• Враг мой

    Болельщики

    12.05.09 17:29

    Враг мой - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Я давно не приглашаю на футбол своих знакомых. Однажды нас с сыном на подходе к «Петровскому» чуть не задавили. Омоновцы собрали у грузовиков огромную толпу, которая с каждой минутой все больше выходила из себя — и потом, когда люди озверели окончательно, последовала команда пустить их в узкие коридоры, разделявшиеся грузовиками. Сына я потерял в толпе еще раньше, его спасло только то, что он нырнул под грузовик — иначе бы…

    Я иногда спрашиваю себя: что было бы, если бы случилось страшное? Где бы я искал виноватых, кому задавал вопросы? Единственное, что я знаю — какими были бы ответы. Уверен на сто процентов: виноватых не оказалось бы. Винить всю жизнь пришлось бы себя.

    Но это частный случай. Однако в этой «невиноватости» — корень всех бед при походе на стадион. Что мы видим, когда идем через турникеты на «Петровский»? Озлобленных, угрюмых ребят из ­ОМОНа, которые, в свою очередь, видят в нас врагов. Есть такой фильм, называется, кажется, «Враг мой», там, если я ничего не путаю, проблема в том, что сталкиваются не враги, а представления людей, что кто-то — их враг по определению, а потому надо его ненавидеть.

    На футболе — то же самое. И так будет до тех пор, пока мы не будем знать, кто за что отвечает. Кто отвечает за стадион? Кто дал команду снять не понравившийся баннер? На каких основаниях? Каким образом его пронесли на трибуны? Если на баннере написано что-то противозаконное, то кто это сделал и каким должно быть наказание?

    Пока мы будем читать в отчетах, что «некие болельщики» пронесли на трибуны баннер, оскорбляющий того-то и того-то, а «какой-то полковник» дал команду его снять и какие-то лица нарушили при этом правила поведения (какие такие правила?), ничего не изменится. Фамилии болельщиков «Зенита», оказавшихся в испанских тюрьмах после матчей еверокубков, знали все. Наверняка в Испании знали фамилию полицейского, которому фанаты «Зенита» сломали челюсть.О нем известно, что он топтал зенитовский флаг. Можно сделать вывод: такой-то (конкретный) человек сделал то-то. На принципе персональной ответственности основана работа стюардов на зарубежных стадионах. Если кто-то из них нарушит закон — будет отвечать. То же самое касается болельщиков, данные о которых занесены в клубные базы.

    У нас серая масса воюет с серой массой. Действует принцип «коллективной безответственности», как говорил Валерий Лобановский. Только если милиционер расстреляет половину супермаркета, снимут его начальника. И то самого главного. Если что-то случится на трибунах или на подступах к стадиону, не накажут никого. Виталий Мутко будет говорить про границы полномочий, звать на помощь государство; милицейские начальники — изучать годами видеопленки; начальники футбольных клубов будут говорить: «Это не наши болельщики». Болельщики будут считать милиционеров врагами.

    И сочинять про них баннеры. Причем тут футбол?

     


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»