• «Вольфсбург» и его растущая тень

    29.05.15 10:31

    «Вольфсбург» и его растущая тень - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Выиграв в 2009-м году салатницу, клуб из скучного города автомобилей вошел во вкус и уже готов в финале Кубка Германии с Дортмундом пополнить коллекцию трофеев. Но «Вольфсбург» не один такой амбициозный.


    Темпы, какими растет «Вольфсбург», словно обещают: скоро команда из города автомобилей будет бороться за Лигу чемпионов. Заявки сделаны громкие: второе место в бундеслиге, зимняя покупка Андре Шюррле за 32 миллиона евро, пусть и благодаря финансам «Фольксвагена». Нечего и спорить, что «волков» уже сейчас небезосновательно прочат в главные конкуренты «Баварии» на внутренней арене наряду с «Боруссией» (скоро мы узнаем, кто сильнее на поле). 

    Еще один клуб, имя которого все чаще упоминается (в том числе и всуе) в связи с амбициями — «Разенбальшпортклуб Лейпциг». Совсем молодое детище производителя энергетических напитков торопится в бундеслигу и тоже не скрывает мечты о Лиге чемпионов. То, что в нынешнем сезоне Лейпциг не смог пробиться наверх, дела не меняет. «Лейпциг» и «Вольфсбург» как специально встретились друг с другом на пути к финалу Кубка Германии — словно для того, чтобы мы могли сравнить модели развития клубов, названия которых звучат эквивалентно слову «будущее» относительно всего немецкого футбола.

    На первый взгляд, концепции развития у них одинаковые, ведь рост и тех, и других напрямую связан с крупными концернами. Причины интереса к футболу автогиганта и производителя напитков тоже похожи: эти большие бизнес-игроки, инвестируя огромные суммы и человеческие ресурсы, рассчитывают добиться максимального эффекта для имиджа не столько даже с помощью результата, сколько благодаря узнаваемости, известности, позитивному маркетинговому эффекту. Поэтому вдвойне сложно сказать, благодаря какой из сторон арена в Лейпциге на матче 1/8 финала была заполнена до отказа (это, вообще-то, 44 тысяч человек) — сработал брэнд «дерби будущего». Оба клуба потенциально способны замахнуться на трон «Баварии», и оба уже являются товарищами по несчастью, «плохими мальчиками» в уже непрекращающихся в Германии околофутбольных дебатов на тему «коммерция или традиции».


    32 миллиона евро за Шюррле — в Германии никто другой не смог позволить себе столько заплатить за усиление в зимний трансферный период. А ведь считается, что в январе положено лишь скромно латать бреши в составе без больших вложений. Ладно «Вольфсбург». Но когда клуб второй бундеслиги отдает 5 миллионов за Омера Дамари венской «Аустрии», а потом еще и переманивает из «Вердера» Дэви Зельке за еще большую сумму, и получает игрока шведской сборной Эмиля Форсберга из «Мальме». При этом «Лейпциг» даже не попал в бундеслигу! Кто еще способен тратить такие средства в Германии? Между «Вольфсбургом» и «Разенбалльшпортом», если смотреть объединенную таблицу лиг, только дортмундская «Боруссия»…

     

    Оба эти бизнес-проекта имеют большое преимущество над остальными клубами, так как представляют собой исключение из немецкого знаменитого правила «50+1», когда клуб не может продать кому-либо контрольный пакет акций. «Вольфсбург» и «Лейпциг» полностью спонсируются «Фольксвагеном» и «Ред Буллом». Это помогает не просто за счет финансирования. Сотрудники клубов, как правило, тесно связаны с управляющей компанией, что позволяет быстро принимать решения и претворять их в жизнь. И пока тяжелое на подъем собрание акционеров в других офисах подолгу принимает решение по серьезному трансферу, «Вольфсбург» и «Лейпциг» уже представляют свое очередное усиление. Прямая связь с крупным бизнесом помогает им также привлекать и лучшие кадры на административных должностях.

    Одинаково смотрят в Вольфсбурге и Лейпциге и на свое будущее: на подготовку молодежи ни там, ни там не жалеют денег. Юноши «Вольфсбурга» уже два раза выигрывали чемпионат страны, а в Восточной Германии строится в настоящее время центр подготовки за 35 миллионов евро.


    Итак, сходств много. Существуют, впрочем, и существенные различия. Начать хотя бы с того, что эти между этими клубами лежит пропасть, равная той, что разделят первую и вторую бундеслиги. И пока «Вольфсбург» каждую неделю сражается против лучших команд Германии, «Лейпциг» вступает в бои с совсем другими партнерами и потратит на это еще как минимум один год. Что ж, когда «быки» только появились на свет в 2009-м году, «волки» уже праздновали свое первое и пока единственное чемпионство. Тем не менее, за два года «Лейпциг» проделал путь из 4-й лиги до 2-й и показал всем всерьез, что на этом останавливаться не намерен. И в этом как раз огромное отличие от «Вольфсбурга», который, показавшись наверху в 1945-м, затем на 52 года выпал из поля зрения больших телекамер. «Сравнивать эти темпы развития — все равно, что «Фольксваген Жук» гонялся бы с гоночным автомобилем, — говорит бывший руководитель «Вольфсбурга» Петер Пандер, который вытащил клуба в 90-х из 3-й лиги на самый верх. Для этого ему понадобилось семь лет. «Разенбалльшпорт» с самого начала поставил задачу выхода в бундеслигу, — говорит Пандер — Когда же работал я, «Фольксваген» инвестировал несравнимо меньшие средства, чем сейчас. Так что вводные данные существенно разнятся».


    Помимо прочего, «Вольфсбург», в отличие от «Лейпцига», изначально был создан не как инструмент для маркетинга и продвижения торговой марки. Вольфсбург — маленький рабочий город, где развлечений у работников завода не так уж и много. И команда появилась, чтобы те могли в свободное время заниматься спортом. Согласитесь, эти клубы представляют совершенно разные сословия. «Волки» к серьезным инвестициям только привыкают, тогда как «Лейпциг» был рожден для того, чтобы купаться в роскоши. И сходу создать позитивный эффект на весь мир, который его материнская компания получила от представления самой себя в Формуле-1.

    Логично при этом, что восточный клуб пока не может привлечь на трибуны своего большого стадиона, построенного к чемпионату мира 2006-го года и простаивавшего с тех пор без серьезных футбольных соревнований, столько же зрителей, сколько «Вольфсбург». «Волки» регулярно привыкли играть при аншлагах, тогда как в Лейпциге такое случается лишь выборочно (как раз вот на матче с «Вольфсбургом»). Впрочем, это еще не конец гонки. «Лейпциг, благодаря своим давно выпестованным футбольным традициям, имеет гигантский потенциал для роста, — считает Пандер — «Мы когда-то начинали с аудитории в 5 тысяч человек».

    Интересно, что даже при этом средняя посещаемость матчей в обоих городах схожа уже сейчас. В 500-тысячном Лейпциге на матчи ходит по 25 тысяч человек, тогда как в Вольфсбурге средняя посещаемость всего на пару тысяч больше. При том, что «Разенбалльшпорт» играет лигой ниже! В этом тоже нет ничего странного: сам Лейпциг и его окрестности куда интереснее и живее унылого востока Нижней Саксонии, который, возможно, уже дал «Вольфсбургу» все, что мог.


    Детально различается и трансферная стратегия таких далеких, и таких близких оппонентов. «Вольфсбург» буквально крушит конкурентов своей способностью покупать лучших молодых игроков Европы, таких, как Де Брюйне или Шюррле (50 миллионов за двоих!). На это спортивный директор «Лейпцига» Ральф Рангник (на фото выше), известный на всю Германию специалист по созданию клубных структур с нуля, говорит: «Не знаю, хотели бы мы привлекать игроков на этой стадии развития, и даже не уверен, что их чем-то мог бы привлечь наш клуб.  Это уже большие звезды. Мы же стараемся искать совсем молодых ребят с потенциалом роста». То есть, футболистов не по 30 миллионов евро каждый, а еще не перешагнувших рубеж юношеского футбола. «Чтобы взять чемпиона мира, вроде Шюррле, нам не нужен никакой скаутинг, мне достаточно спросить мнения людей в соседнем супермаркете», — иронизирует Рангник. Амбиции бывшего тренера «Штутгарта» и «Хоффенхайма» заключаются в том, чтобы игроки его мечты развивались и росли под брэндом «Разенбалльшпортклуб Лейпциг». И чтобы могли представить его в Лиге чемпионов. Где, как знать, помериться силами с футболистами «Вольфсбурга».

    Блог Ивана Жидкова «Сказки о Германии»


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»