает позиции. Итальянец Иван Бассо оказался не в лучшей своей форме. Для Лэнса Армстронга гонка вообще крайне неудачно сложилась. Но этого как раз можно было ожидать. В прошлом году американец совершил настоящий спортивный подвиг, финишировав третьим в генеральной классификации. Сейчас же, кроме того, что Армстронг стал на год старше, он столкнулся с еще одной проблемой — психологической. Живет под постоянным прессом: его регулярно упрекают в том, что он когда-то принимал допинг. Особо усердствует бывший партнер Короля Лэнса Флойд Лэндис, который выиграл «Тур де Франс»-2006, но затем бы дисквалифицирован и лишен этой победы за употребление запрещенных препаратов. При таком тревожном состоянии души сконцентрироваться на самой гонке непросто. Отсюда и много падений у Лэнса.

    — Братья Шлеки — будущее мирового профессионального велоспорта?
    — Они уже настоящее. Люксембуржцы будут активно мешать Альберто Контадору доминировать на дорогах Франции. У них есть серьезное преимущество над испанцем: он один, а их — двое.

    — Как расцениваете выступление Дениса Меньшова?
    — Россиянин доказал, что сейчас является сильнейшим гонщиком на постсоветском пространстве. К французскому «Туру» Денис подготовился основательно. На третьей неделе веломногодневки выглядел свежее многих других гонщиков из первой десятки. Это говорит о том, что у него была правильная подготовка к «Туру».

    — Какие недочеты организаторов «Большой петли» вас раздражали?
    — Лично мне не нравится, что маршрут Гранд-тура заходит далеко на север — на голландские дороги. Понятно, для чего это делается: организаторы расширяют рекламный рынок, привлекают спонсоров из других стран. Но дороги там очень тяжелые, из-за чего страдают гонщики. Ребята готовятся к супермногодневке целый год, затем едут на этих неважных трассах, падают раз-другой и теряют все шансы на хорошее выступление. Нехорошо получается.

    — Вы дебютировали на «Большой петле» ровно двадцать лет назад. Что за это время изменилось в легендарном французском веломарафоне?
    — Сейчас у каждого гонщика есть рация. Тогда они были только у капитана и еще пары ребят из команды. Качество связи было не очень. Кстати, из-за раций гонка стала более предсказуемой. Когда их не было, Гранд-тур был намного интереснее. Ведь трудно было запомнить всех гонщиков и разрыв между ними в генеральной классификации. Поэтому, когда небольшой отряд уходил в отрыв, пелотон сразу наращивал темп, стремясь догнать беглецов. Сейчас же все куда прозаичней. Группа ребят ушла в отрыв, тренеры моментально посмотрели протоколы и просигнализировали гонщикам своих команд: отрыв для нас неопасен, не напрягайтесь.

     

    — Тогда еще было необязательно выходить на старт гонки в шлемах?
    — По-моему, обязательно только в Голландии, Бельгии и США. В остальных странах — на усмотрение гонщика. Двадцать лет назад каски совсем другие были — из жесткого материала. При этом они слабо предохраняли от падений на асфальте. Сейчас все по-другому. Научно-технический прогресс неумолим. Велосипед уже карбоновый, с лимитированным весом — не меньше 6,5 килограмма. В мои времена велосипеды по 8–9 килограммов весили. Ныне же даже параметры колес должны соответствовать регламенту.

    — Сейчас не удивишь бюджетами команд на уровне 15 миллионов евро. А какие деньги ходили в профессиональном велоспорте 15–20 лет назад?
    — На «Тур де Франс»-1990 я дебютировал в составе первой советской профессиональной команды «Альфа-Люм». Разговоры о создании профессиональной велогруппы в СССР ходили еще с 1985 года. Но идею сумели осуществить четыре года спустя. Помню открытые гонки, где мы, любители из СССР, соревновались с профессионалами, причем на равных. В 1989 году базирующаяся в Сан-Марино фабрика по производству алюминиевых окон и дверей «Альфа Люм» выделила на создание команды годовой бюджет в размере миллиона долларов. Взамен мы рекламировали торговую марку этого небольшого предприятия на престижных гонках, а фабрика имела какие-то свои бизнес-интересы, закупая алюминий в СССР.

    — На зарплаты не жаловались? Сейчас лучшие гонщики по миллиону евро за год зарабатывают.
    — В первый год существования команды у нас вообще не было контрактов. Нас возили на престижные гонки, одевали, кормили-поили. Предоставляли хороший инвентарь. И платили по 900 долларов в месяц на брата. Так мы въезжали в профессиональный спорт. Но через год ребята сообразили, что к чему, начали подписывать контракты, и уже каждый договаривался за себя. Команда просуществовала всего два года — нас, советских гонщиков, потом просто завалили более заманчивыми предложениями другие велогруппы. Мы и разъехались, кто куда.

    — Правда ли, что по завершении карьеры вы некоторое время работали водителем скорой помощи?
    — Да, два года отработал. Нужно было как-то устраиваться в жизни. Попутно тренировал местную любительскую команду. Затем меня пригласили в русскую фирму, которая занимается продажей фирменной одежды и обуви. Я согласился и не жалею, среди своих работать проще.

    — Знаете, чем сейчас занимается Мигель Индурайн, лишивший вас 16 лет назад возможности облачиться в желтую майку на Елисейских Полях?
    — Пятикратный победитель «Тур де Франс» с головой ушел в бизнес. Сейчас Мигель — акционер крупного испанского банка.

    18-й этап. Салис-де-Беарн — Бордо. 198 км

    1. Кавендиш (Великобритания, «Коламбия») — 4:37.09; 2. Дин (Новая Зеландия, «Гармин»); 3. Петакки (Италия, «Лямпре»); 4. Макьюэн (Австралия, «Катюша»)… 27. Иванов (Россия, «Катюша»)… 35. Меньшов (Россия, «Рабобанк»)… 46. Брутт (Россия, «Катюша»)… 52. Энди Шлек (Люксембург, «Саксобанк»)… 71. Колобнев (Россия, «Катюша»)… 87. Родригес (Испания, «Катюша»)… 95. Плюшкин (Молдавия, «Катюша»)… 98. Ворганов (Россия, «Катюша») — время лидера.

    Общий зачет.

    1. Контадор (Испания, «Астана») — 88:09.48; 2. Шлек (Люксембург, «Саксобанк») + 0.08; 3. Санчес (Испания, «Эскуальтель-Эускади») + 3.32. 4. Меньшов + 3.53… 7. Родригес + 7.03… 65. Колобнев + 1:53.05… 79. Ворганов + 2:24.32... 104. Иванов + 3:03.58… 106. Брутт + 3:04.40... 110. Плюшкин + 3:07.54… 165. Макьюэн + 4:04.05.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»