• Владимир Юрин: «Главное - порядок в голове»

    Детский футбол

    30.01.10 15:15

    Владимир Юрин: «Главное - порядок в голове» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Завуч Центра подготовки юных футболистов «Москвы» Владимир Иванович Юрин — человек с огромным опытом работы в футболе. Он был хорошим игроком, успешным тренером, а сегодня делится своими знаниями и опытом с мальчишками, только начинающими свой путь. Вот уже два года он обогащает профессию с помощью новой системы подготовки игроков, о которой с удовольствием нам и поведал.

    — Занятия строятся следующим образом: 8–10 минут уделяется теории, затем игрокам дается суть предстоящего тренировочного занятия и следует само занятие.
    Нововведение заключается именно во вступительной теоретической части. Тема подбирается тренером заранее, с учетом возрастной группы футболистов. Например, маленькому мальчику для начала надо знать, что такое вообще футбол, потом — учить правила, понимать, что такое тренировка. В старших возрастных группах уже затрагиваются такие темы, как «тактика» или «общая физическая подготовка».
    Темы даются тезисно. Некоторые из них растягиваются на несколько занятий: сначала тренер знакомит ребят с ее содержанием, а на следующей теоретической десятиминутке углубляется в тему, предварительно повторив пройденный материал. Чтобы молодые игроки комплексно воспринимали полученную информацию, советую тренерам во время объяснения материала рисовать на досках, использовать макеты футбольного поля. И в конце занятия можно дать ребятам новый термин. Необходимых терминов порядка 1200: память, внимание, воля, тренировка, моделирование, ответственность, скорость…
    Большинство терминов я брал из словарей Ожегова и Даля, ведь очень важно, чтобы трактовка использованных понятий тренерами и воспитанниками нашей школы была единой. Тогда можно будет говорить о едином информационном поле, к созданию которого мы стремимся: при помощи терминов наставникам будет легче донести суть до мальчишек.
    В год ребята проводят примерно 150 тренировок, тренер имеет 150 возможностей воздействовать на игроков. Таким образом, информация, полученная  за недолгие 8–10 минут, по итогам года превратится в большой объем знаний. С каждым годом тематический охват игрока будет все шире, а с необходимыми терминами тренеры познакомят ребят за 2-4 года. Этот метод способствует развитию интеллекта и эрудиции игроков, помогает им стать компетентными.
    — Как эту концепцию восприняли тренеры?
    — Когда я предлагал эту систему, понимал, что сначала будет неприятие. Поначалу тренеры перепугались, но потом поняли, что благодаря такому подходу мы все обогащаемся. Они понимают и необходимость самосовершенствования, ведь при подготовке к занятиям нужно изучить большой объем материалов. Я попросил каждого из них составить тематический план занятий для своих воспитанников. По четвергам я провожу с наставниками команд занятие в дискуссионной форме, где даю им общее направление. Хорошим подспорьем являются распечатки, в которых содержится суть концепции. Дома тренеры творчески дорабатывают материалы и только потом дают детям эту тему. Хотя систему эту я внедряю уже второй год, с воспитанниками по ней мы начали работать лишь в начале учебного года — прежде необходимо было подготовить их наставников.

     

    — Для ребят такой подход стал удивительным?
    — Они сначала растерялись, но через какое-то время мы их втянули в процесс обратной связи: обязательно проверяем, правильно ли понимают мальчишки подаваемый материал. Спрашиваем их мнение, просим привести примеры, помогаем не запутаться в терминологии. К тому же ребята в свободной форме ведут конспекты. Хочешь — рисуй, хочешь — значки ставь, главное, чтобы знания накапливались, и в нужный момент их можно было восстановить в памяти. С обратной стороны тетради у них глоссарий.
    У ребят постарше был пробел в образовании: важные, базовые знания давались урывками, без систематизации. Если бы игрокам, которым сейчас 12–14 лет, изначально информация подавалась по нынешней системе, они были бы уже профессорами! Чтобы этот пробел восполнить, дискутируем с ребятами, помогаем им разобраться. К тому же усиление теоретической базы стало возможно благодаря открытию спортклассов в школе №940, где учится основная часть наших воспитанников. Там есть специальный кабинет и выделены часы для занятия теорией. В таких условиях можно более углубленно раскрыть для ребят необходимую тему.  Игрок, у которого есть хорошая теоретическая база, в дальнейшем сможет действовать на поле творчески.
    Если знания подавать системно, то в головах мальчишек будет порядок. Ясность мышления поможет молодому футболисту лучше концентрироваться на игре, быстрее переключать внимание. Без систематизированных теоретических знаний игрок не может выступать стабильно. А ведь именно в стабильности проявляется класс футболиста. Этот подход полезен не только в футболе. Полученные во время теоретических блоков знания пригодятся в учебе в общеобразовательной школе, да и в плане личностного развития юноши сыграют важную роль.
    — Когда, на ваш взгляд, стоит ждать результатов этой системы обучения?
    — Сейчас у ребят идет процесс накопления знаний, результаты увидим уже года через 2–3. Ребята перестанут быть простыми функционерами, станут лучше думать на поле, лучше понимать игру. Они будут двигаться не по кругу, ориентируясь лишь на сиюминутный результат, а по спирали, постоянно расширяя круг теоретических знаний и параллельно с этим прибавляя в техническом плане. На выпуске мы получим классных, думающих игроков.

    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»