-
Водный терминатор
04.04.07 16:00
Кого пловцы всего мира должны бояться больше юного, полного сил и задора Майкла Фелпса? Конечно же, Фелпса повзрослевшего, окрепшего, забывшего ради штамповки рекордов об удовольствиях и строго соблюдающего режим.
Строго по графику
На чемпионате мира в Мельбурне 21-летний американец уплыл от всех конкурентов, как от стоячих. Но еще полбеды, сделай он это хоть в каком-нибудь одном виде плавания. Майкл подмял под себя вольный стиль и баттерфляй, а его рекорды в комплексном плавании свидетельствуют – Фелпс уже сейчас пловец без слабых мест. А ведь он не намерен останавливаться, планируя и дальше расширять сферы влияния. Значит, семь золотых медалей в Австралии – только начало. На Олимпиаде в Пекине, по-видимому, выступит настоящий водный терминатор.
Возьмем за скобки шесть афинских побед американца, сконцентрировавшись только на чемпионатах планеты. Золотые запасы Фелпса с каждым новым стартом растут в строгой арифметической прогрессии. В 2001 году 16 лет от роду Майкл поразил весь мир, выиграв в Фукуоке стометровку баттерфляем с мировым рекордом, два года спустя уехал из Барселоны с тремя наградами высшей пробы, из Монреаля-2005 – с пятью, из Мельбурна – уже с семью. Упустил восьмую из-за халатности своего товарища по сборной и основного соперника в баттерфляе Яна Крокера (тот в предварительном заплыве комплексной эстафеты совершил фальстарт). «С кем не бывает», – снисходительно заметил тогда Фелпс, чем, наверное, окончательно добил Крокера. Ведь в снисхождении от Майкла (тот даже рассказывал байку, что перед Олимпиадой в Афинах повесил фото Крокера в спальне и каждый день обещал «сделать» своего соперника на дорожке) Ян точно не нуждался.
После Олимпиады-2004 эксперты сомневались в перспективах Фелпса, не думали, что он пришел «всерьез и надолго». В тот момент Майкл был эдаким маменькиным сыночком. Он по-прежнему жил в родительском доме, а его мать Дебби, работающая директором школы, не только готовила ему еду (например, любимые пирожки с мясом), но и будила, отправляла на тренировки, смотрела, чтобы Фелпс не связался с дурной компанией. По мнению скептиков, оставалось просто подождать, когда звезде плавания наскучит родительский контроль. Мол, стоит ему вырваться на свободу, утомительная подготовка в бассейне уйдет на второй план. Подтверждением подобной теории мог отчасти служить неприятный эпизод вскоре после триумфальной для американца Олимпиады. На своем авто наш герой попал в аварию, а подоспевшая полиция быстро поняла – горе-водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Но репутация Фелпса далека от репутации Майка Тайсона, на первый раз он отделался относительно легко – 1,5 года тюрьмы условно, небольшой штраф и несколько десятков часов принудительных работ (в частности, пловца обязали выступить в нескольких школах с лекциями о вреде алкоголя).
Но, по-видимому, приговор подействовал на Майкла отрезвляюще, больше в сомнительные истории он не попадал. Зато тренировался так упорно, что приводил в восторг своего тренера Боба Боумена: «Почему Фелпс плывет быстрее, чем раньше? Он стал более зрелым физически, психологически, эмоционально. Он вырос и как человек, и как атлет».
Победы без контроля
В отличие от предыдущего пловца-героя Яна Торпа (который и плыл классно только вольным стилем, да и быстро пресытился успехами, не смог заставить себя работать до седьмого пота и завершил карьеру), американец мотивации не потерял. С января этого года Майкл находился на сборах в Калифорнии в составе группы американских пловцов (в которую входили также отнюдь не бесталанные Клит Келлер и Питер Вандеркай) вдали от матери и контролировал себя сам. С чем, судя по результатам в Мельбурне, справился на отлично. Поразили не только победы Фелпса и пять его мировых рекордов. Поразила его физическая и техническая подготовка. Уникальный организм Майкла способен переваривать огромные объемы тренировочной работы. Если, скажем, Юрий Прилуков отказался от борьбы за награды на 800 м, дабы получше подготовиться к заплыву на 1500 м вольным стилем, то для американца подобные тактические замыслы просто смешны. Он готов в течение двух часов выходить на старт полуфиналов и финалов три, четыре, пять раз… Не экономить силы, бить рекорды и выглядеть свеженьким как огурчик. А о его безупречной технике прохождения поворотов (помогают навыки в баттерфляе) говорит хотя бы тот факт, что на дистанции 200 м вольным стилем Фелпс именно за счет этого элемента привозил голландцу Питеру ван ден Хугенбанду по нескольку десятых секунд на каждом «полтиннике».
Сейчас американец также заметно подтянул плавание на спине и брассом, однако на Играх-2008 в Пекине вряд ли выступит в этих видах. Но поскольку твердо намерен побить рекорд соотчественника Майка Спитца (семь золотых наград на Олимпиаде-1972, наверняка попробует подстраховаться и заявится на девяти-десяти дистанциях. По некоторой информации, Фелпс намерен еще и попробовать свои силы в спринте вольным стилем – в заплывах на 50 и 100 м. И вполне может там преуспеть. «К Пекину Майкл обязательно прибавит. Есть еще масса нюансов, которые надо исправлять. Но позвольте их не перечислять – это секретная информация», – говорит Боумен. И он ведь не шутит. Всем остальным звездам мужского плавания остается лишь смириться – обогнать водного терминатора нереально.
Мнение
Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов: «Фелпс на «ауди», наши на «жигулях»
Майкл Фелпс – молодец. Он своим трудолюбием, безусловно, заслужил свои семь золотых медалей и пять мировых рекордов. Но ничего сверхъестественного в этом нет. Фелпса можно обыгрывать, его ни в коем случае не надо бояться. Прекрасно знаю: только сам человек является источником своих страхов. Для того чтобы «выключить» страхи, и существуют психологи. В американской команде они уже сделали свое дело на отлично. Вот и наши ребята обязательно должны использовать помощь специалистов. Еще один плюс американцев в хорошей методологии, современных подходах. Но главное, они очень много времени уделяют работе над техникой. На данный момент технически они превосходят россиян. А ведь это 75% успеха. Качество плавания многократно возрастает. Сейчас сравнивать себя с американцами технически – все равно что сравнивать «жигули» и «ауди». Вроде все то же самое, механизм работы один. Но неизвестно, когда у «жигулей» отвалится колесо. Так что американцы, однозначно, совершили технический прорыв. И если говорить о Фелпсе, то ему повезло, что он оказался частью этого прорыва.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»