-
Вице-президент «Левадии» Валерий Овчинников: «Бывших тренеров не бывает»
14.05.09 17:19
Написал «вице-президент «Левадии»» и аж вздрогнул. Не получается ассоциировать Валерия Овчинникова со строгими и скучными словами вроде «президент» или «директор», и все тут!
Да и у него самого, как показалось в ходе нашего разговора, тоже это выходит не очень. Зато представить себе его возвращение в один прекрасный день в российский футбол в качестве практикующего главного тренера как раз проще легкого.
К тому же, как оказалось, следит за ним Валерий Викторович достаточно внимательно.
— Российский футбол смотрю сейчас больше, чем когда сам тренировал, — признается Овчинников. — Тогда и своих дел хватало, только результаты порой узнавал, и достаточно.
Да и звонок мой застал Овчинникова не в Таллине, а в Москве. Куда наведывается Валерий Викторович, по его собственным словам, достаточно часто.
Гречка — маленькая фасоль
— Вот хоть режьте, Валерий Викторович, а представить вас постоянно живущим в спокойном Таллине не получается.
— Верно. Таллин ведь чем хорош: прыгнешь в болото — круги во все стороны пошли. Но когда все снова улеглось, становится и впрямь скучновато. Потому и мотаюсь в Москву регулярно. Да и дела кое-какие здесь есть.— Почему в «Левадии» выбрали административную должность?
— Нормальная работа. А тренером там сейчас Игорь Принс работает, который в середине 1980-х у меня в местном «Спорте» играл. Пока идем на первом месте с 30 очками из 30 возможных. Чемпионство от нас никуда не должно деться, так что уже есть интерес в Лиге чемпионов силы попробовать.— Неужели вице-президентство вам интереснее собственно тренерской работы?
— Думаю, каждый должен заниматься своим делом. Интересно и сложно и там, и там. Так что главное — правильно подходить к своей работе и к самому себе. Если ты администратор, то занимайся своей работой и не вмешивайся в чужую.— У вас получается?
— Вполне. С самоконтролем у меня все нормально.— «Левадия» — благополучный клуб?
— По эстонским меркам не бедствует. У команды есть хозяин, который ее содержит. Так что деньги доставать по углам не надо. Сейчас большая группа молодых игроков, собственных воспитанников на подходе. Так что интересно.— Правда ли, что человек, который первым привез в Россию бразильцев (Силва и Жуниор «попылили» в нижегородском «Локомотиве» в сезоне-1995, после чего отбыли из города на Волге в неизвестном направлении. — «Спорт»), теперь их на дух не переносит и не приглашает принципиально?
— Это скорее байка. Хотя проблемы с бразильцами у нас действительно были всегда — фасоль бразильскую трудновато было найти. А без нее они играть не хотят. Но справлялись: объяснили, что гречка — это такая маленькая фасоль. И вперед! Но вообще-то мне действительно больше нравятся наши, российские игроки.«Локомотив» без Семина не представляю
— С какими чувствами смотрите сейчас российский футбол: с ностальгией, любопытством, по привычке?
— По привычке. А что такое ностальгия? Футбол как футбол. Есть интересные матчи, есть — не очень.— Вам лично кого интереснее смотреть: лидеров или тех, кто попроще?
— Лидеров смотреть всегда интересно, хотя и внизу таблицы не скучно обычно. Сейчас часто говорят: «У нас нет денег, не на что комплектовать команду». Но какой прок об этом на каждом углу плакать? Так у нас тоже денег в Нижнем не было. Но выкручивались, искали игроков подешевле, своих ребят много привлекали. С футболистами ведь надо возиться, особенно с молодыми. А сейчас многим проще купить на стороне. Ответственность за результат давит.— Разве на вас с вашим «Локомотивом», звезд с неба не хватавшим, не давила?
— Вот именно что давила, да еще как. Но находили же способы, выкарабкивались как-то. Проблема в том, что сегодня молодым футболистам труднее пробиться в высшей лиге. Об этом и Юрий Белоус в бытность генеральным менеджером «Москвы» говорил. Поэтому мне интереснее смотреть за теми командами, где с футболистами работают, в хорошем смысле слова цацкаются. Например, нравится работа Юрия Красножана. Каждый год у него состав новый, и каждый год выстраивает команду.— Много ли сейчас в премьер-лиге тренеров, которых можете назвать своими хорошими друзьями?
— Настоящих друзей в нашем деле не так просто иметь. Другое дело, что все друг друга знаем и со многими хорошие отношения. Сейчас многие игроки, с которыми доводилось в свое время работать, тренерами стали. Тоже интересно за ними следить.— Самый яркий пример — Валерий Карпин, который в том же «Спорте» у вас играл?
— Он сейчас, как и я в свое время, взял на себя ношу и генерального директора, и главного тренера. Это сложно, но если получится — честь ему и хвала. Надеюсь все-таки, что все сложится. И помощь Олега Романцева будет не лишней.— Возвращение Романцева к делам «Спартака» — правильный шаг?
— Конечно! У него пороха еще на всю премьер-лигу хватит. А то любят у нас людей в тираж при первой возможности списывать, будто они ветераны Куликовской битвы или мхом обросли. А Романцев не только может «Спартаку» помочь — он просто необходим. Как и Юрий Семин «Локомотиву», как и многие другие тренеры. Вот лично я «Локомотив» без Семина не вижу. С работой тандема Филатов — Семин связаны лучшие годы команды, так почему вдруг сейчас этих людей нужно с корабля на берег ссаживать?Тот, кто только тренирует — не тренер, а завхоз
— Есть мнение, что сегодняшняя премьер-лига слабее той, что была лет 10–15 назад. Причем слабее не лидерами, а середняками и аутсайдерами.
— Это все-таки преувеличение. Футбол-то только вперед движется. Не бывает в нем реверса. Конечно, если бы сейчас тот же Калитвинцев был моложе, он бы играл. И Ваня Гецко тоже. Но в целом футбол развивается, хотя то поколение игроков, о котором вы говорите, было интересным.— Вам не кажется, что изменилась и роль главного тренера? Раньше это был и швец, и жнец, и на дуде игрец.
— А вы думаете, что в Европе по-другому? Не бывает «чистых» тренеров — это сказка. Вон Марчелло Липпи в свое время хорошо сказал: «Когда я пришел в «Ювентус», у клуба было минус 50 миллионов, а сейчас стало плюс 50. И к этому я тоже руку приложил». Если тренер не интересуется, чем его футболист живет, что ест, где спит, то это не тренер, а завхоз. Знаете, чем берет в Самаре Леонид Слуцкий?— Чем?
— Он не лезет в финансы клуба, конечно, но с игроками работает очень плотно. Потому и результат у него есть. И раньше, и сейчас у хороших тренеров нет и не может быть безразличия к судьбе своих футболистов. Потому и играли раньше последние не только за зарплату, но и за своего тренера.— Слуга царю, отец солдатам. Сейчас такое возможно?
— Возможно, хотя времена наступили куда более прагматичные. Единый коллектив из группы игроков создать очень сложно. Семин это умел и умеет. Теперь вот у Валеры Карпина — он, правда, уже Валерий Георгиевич — задача такая же: заставить всех работать на команду и на своего тренера. А для этого нужно не только фишки по макету двигать, но и создать в команде правильную атмосферу.Пока смотрю за кораблем с берега
— Скучаете ведь по тренерской работе, Валерий Викторович. По голосу слышно.
— Всякому, кто когда-либо в это окунулся, хочется вернуться. Конечно скучаю, глупо было бы отрицать очевидное. Но возраст уже такой, что многие как на того самого ветерана Куликовской битвы смотрят. Так что пока с берега наблюдаю за проходящим кораблем.— И наверняка желаете доказать, что неправы те, кто вас туда списал.
— Любому человеку, который в какой-то момент перестал заниматься любимым делом, хочется что-то доказать. И могу сказать, что влегкую сумел бы это сейчас сделать. Футбол ведь — аксиома. Есть свои нюансы — вправо, влево, — но в конечном итоге все равно все зависит от главного тренера. В Высшей школе тренеров в свое время нам втолковывали про 13 способностей тренера. Так мало кто на самом деле все их постичь сумел — в лучшем случае 9–10.— Что же это за 13 способностей?
— Долго это перечислять. Кому интересно, может руководителю ВШТ Андрею Лексакову позвонить и спросить.— А были у вас после ухода из челябинского «Лукойла» предложения?
— Были, но несерьезные.— В каком смысле несерьезные?
— Очень трудно работать с бизнес-проектом.— Это когда денег вбухали — и тут же вынь да положь результат?
— Если бы на самом деле вбухали… Люди часто берутся не за свое дело. Если ты занимаешься бизнесом, то и занимайся. Больше пользы самому же выйдет. А у нас зачастую человек денег заработал и вдруг решил, что он и в футболе теперь разбирается. Хотите байку?— Конечно.
— В одной из союзных республик увольняет президент футбольного клуба тренера. Тот и спрашивает: «За что?». «А ты пьешь?» — отвечает. «А раньше ты не знал, что я выпиваю?» А ведь приглашать надо не на три месяца, так что знать, кого и зачем. Для этого разобраться как следует надо или довериться тем, кто уже в футболе опыт и связи соответствующие нажил.— И все-таки возможно ли ваше возвращение в Россию в качестве тренера?
— Может быть, и дождусь такого. Но ведь все бывшие тренеры так говорят. Смотришь иной раз — этот там три месяца поработал, и до свидания, тот в другом месте — месяц, тот — полсезона… Сейчас вон ВШТ, фирма Лексакова, тренеров в промышленных масштабах выпускает из бывших футболистов, у которых вчера еще пальцы веером были. И правильно делает, кстати. Из ста человек если один в этом деле выживет, то уже хорошо. Будет хорошим специалистом. Сейчас вообще жду не дождусь теперь возвращения Валерия Газзаева.— Ну он-то в отличие от того же Романцева не так давно с этого корабля соскочил.
— Ну и что? Все равно пора бы уже. С ним веселее. Умеет кому надо все правильно объяснять.— Тренер вообще бывает бывшим? Или это на всю жизнь?
— Не бывает. Не верю. Это же как наркотик. Можно с возрастом начать спокойнее ко всему относиться. Но не настолько, чтобы навсегда крест на этом поставить.— Сейчас готовы, как в старые добрые времена, установку провести так, чтобы игроки на поле вышли и землю грызли, или уже смягчились?
— Ну это образное выражение. А так — почему бы и нет? Смог бы без проблем. Но это не так все просто, как принято со стороны полагать. С людьми сперва надо поработать, разобраться как следует: кого лучше по головке погладить, а кого — пинать нещадно. А только третировать или только демократию разводить — пользы много не будет.— Не работает в футболе демократия?
— Почему же, работает. Два-три тура примерно.Курю как и раньше
— О вас немало небылиц придумано. Какая самая смешная?
— И продолжают придумывать. Недавно вот на каком-то израильском сайте написали, что 20 тысяч долларов выиграл на матче «Спартак» — «Терек». Мол, знает Овчинников Карпина, а матч был договорным. Хотя в такой «юмор» я врубиться не могу, честно говоря. Еще как-то написали, что в Таллине мне целый квартал принадлежит. С тех пор хожу по городу и ищу этот квартал. Если найду, обязательно с тем, кто это написал, поделюсь — у меня его телефончик имеется.— Борманом вас в последний раз давно называли?
— Да и сейчас частенько называют. В глазки не сыплют, конечно. Но за спиной частенько Борманюгой кличут. Привык уже давно.— Раньше по три пачки в день выкуривали. Не остановились сейчас? Работа ведь уже не такая нервная.
— Не остановился. От всего в жизни нельзя отказываться.— А бизнес у вас свой есть?
— Нет. Есть дела кое-какие, по которым и в Москву частенько наведываюсь. Но бизнеса в полном смысле слова нет.— В Эстонии провели немалую часть жизни. Неужели ничего эстонского в вашем характере не появилось?
— Не появилось. Никак не получается, не привился мне менталитет тамошний. Хотя русские, которые в Прибалтике постоянно живут, от здешних все-таки отличаются. Но я всегда чувствовал себя русским, гражданином России. Так и говорил: «Живу в России». Так что если вдруг вернуться и работать в России придется, никаких проблем не будет.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»