-
Вмешательство в распорядок
Тактика27.08.09 03:08
Непредвиденные обстоятельства сплошь и рядом вмешиваются в ход матчей. Они, понятно, совершенно разные. Одни дают возможность переходить на новые тактические варианты. Скажем, быстро забитый гол является сигналом к перестройке, о которой условились еще на установке. Другие вынуждают забыть о тактике вообще, поскольку (положим, из-за удаления игрока за 20 минут до конца встречи при счете 0:1) создается ситуация, когда не до жиру… Третьи проверяют команду на состоятельность: что надо сказать футболистам в перерыве, чтобы они окончательно не рассыпались и на полном серьезе полезли отыгрываться с 0:2 и 0:3.
Памперсы и финал Лиги
Два последних результата взяты из матчей ЦСКА — «Химки» и «Терек» — «Спартак». В «Лужниках» Константин Сарсания, по его собственному признанию, напомнил в раздевалке своим игрокам о «памперсах», которые были ими забыты на первый тайм игры с армейцами. В Грозном Вячеслав Грозный напомнил команде во время перерыва о финале Лиги чемпионов «Милан» — «Ливерпуль», в котором англичане победили, проигрывая до антракта 0:3.
Оба напоминания — о памперсах и финале Лиги чемпионов — из попыток эмоционального воздействия на футболистов и представителей других игровых видов спорта, которые иногда (в исключительно редких случаях, стоит заметить) срабатывают. Достаточно в связи с этим вспомнить, например, гимн Советского Союза в исполнении выдающегося тренера Анатолия Владимировича Тарасова перед заключительным периодом решающего матча, проигрывавшегося на хоккейном чемпионате мира. Тогда советские хоккеисты, которые в перерыве не услышали ни одного слова касательно того, как дальше-то действовать в атаке и обороне, — только куплеты гимна, — вышли на площадку и вынесли соперника в одну калитку. Второй раз, понятно, такой номер — с гимном — никогда бы не прошел, поскольку ничего, кроме улыбок, уже бы не вызвал.
«Памперсы» в какой-то степени воздействие на команду оказали, но лишь потому, что ЦСКА внезапно остановился. Будь соперник поизощреннее, прежде всего в вопросах тактики (почему бы, допустим, не обрушить все силы на практически прекратившую нормальное взаимодействие армейскую середину?), он не только бы забил один мяч, но и сравнял бы счет («Химки» были к этому близки), а то и выиграл бы встречу. Разъяренный Зико обвинил своих футболистов в непрофессионализме. Он прав: вряд ли тренер предлагал игрокам ЦСКА засушить 2:0, валяя дурака во втором тайме. Иной вопрос, как могут сказаться публичные обвинения бразильского специалиста. Футболисты к обвинениям готовы, но считают, что они должны быть предъявлены внутри команды.
Напоминание Грозного о финале Лиги, возможно, и уместно, но гораздо уместнее, думается, было бы вывести команду из заставившего ее перегореть ступора еще до игры и строжайшим образом действовать в таком тактическом ключе, чтобы не допустить вопиющих промахов на флангах.
Фланговая игра
«Спартак» быстрые голы подготовил в раздевалке. Спартаковские тренеры, тщательно изучив игру «Терека» вообще и действия отдельных исполнителей в частности, пришли к выводу о том, что наиболее уязвимые позиции в обороне хозяев поля находятся на флангах. Да, на них располагаются вполне квалифицированные футболисты, но, во-первых, в «Тереке» не отработана до автоматизма и необходимой четкости система страховки флангов со стороны центральных защитников и опорных хавбеков, и, во-вторых, фланговые игроки обороны грозненской команды больше тяготеют к игре в середине поля. На эти позиции «Спартак» и обрушил огромные силы, спокойно отразив в течение первой половины первого тайма все наскоки «Терека» на свои ворота.
Можно предположить, что «Спартак» и сам не ожидал, что удастся на протяжении восьми минут снять соперника и реализовать все созданные моменты. Такое в футболе действительно происходит нечасто, но иногда все же происходит. С теми, наверное, прежде всего, кто не делает ставку на случай, а с помощью разработанных заранее тактических ходов пытается разрушить позиции, и без того не очень-то сильные.
«Спартак», разумеется, не зацикливается только на фланговой игре, однако у него есть неплохо подготовленные группы исполнителей, способных обострять игру в этих зонах. Паршивлюк, Быстров, один из опорных хавбеков, Алекс, подключающийся Веллитон (с последующим перемещением в центр) справа, Макеев, Яковлев, «опорник», тот же Алекс и Веллитон — слева.
Фланговые пары (Макеев — Яковлев, Паршивлюк — Быстров, Янбаев — Одемвинги, Набабкин — Самедов, Дакоста — Ставпец, Анюков — Семшов…) не всегда, понятно, сопоставимы из-за тактических нюансов, связанных с постановкой игры в «Спартаке», «Локомотиве», «Москве», «Зените», однако сдается, что уровень отрепетированного разнообразия во взаимодействии спартаковских пар с партнерами сегодня выше, чем в других командах.
ЦСКА тоже часто строит расчет на фланговые действия. Гонсалеса уже называют достойной заменой Жиркову. Но представляется, что при схеме «четыре в линию» Жирков в агрессии в атаке чилийцу вовсе не уступал, скорее превосходил его, а в том, что касается оборонительных действий, то в этом игровом компоненте уехавшему в «Челси» хавбеку в нашем чемпионате равных не было. Легко, стоит согласиться, представить себе Жиркова на месте левого защитника, отрабатывающего всю бровку (и представлять, впрочем, не надо, достаточно вспомнить матчи на Евро-2008), но попробуйте представить в этой роли Гонсалеса — игрока, безусловно, техничного, быстрого, однако без основательных оборонительных навыков в арсенале.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»