-
«Он не ломал спортсмена, а заинтересовывал». Воспоминания об Игоре Борисовиче Москвине
Родные и близкие – о тренере чемпионов10.11.20 15:00
Не стало заслуженного тренера СССР, почетного члена Федерации фигурного катания на коньках России Игоря Борисовича Москвина. Ему был 91 год.
Вместе с Майей Беленькой трижды становился чемпионом СССР. Как тренер привел Людмилу Белоусову и Олега Протопопова к двум победам на Олимпийских играх – впервые для отечественных фигуристов в парном катании. Благодаря Москвину Тамара Братусь стала пятикратной чемпионкой СССР в одиночном катании, а также дважды в паре с Алексеем Мишиным.
В 1964 году Тамара Братусь стала Тамарой Москвиной. Той самой Тамарой Николаевной Москвиной, которая сначала работала вместе с Игорем Борисовичем, а затем и сольно превратилась в тренера мирового уровня.
У Игоря Москвина больше десятка известнейших учеников: Тамара Москвина, Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Игорь Лисовский, Владимир Котин и другие, спортивные пары Тамара Москвина – Алексей Мишин, Ирина Воробьева – Игорь Лисовский, Людмила Смирнова – Андрей Сурайкин, Марина Ельцова – Андрей Бушков, Лариса Селезнева – Олег Макаров и многие другие. Благодаря работе с маэстро некоторые в последствии превратились в высококлассных тренеров.
«Спорт День за Днем» вспоминает Игоря Борисовича через интервью его родных и друзей.
Заслуженный тренер СССР и России Тамара Москвина: «Романы фигурному катанию мешать не должны»
Тамара Москвина
«Игорю Борисовичу работалось со мной и Алексеем Мишиным сложно, в основном из-за проблем со мной. У меня было свое мнение по исполнению каждого элемента. Такой уж у меня характер. Алексей был тогда очень покладистым. Я же доказывала правильность своих идей, и случались казусы. Я продавливала свой подход, свой вариант исполнения. Мужчины соглашались, я исполняла по-своему, падала и говорила: «Ладно, пусть будет по-вашему». У каждого из нас была уже семья, оба мы – и я, и Алексей – работали над кандидатскими диссертациями, оба стремились пораньше домой, не затягивая тренировку, поэтому между собой мы отлично ладили. Доброжелательная была атмосфера, без ссор и склок.
Я бы не назвала любого из нас талантом, как и пару в целом, так что наши успехи – следствие именно плодотворной работы на тренировках с Игорем Борисовичем. А подходили мы к подготовке творчески, и это тоже сказывалось. Рядом с нами ведь занимались и Белоусова с Протопоповым. Мы вносили какие-то новинки в тренировочный процесс, чтобы в техническом плане им не уступить.
Был один эпизод, ставший маленькой черной точечкой в судьбе нашей семьи, непосредственно связанный с конкуренцией между нашими учениками. Но мы достаточно быстро справились. И больше не допускали влияния конкурентной борьбы спортсменов на нашу личную жизнь. Та ссора так и осталась единственной. У нас две дочери. Мы гордимся ими» («Спорт День за Днем»).
«Самые яркие по эмоциям моменты вашей совместной жизни? Первые романтические чувства, свадьба, рождение детей. Был у нас и очень яркий медовый месяц. В городе Бетте на черноморском побережье в мае. Пустой пляж, хорошая погода, мы тогда жили в каком-то пансионате, ловили крабов, купались, кругом розы – красота! Отдельная история, когда Игорь приглашал меня в яхт-клуб, поскольку сам этим очень увлекался. Бывало, выйдет в море на своей яхте для одного рулевого, а я в это время сижу на берегу и жду его, читаю» («Спорт Экспресс»).
«Его секрет был в том, что он привнес в фигурное катание хореографию. Первым пригласил хореографа Дмитрия Кузнецова. Он рассматривал соревновательные программы как маленькие художественные миниатюры. А еще Игорь Борисович тренировал спортсменов так, чтобы они вырастали умными и порядочными людьми» («Спорт Экспресс»).
Алексей Мишин
«Игорь Борисович Москвин – это человек, который сыграл решающую роль в моей жизни спортсмена, тренера. Я ему бесконечно благодарен за это. Я думаю, такую же благодарность испытывает к нему все огромное созвездие советских, российских и мировых фигуристов, тренеров, специалистов. Это был человек, который прошел трудную и сложную послевоенную жизнь, который не запятнал свое имя ничем, это был образец педагога и мыслителя» («Р-Спорт»).
Игорь Бобрин
«Я признателен Москвину за то, что он всегда очень точно улавливал настроение спортсмена. Выстраивал тренировку исходя не из своих желаний, а из твоего психологического и физического состояния. Он не ломал спортсмена, а заинтересовывал его и делал из тренировки не просто работу, а творческую совместную деятельность. “Самая главная тренерская задача – организовать все так, чтобы спортсмен думал, что сам к этому пришел”, – говорил Игорь Борисович» («Спорт Экспресс»).
Татьяна Тарасова
«Москвин – наш учитель, он был великим тренером. Он работал с Людмилой Белоусовой, Олегом Протопоповым, которыми восхищался и восхищается весь мир. Он придумал направление работы, воспитал целую плеяду мальчиков – Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, еще несколько человек. Это штучный человек, такого уже не будет. У него был вкус, слух помимо нашего тренерского дела – он первопроходец. Он работал с парами, у него были Лариса Селезнева с Олегом Макаровым» (ТАСС).
Александр Горшков
«Был период, когда я сам еще был спортсменом сборной, много общался с Игорем Борисовичем, он подсказывал мне много полезных вещей. Тогда не было видеомагнитофонов, можно было снимать выступления и тренировки только на любительскую кинокамеру. И Москвин как раз занимался такими съемками, а потом делился со мной своими хитростями, секретами, мы дружили, и я очень гордился этой дружбой» (ТАСС).
Александр Смирнов
«Мы расстались с моей партнершей Екатериной Васильевой, с которой становились чемпионами России. Юко Кавагути тоже осталась без партнера. Так получилось, что мы болтались одни, пока Игорь Борисович Москвин не сказал: зачем болтаться по одному, если можно делать это вдвоем. В итоге два золота чемпионатов Европы и две бронзы чемпионатов мира» («Радио Зенит»).
«Спорт День за Днем» выражает соболезнования родным и близким Игоря Борисовича.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»