• Во что хочет превратить Лигу чемпионов президент «Наполи»

    Игра миллионов превращается в игру миллиардеров

    07.05.19 17:30

    Во что хочет превратить Лигу чемпионов президент «Наполи» - фото

    Фото: As

    Президент итальянского «Наполи» Аурелио де Лаурентис предложил упразднить Лигу чемпионов с Лигой Европы заодно. Не пугайтесь, 69-летний кинопродюсер, давно занимающийся еще и футболом, вовсе не против еврокубков – просто им овладел реформаторский зуд. Дон Аурелио предложил организовать турнир с участием 80 команд. По семь – из Италии, Англии, Германии, Испании и Франции (сильнейшими, естественно, по итогам национального первенства), по четыре – из Португалии, Голландии, Бельгии и Швеции, далее по убывающей. Дальше – просто: четыре группы по 20 команд, матчи проводить три дня в неделю со вторника по четверг, чтобы в выходные можно было в домашних чемпионатах размяться. Видимо, понимая, что его идея обречена на успех, дон Аурелио уже и название новому турниру придумал: Кубок Европы.

    В этом перенасыщенном календаре попросту нет места для матчей сборных, но это де Лаурентиса вовсе не беспокоит, его бизнес – клубный футбол.

    Спорта становится все меньше, денег – все больше

    Этот бизнес сказочно привлекателен, поэтому и идеи реформировать еврокубки звучат довольно часто. Собственно говоря, многое и меняется, не уверен, правда, что в лучшую сторону. Лига чемпионов УЕФА разыгрывается с сезона-1992/93 годов. До этого с 1955 года существовал Кубок чемпионов. Лига же – некий компромисс между УЕФА и владельцами богатейших топ-клубов Европы. Магнаты были недовольны распределением доходов и настаивали на создании лиги из 14 сильнейших клубов континента еще в 80-е. С неизменным составом участников, по примеру баскетбольной. Тогда эту идею удалось торпедировать.

    Когда же создавалась нынешняя Лига, ярыми противниками этого формата выступали столь авторитетные в футболе люди, как Франц Беккенбауэр, Бобби Чарльтон, Мишель Платини. Лига (Кубок) чемпионов – турнир для чемпионов. Легенды спорта настаивали на соблюдении спортивного принципа. Этот тезис был и в предвыборной программе Платини, когда француз боролся за кресло президента и УЕФА и… проиграл. Потому что легенды футбола не всегда находят общий язык с акулами бизнеса. Чемпион Европы усвоил это и на вторую попытку пошел уже без проблемного постулата. Выиграл, естественно.

    Без денег (очень больших, огромных) нет и футбола, это я прекрасно понимаю. Очень не хотелось бы только, чтобы игры толстосумов окончательно вытеснили Игру миллионов. Кубок чемпионов был безумно популярен и столь же интересен в первую очередь тем, что в этом турнире проходных матчей с легко предсказуемым результатом было ничтожно мало, да и то на ранних стадиях.

     

    У меня сил не хватит, чтоб перечислить клубы-триумфаторы, выигрывавшие главные соревнования континента до начала 90-х. Можете ли вы сегодня представить себе на вершине клубного европейского турнира бельгийские «Мехелен» и «Стандард», голландские ПСВ и «Фейеноорд»? Выход великого некогда «Аякса» в полуфинал – уже сенсация! А вспомнить нищих «Стяуа» и «Црвену Звезду», руководителям которых в те годы и в горячечном бреду не могла прийти в головы мысль пригласить в команду легионера?! В те довольно долгие времена, когда жребий сводил в пару «Реал», скажем, с «Селтиком» или «Брюгге», никто бы не рискнул утверждать, что испанцы уже в следующем круге. А сколько нынче клубов реально могут надеяться на успех в Лиге чемпионов? Даже итальянские монстры из Милана не выдержали гонки вооружений, то есть финансовой. Тому виной, разумеется, не только изменения формата и регламента чемпионского турнира. Важная причина – дело Босмана и отмена легионерского лимита, ведь прежде любой европейский клуб, будь он даже сказочно богат, мог заявить не более двух иностранных футболистов.

    Реформы действительно назрели, но другие

    Сегодня в Лиге чемпионов нет и в помине прежней интриги! А без интриги нет спорта. Отсюда и частые реформаторские идеи, в основе которых не только попытка прибрать все доходы в полдюжины рук, иногда и забота о спорте.

    Очень часто предлагается как-то видоизменить Лигу Европы, интерес которой катастрофически падает под ручку с престижем турнира. Но тут – реформируй не реформируй – толку не ждите. Победа в Кубке УЕФА (существовал с 1971 года до 2008-го, когда и был заменен на Лигу Европы) в веке минувшем многими считалась престижнее, нежели в Кубке чемпионов. Добыть ее было сложнее. Потому что в главном европейском турнире на пути соискателя мог встать один клуб из Англии, один из Италии и аналогично из  топ-чемпионатов. А в Кубке УЕФА – по два-три, и пробейся сквозь такую стену.

    Сегодня же во втором по значимости турнире играют в лучшем случае пятые команды из сильнейших национальных первенств, вот вам и уровень. Потом к ним присоединяются неудачники Лиги чемпионов, что полностью нарушает опять же спортивный принцип. Команда, не сумевшая преодолеть групповой этап Лиги чемпионов, а затем выигравшая Лигу Европы – она лузер или триумфатор, как это определить? Вот такое попрание спортивного принципа. Отсюда денежные потери УЕФА. И желание что-то изменить.

    Чтобы не было бедных

    В 2016-м прозвучала идея создания Суперлиги Европы. Первыми ее озвучили англичане. Развил Карл-Хайнц Румменигге, заявивший: «В будущем я вижу турнир 20 участников, в котором состязаются клубы из Италии, Англии, Испании, Германии и Франции». Извольте, чужие здесь не ходят, бедным не место. Идея понравилась президенту «Ювентуса» Андреа Аньелли, а он, между прочим, еще и президент Ассоциации европейских клубов. Миллиардер ухватил суть, причем об игре ни слова: «Лига чемпионов заработала на телетрансляциях 1,5 млрд евро против порядка 7 млрд, собранных Супербоулом. В то же время исследования рынка говорят: есть 1,6 млрд болельщиков футбола традиционного и только 150 млн – американского». Неужто бизнесмен подобного масштаба не понимает, что неизбежное падение интереса к турниру вызовет и снижение стоимости трансляций его матчей?!

    Как появиться новым Моуринью

    Аурелио де Лаурентис солидарен со мной, хоть и вряд ли слышал о моем существовании. Он высоко ценит коллегу, заявляя: «Аньелли умен, я не верю, что он хочет создать турнир, который урежет еврокубки». Неаполитанскому магнату виднее, он-то хорошо знает туринского.

    И дон Аурелио убежден в том, что предложенный им турнир из 80 команд – скорое будущее европейского футбола. Все лучше, чем Суперлига, в которой никогда не мог бы победить «Порту» и появиться Жозе Моуринью.

    Но тоже от спорта далековато.

    Если это волнует кого-то из тех, кто заправляет европейским футболом.

    Читайте также

    Президент «Барселоны» рассказал, как каталонский клуб меняет футбол

    Ули Хенесс – герой, которого не хватает российскому футболу

    «Реал», «Ливерпуль», «Интер»… С кем «Зенит» может сыграть в Лиге чемпионов?


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»