• Время молодых

    20.08.14 23:53

    На прошлой неделе стало известно, что одна из ведущих конюшен «Большого цирка» «Ред Булл» включила неимоверно талантливого 16-летнего голландца Макса Ферстаппена в свою программу поддержки перспективных гонщиков. Ничего удивительного для столь одаренного парня, но во вторник из этой новости вылупилась сенсация.

    Впечатленный «Ред Булл» решил не тратить время зря и включил Ферстаппена в свою молодежную команду «Торо Россо» на следующий сезон. На момент дебюта в «Ф-1» ему будет 17 лет — новый абсолютный рекорд! Парню будет чем похвастаться в школе. Очевидно, в 2000-х годах с «Формулой» произошло непоправимое. Она резко помолодела.

    Даже ребенок справится

    Вплоть до конца XX века «Королевские гонки» оставались рискованным занятием, и время от времени кто-то из великих заканчивал свою жизнь на трассе в пылающей груде покореженного металла. А если гонщик был плох и терял контроль над машиной, то погибали зрители, которых косило обломками болида, как шрапнелью. Поэтому выпускать на Гран-при малонадежных тинейджеров было просто бесчеловечно. Для обкатки пилотов создали младшие серии, где юниоры гонялись друг с другом и за пару сезонов можно было с уверенностью выбрать самых выдержанных и скоростных. Крупнейшие команды завели программы поддержки молодых пилотов, включая туда самых одаренных и со временем ставя их на контракты. Именно так складывались карьеры великих чемпионов последних лет от Михаэля Шумахера до Себастьяна Феттеля. Однако к середине первого десятилетия 2000-х многолетняя работа над безопасностью гонок дала свои плоды. Болиды были доведены до мыслимого совершенства, трассы укреплены, а местами и обрезаны. Многие легендарные повороты и головоломные прямые пошли под нож архитекторов, невзирая на плач фанатов былого раздолья. Теперь на старт можно выпускать вчерашнего ребенка, если только он действительно талантлив. Отчаянные парни вроде Пастора Мальдонадо и Серхио Переса могут сколько угодно устраивать аварии на радость почтеннейшей публике. Гонщики в них — тьфу-тьфу — не страдают. Если кто из гонщиков тяжело травмируется, то только вне Гран-при, как это произошло с тем же Шумахером или Робертом Кубицей.

    «Ред Булл» — главный двигатель омоложения серии. «Дубль» команды в лице «Скудерии Торо Росо» с 2006 года обкатывает юниоров непосредственно на заездах Гран-при. Результаты пока неоднозначные. Команда подготовила для больших побед Себастьяна Феттеля и Даниэля Риккардо, однако годы, затраченные на Скотта Спида, Витантонио Льюцци, Себастьена Бурде, Себастьена Буэми и Хайме Альгерсуари, себя не оправдали. В данный момент под откос катится карьера действующего пилота «красных быков» Жана-Эрика Верня, которому дали оставшуюся часть текущего сезона на исправление, как будто он успеет что-то изменить в себе или болиде за это время. В следующем году Вернь, по всей вероятности, освободит место в болиде для Ферстаппена, напарником которого будет россиянин Даниил Квят.

     

    Период взросления

    20-летний россиянин остается рекордсменом среди формульной молодежи. В марте 2014 года он в 19 лет стал самым молодым пилотом в истории серии, набравшим очки. Правда, произошло это за счет новых правил, которые дают баллы гонщикам, занявшим места с 1-го по 10-е. Именно десятым финишировал Квят на Гран-при Австралии — 2014, хотя через несколько минут после окончания гонки поднялся на 9-е место из-за дисквалификации Даниэля Риккардо. С другой стороны, попадание в десятку в таком возрасте тоже уникальное достижение.

    Скорый приход Ферстаппена на место Верня, если он состоится, перевернет жизнь Квята с ног на голову. Полгода назад Даниил дебютировал в Австралии в качестве несмышленого новичка, еще летом он боролся с Вернем за место под солнцем как вчерашний юниор, но уже со следующего сезона станет в команде старшим и самым опытным. «Ред Булл» едва ли даст Квяту больше двух сезонов на раскрытие таланта, так что в 2015 году уфимцу суждено стать одним из лучших водителей в мире либо уйти в тень. А Ферстаппен будет его догонять и напоминать о том, как сильно возросли скорости в жизни «Ф-1».


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»