-
Война окончена? Тишина – это жизнь
7-й тур. «Зенит» — «Динамо» — 3:2. Наблюдение13.09.14 21:26
(Фото: РИА «Новости»)
Статистика говорит о том, что в этом сезоне игроки «Зенита» и «Динамо» больше других бьют по воротам. Новостные ленты кричат о том, что их болельщики в последние годы больше других бьют друг друга.
Противостояние фанатов двух клубов, пожалуй, стало неким символом вечного конфликта Москвы и Петербурга. Да, на поле самые страшные враги Северной столицы — спартачи, но в околофутбольном мире зенитовцу даже как-то приятнее поколотить динамовца. Хотя обобщать не стоит — всякие бывают люди, всякие группировки, под один знаменатель всех не загонишь. Так или иначе, игры «Зенита» и «Динамо» с некоторых пор вышли за рамки футбола и превратились в отдельное явление то ли общественной, то ли криминальной жизни.
Но в субботу все говорило о том, что вражда, длившаяся полтора десятка лет, видимо, теряет актуальность. Это вполне логично. Конфликт пережил много стадий. В 2000-м году был убит 15-летний зенитовский фанат Виталий Петухов. После этого несколько лет криминальная хроника периодически пополнялась сводками о кровавых разборках хулиганов. Вспоминается страшный эпизод, когда динамовского фана бросили на рельсы… Годы шли — градус немного снизился. Устали кулаки — включилась шальная голова. С 2008-го года болельщики решили унижать друг друга с помощью баннеров. Удары были исключительно ниже пояса: то память Блокады оскорбят, то Льва Яшина... Потом был своего рода катарсис — военные действия не за сценой, а прямо на ней. В 2012-м во вратаря Антона Шунина бросили петарду, в мае 2014-го Гулливер дал в ухо защитнику «Динамо» Владимиру Гранату.
Логично, что после катарсиса должно наступить затишье. Есть такое мнение: нельзя было наказывать «Зенит» матчами без болельщиков, нельзя было удалять фанатский сектор аж до октября. Мол, меры эти откровенно тупые, дикие, первобытные. Они не решают проблему, лишь лечат симптомы. Возможно, так оно и есть, но зато во время субботней игры «Зенита» против «Динамо» никто не мог даже подумать о насилии. О том, что матч может сорвать какой-нибудь мужик, голое пузо которого обязательно должно быть в центре внимания. Все внимание было обращено на футбольное поле, где игроки выдали действительно качественный матч — редкость для российского чемпионата.
Виража не было, вместо него красовался лишь безмолвный баннер примерно такого содержания: «Томаш Губочан отыграл в “Зените” 6 лет. Не врал, не предавал и был мужиком на поле». Простые и честные слова. Это тот случай, когда буквы, прочитанные в относительной тишине, имеют гораздо больший вес, чем те же буквы, услышанные в чьем-то крике. Говорят, тишина — это смерть. Но в данном случае тишина — жизнь.
В день матча, кажется, никто не думал о подковерных интригах. В голове — только футбол. Это касается всех слоев фанатского общества. Напротив станции метро «Спортивная» две лесбиянки с повязанными на шеях зенитовскими шарфами прикуривали одну сигарету от другой и, улыбаясь друг другу желтыми зубами, беседовали о том, кто им больше по душе — Витя Файзулин или Хави Гарсия. Неподалеку отец с сыном обсуждали варианты стартового состава — мечта ребенка неожиданно сбылась — Андрей Аршавин вышел на поле с первых минут. Сухопарый хромой мужичок в лазурной футболке пил из горла советское шампанское рядом со знаменитым магазином на Большом проспекте, где можно «принять» перед игрой.
Последний штрих к этой зарисовке добавил знаменитый фанат петербургского спорта Паша Вышибала. Этот неизменно боевитый старичок увидел рядом со стадионом Геннадия Орлова.
— О, Гена! — начал кричать Паша Вышибала. — Гена!
Геннадий Сергеевич подошел к старому знакомому, быстро поздоровался и поспешил откланяться. Но Паша Вышибала все-таки успел от избытка чувств ткнуть ему в грудь кулаком и еще раз крикнуть: «Гена!»
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»