• Вице-президент «Левадии» Валерий Овчинников: «Бывших тренеров не бывает»

    14.05.09 17:19

    Вице-президент «Левадии» Валерий Овчинников: «Бывших тренеров не бывает» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Написал «вице-президент «Левадии»» и аж вздрогнул. Не получается ассоциировать Валерия Овчинникова со строгими и скучными словами вроде «президент» или «директор», и все тут!

    Да и у него самого, как показалось в ходе нашего разговора, тоже это выходит не очень. Зато представить себе его возвращение в один прекрасный день в российский футбол в качестве практикующего главного тренера как раз проще легкого.

    К тому же, как оказалось, следит за ним Валерий Викторович достаточно внимательно.

    — Российский футбол смотрю сейчас больше, чем когда сам тренировал, — признается Овчинников. — Тогда и своих дел хватало, только результаты порой узнавал, и достаточно.

    Да и звонок мой застал Овчинникова не в Таллине, а в Москве. Куда наведывается Валерий Викторович, по его собственным словам, достаточно часто.

    Гречка — маленькая фасоль

    — Вот хоть режьте, Валерий Викторович, а представить вас постоянно живущим в спокойном Таллине не получается.
    — Верно. Таллин ведь чем хорош: прыгнешь в болото — круги во все стороны пошли. Но когда все снова улеглось, становится и впрямь скучновато. Потому и мотаюсь в Москву регулярно. Да и дела кое-какие здесь есть.

    — Почему в «Левадии» выбрали административную должность?
    — Нормальная работа. А тренером там сейчас Игорь Принс работает, который в середине 1980-х у меня в местном «Спорте» играл. Пока идем на первом месте с 30 очками из 30 возможных. Чемпионство от нас никуда не должно деться, так что уже есть интерес в Лиге чемпионов силы попробовать.

    — Неужели вице-президентство вам интереснее собственно тренерской работы?
    — Думаю, каждый должен заниматься своим делом. Интересно и сложно и там, и там. Так что главное — правильно подходить к своей работе и к самому себе. Если ты администратор, то занимайся своей работой и не вмешивайся в чужую.

    — У вас получается?
    — Вполне. С самоконтролем у меня все нормально.

    — «Левадия» — благополучный клуб?
    — По эстонским меркам не бедствует. У команды есть хозяин, который ее содержит. Так что деньги доставать по углам не надо. Сейчас большая группа молодых игроков, собственных воспитанников на подходе. Так что интересно.

    — Правда ли, что человек, который первым привез в Россию бразильцев (Силва и Жуниор «попылили» в нижегородском «Локомотиве» в сезоне-1995, после чего отбыли из города на Волге в неизвестном направлении. — «Спорт»), теперь их на дух не переносит и не приглашает принципиально?
    — Это скорее байка. Хотя проблемы с бразильцами у нас действительно были всегда — фасоль бразильскую трудновато было найти. А без нее они играть не хотят. Но справлялись: объяснили, что гречка — это такая маленькая фасоль. И вперед! Но вообще-то мне действительно больше нравятся наши, российские игроки.

     

    «Локомотив» без Семина не представляю

    — С какими чувствами смотрите сейчас российский футбол: с ностальгией, любопытством, по привычке?
    — По привычке. А что такое ностальгия? Футбол как футбол. Есть интересные матчи, есть — не очень.

    — Вам лично кого интереснее смотреть: лидеров или тех, кто попроще?
    — Лидеров смотреть всегда интересно, хотя и внизу таблицы не скучно обычно. Сейчас часто говорят: «У нас нет денег, не на что комплектовать команду». Но какой прок об этом на каждом углу плакать? Так у нас тоже денег в Нижнем не было. Но выкручивались, искали игроков подешевле, своих ребят много привлекали. С футболистами ведь надо возиться, особенно с молодыми. А сейчас многим проще купить на стороне. Ответственность за результат давит.

    — Разве на вас с вашим «Локомотивом», звезд с неба не хватавшим, не давила?
    — Вот именно что давила, да еще как. Но находили же способы, выкарабкивались как-то. Проблема в том, что сегодня молодым футболистам труднее пробиться в высшей лиге. Об этом и Юрий Белоус в бытность генеральным менеджером «Москвы» говорил. Поэтому мне интереснее смотреть за теми командами, где с футболистами работают, в хорошем смысле слова цацкаются. Например, нравится работа Юрия Красножана. Каждый год у него состав новый, и каждый год выстраивает команду.

    — Много ли сейчас в премьер-лиге тренеров, которых можете назвать своими хорошими друзьями?
    — Настоящих друзей в нашем деле не так просто иметь. Другое дело, что все друг друга знаем и со многими хорошие отношения. Сейчас многие игроки, с которыми доводилось в свое время работать, тренерами стали. Тоже интересно за ними следить.

    — Самый яркий пример — Валерий Карпин, который в том же «Спорте» у вас играл?
    — Он сейчас, как и я в свое время, взял на себя ношу и генерального директора, и главного тренера. Это сложно, но если получится — честь ему и хвала. Надеюсь все-таки, что все сложится. И помощь Олега Романцева будет не лишней.

    — Возвращение Романцева к делам «Спартака» — правильный шаг?
    — Конечно! У него пороха еще на всю премьер-лигу хватит. А то любят у нас людей в тираж при первой возможности списывать, будто они ветераны Куликовской битвы или мхом обросли. А Романцев не только может «Спартаку» помочь — он просто необходим. Как и Юрий Семин «Локомотиву», как и многие другие тренеры. Вот лично я «Локомотив» без Семина не вижу. С работой тандема Филатов — Семин связаны лучшие годы команды, так почему вдруг сейчас этих людей нужно с корабля на берег ссаживать?

    Тот, кто только тренирует — не тренер, а завхоз

    — Есть мнение, что сегодняшняя премьер-лига слабее той, что была лет 10–15 назад. Причем слабее не лидерами, а середняками и аутсайдерами.
    — Это все-таки преувеличение. Футбол-то только вперед движется. Не бывает в нем реверса. Конечно, если бы сейчас тот же Калитвинцев был моложе, он бы играл. И Ваня Гецко тоже. Но в целом футбол развивается, хотя то поколение игроков, о котором вы говорите, было интересным.

    — Вам не кажется, что изменилась и роль главного тренера? Раньше это был и швец, и жнец, и на дуде игрец.
    — А вы думаете, что в Европе по-другому? Не бывает «чистых» тренеров — это сказка. Вон Марчелло Липпи в свое время хорошо сказал: «Когда я пришел в «Ювентус», у клуба было минус 50 миллионов, а сейчас стало плюс 50. И к этому я тоже руку приложил». Если тренер не интересуется, чем его футболист живет, что ест, где спит, то это не тренер, а завхоз. Знаете, чем берет в Самаре Леонид Слуцкий?

    — Чем?
    — Он не лезет в финансы клуба, конечно, но с игроками работает очень плотно. Потому и результат у него есть. И раньше, и сейчас у хороших тренеров нет и не может быть безразличия к судьбе своих футболистов. Потому и играли раньше последние не только за зарплату, но и за своего тренера.

    — Слуга царю, отец солдатам. Сейчас такое возможно?
    — Возможно, хотя времена наступили куда более прагматичные. Единый коллектив из группы игроков создать очень сложно. Семин это умел и умеет. Теперь вот у Валеры Карпина — он, правда, уже Валерий Георгиевич — задача такая же: заставить всех работать на команду и на своего тренера. А для этого нужно не только фишки по макету двигать, но и создать в команде правильную атмосферу.

    Пока смотрю за кораблем с берега

    — Скучаете ведь по тренерской работе, Валерий Викторович. По голосу слышно.
    — Всякому, кто когда-либо в это окунулся, хочется вернуться. Конечно скучаю, глупо было бы отрицать очевидное. Но возраст уже такой, что многие как на того самого ветерана Куликовской битвы смотрят. Так что пока с берега наблюдаю за проходящим кораблем.

    — И наверняка желаете доказать, что неправы те, кто вас туда списал.
    — Любому человеку, который в какой-то момент перестал заниматься любимым делом, хочется что-то доказать. И могу сказать, что влегкую сумел бы это сейчас сделать. Футбол ведь — аксиома. Есть свои нюансы — вправо, влево, — но в конечном итоге все равно все зависит от главного тренера. В Высшей школе тренеров в свое время нам втолковывали про 13 способностей тренера. Так мало кто на самом деле все их постичь сумел — в лучшем случае 9–10.

    — Что же это за 13 способностей?
    — Долго это перечислять. Кому интересно, может руководителю ВШТ Андрею Лексакову позвонить и спросить.

    — А были у вас после ухода из челябинского «Лукойла» предложения?
    — Были, но несерьезные.

    — В каком смысле несерьезные?
    — Очень трудно работать с бизнес-проектом.

    — Это когда денег вбухали — и тут же вынь да положь результат?
    — Если бы на самом деле вбухали… Люди часто берутся не за свое дело. Если ты занимаешься бизнесом, то и занимайся. Больше пользы самому же выйдет. А у нас зачастую человек денег заработал и вдруг решил, что он и в футболе теперь разбирается. Хотите байку?

    — Конечно.
    — В одной из союзных республик увольняет президент футбольного клуба тренера. Тот и спрашивает: «За что?». «А ты пьешь?» — отвечает. «А раньше ты не знал, что я выпиваю?» А ведь приглашать надо не на три месяца, так что знать, кого и зачем. Для этого разобраться как следует надо или довериться тем, кто уже в футболе опыт и связи соответствующие нажил.

    — И все-таки возможно ли ваше возвращение в Россию в качестве тренера?
    — Может быть, и дождусь такого. Но ведь все бывшие тренеры так говорят. Смотришь иной раз — этот там три месяца поработал, и до свидания, тот в другом месте — месяц, тот — полсезона… Сейчас вон ВШТ, фирма Лексакова, тренеров в промышленных масштабах выпускает из бывших футболистов, у которых вчера еще пальцы веером были. И правильно делает, кстати. Из ста человек если один в этом деле выживет, то уже хорошо. Будет хорошим специалистом. Сейчас вообще жду не дождусь теперь возвращения Валерия Газзаева.

    — Ну он-то в отличие от того же Романцева не так давно с этого корабля соскочил.
    — Ну и что? Все равно пора бы уже. С ним веселее. Умеет кому надо все правильно объяснять.

    — Тренер вообще бывает бывшим? Или это на всю жизнь?
    — Не бывает. Не верю. Это же как наркотик. Можно с возрастом начать спокойнее ко всему относиться. Но не настолько, чтобы навсегда крест на этом поставить.

    — Сейчас готовы, как в старые добрые времена, установку провести так, чтобы игроки на поле вышли и землю грызли, или уже смягчились?
    — Ну это образное выражение. А так — почему бы и нет? Смог бы без проблем. Но это не так все просто, как принято со стороны полагать. С людьми сперва надо поработать, разобраться как следует: кого лучше по головке погладить, а кого — пинать нещадно. А только третировать или только демократию разводить — пользы много не будет.

    — Не работает в футболе демократия?
    — Почему же, работает. Два-три тура примерно.

    Курю как и раньше

    — О вас немало небылиц придумано. Какая самая смешная?
    — И продолжают придумывать. Недавно вот на каком-то израильском сайте написали, что 20 тысяч долларов выиграл на матче «Спартак» — «Терек». Мол, знает Овчинников Карпина, а матч был договорным. Хотя в такой «юмор» я врубиться не могу, честно говоря. Еще как-то написали, что в Таллине мне целый квартал принадлежит. С тех пор хожу по городу и ищу этот квартал. Если найду, обязательно с тем, кто это написал, поделюсь — у меня его телефончик имеется.

    — Борманом вас в последний раз давно называли?
    — Да и сейчас частенько называют. В глазки не сыплют, конечно. Но за спиной частенько Борманюгой кличут. Привык уже давно.

    — Раньше по три пачки в день выкуривали. Не остановились сейчас? Работа ведь уже не такая нервная.
    — Не остановился. От всего в жизни нельзя отказываться.

    — А бизнес у вас свой есть?
    — Нет. Есть дела кое-какие, по которым и в Москву частенько наведываюсь. Но бизнеса в полном смысле слова нет.

    — В Эстонии провели немалую часть жизни. Неужели ничего эстонского в вашем характере не появилось?
    — Не появилось. Никак не получается, не привился мне менталитет тамошний. Хотя русские, которые в Прибалтике постоянно живут, от здешних все-таки отличаются. Но я всегда чувствовал себя русским, гражданином России. Так и говорил: «Живу в России». Так что если вдруг вернуться и работать в России придется, никаких проблем не будет.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»