• Время перемен

    26.11.09 16:42

    Время перемен - фото

    Фото: сайт РФС

    Приступать к подготовке к отборочному циклу Евро-2012 следовало на следующий день после проигрыша в Мариборе, 19 ноября, но никто, понятно, заниматься этим не стал. Слишком много проблем одновременно возникло, особенно обострившихся на фоне непопадания в ЮАР.

    Предстоит инициированная президентом страны замена главы РФС. Это событие связано, несомненно, с судьбой Гуса Хиддинка, который принял решение не оставаться в России. Любому его преемнику, пока безымянному, непременно придется производить замены в составе команды.

    Виталий Мутко, помнится, с пеной у рта критиковал предыдущее руководство РФС за то, что национальная команда через раз попадала на крупные соревнования, а то и вовсе на них не пробивалась. Сегодня, получается, именно Мутко виноват в первую голову в том, что Россия проехала мимо чемпионата мира. Я всегда считал (продолжаю думать так и нынче), что президент РФС, равно как и окружающие его в организации чиновники, имеют опосредованное отношение к делам сборной, они — обслуга, первостепенная задача которой обеспечить жизнедеятельность команды и все сделать для того, чтобы ей жилось и работалось комфортно. Понятно их желание присоседится к победам, когда таковые случаются (Мутко, например, песни распевал с ЦСКА после выигрыша Кубка УЕФА в Лиссабоне и искренне полагает, будто имеет отношение к победам армейского клуба и «Зенита» в еврокубковых соревнованиях, а также — к «бронзе» чемпионата Европы 2008 года), но главными действующими лицами и исполнителями матчей, за которыми следит вся страна, являются все же тренеры и футболисты. Выигрывают и проигрывают только они. Только они выбирают тактику и занимаются ее реализацией. Только они связаны с выбором состава. Только они, наконец, отвечают за результат.

    Позиция Хиддинка

    Может показаться странным, но решение Гуса Хиддинка — принимать предложение РФС о продлении сроков действия соглашения или не принимать — находилось в прямой зависимости от того, на кого делала ставку политическая и спортивная власть страны, кого она желала видеть в качестве «наследника» Мутко. Хиддинк, как известно, не скрывал, что выступал за кандидатуру главы фонда «Национальной академии футбола» Сергея Капкова. Роман Абрамович, имя которого связанно с деятельностью фонда, и Капков были теми самыми людьми, которым в начале 2006 года поверил Хиддинк и которые фактически стали гарантами беспроблемного пребывания голландца в России. Таковыми они — тем более могли бы остаться в случае победы Капкова на выборной конференции РФС в начале будущего года.

     

    Хиддинк, надо полагать, вовсе не случайно оговаривался, что даст ответ в декабре-январе. Именно тогда в вопросе с именем нового президента РФС могла наступить полная ясность. Если верить закулисной информации, поступавшей со Старой площади еще до ответного матча со Словенией, то там, будто бы, склонялись в пользу Капкова, документы на которого прошли стадию тщательного изучения, и оставалось лишь выполнить регламентные формальности. Но жизнь, как известно, старательно вносит свои коррективы: кандидатом «номер 1» на пост главы РФС сегодня является Сергей Фурсенко.

    После ухода Хиддинка возможны два варианта. Первый: его преемником становится – на постоянной основе или на время – Александр Бородюк. Второй: на пост заступает кто-то из действующих российских клубных тренеров, скажем, Валерий Газзаев, работающий в данный момент в киевском «Динамо». В первом случае с преемственностью сложностей, понятно, не возникнет. Во втором появится немало дополнительных составляющих, каждая из которых может в той или иной степени повлиять на формирование состава команды, на ход ее подготовки к отборочному турниру Евро-2012, на методы тренировочного процесса.

    Футболисты, попросившие Хиддинка продолжить совместную работу, не занимались выгадыванием для себя. Некоторых из них во время следующего цикла вообще может не быть в команде. Игроки, тем не менее, выступили «за» голландца, превратившего сборную в крепкую конструкцию, которую подопечным Хиддинка не хотелось бы разрушать.

    Неизбежный процесс

    У советских предшественников всех главных тренеров сборной России были совершенно иные возможности для комплектования составов и подготовки команд к турнирам.

    Во-первых, у них гораздо бОльшим, совершенно несравнимым с тем, что происходит сейчас, был выбор. Шестнадцать клубов высшей лиги дислоцировались на территории, на которой сейчас — в пятнадцати постсоветских странах — играют 240 команд так называемых элитных дивизионов. Тогда в составах шестнадцати концентрировались лучшие футболисты России, Украины, Грузии, Белоруссии, Армении… Было, из кого выбирать. Конкуренция за место в сборной временами становилась колоссальной.

    Во-вторых, в советских клубах не было легионеров и лишь во время перестройки советские футболисты получили возможность заключать контракты за рубежом — в конце 80‑х годов прошлого века. Пять миллионов долларов, вырученных киевским «Динамо» за переход Александра Заварова в «Ювентус», считались фантастической суммой.

    В-третьих, сборной СССР всегда шли навстречу, и календарь сезона создавали под нее — в соответствии с просьбами главного тренера, который обычно первым проглядывал проект расписания и вносил в него свои коррективы. На тренировочные сборы команды могли выделить — в любое время года — три-четыре недели, устраивали для сборной всевозможные турне после сезона, во время которых появлялась неплохая возможность просмотреть в деле игроков из ближайшего резерва. Выиграв, например, в 1988 году «серебро» на чемпионате Европы в Германии, Валерий Лобановский включил в состав на поездку на три матча в Сирию и Кувейт не только тех футболистов, которые успешно вступили на Евро, но и большую группу новичков — в расчете на то, что кто-то из них задержится в команде до чемпионата мира 1990 года.

    И, наконец, тот же Лобановский придерживался в работе со сборной базового принципа комплектования состава и делал в основном ставку на игроков киевского клуба — они всегда были у него под присмотром, он работал с ними каждодневно.

    Сегодня же у тренеров сборный невероятно ограниченный выбор футболистов, ведущие позиции в ведущих клубах занимают иностранцы, в сезонном календаре для национальной команды предусмотрены окна лишь в несколько предматчевых дней, которых не хватает для серьезной тренировочной работе, о базовом принципе формирования и говорить не приходится.

    Между тем, процесс по изменениям в составе сборной, изменениям, причем, весьма, стоит предположить, существенным, становится неизбежным. Наверное, попади команда в ЮАР, с ним можно было бы немного, до завершения летнего турнира, повременить. Сейчас же об этом и речи быть не может.

    Нельзя не обратить внимания на следующее обстоятельство. При Гусе Хиддинке, работающем в сборной России с лета 2006 года, ни разу не проводились серьезные изменения в составе. Простой пример. Из 24 футболистов, вызывавшихся для подготовки к матчам со Словенией, 17 играли за команду в 2006 году. Из семерки, тогда не игравшей, в нынешнем основном составе закрепился лишь Денисов, а Дзагоев, Торбинский и Янбаев появляются в нем от случая к случаю.

    Акинфеев, братья Березуцкие, Игнашевич, Анюков, Аршавин, Билялетдинов, Семшов, Погребняк, Павлюченко, Кержаков — эти одиннадцать футболистов, составляющие костяк сборной и сейчас, выходили на поле локомотивского стадиона в первом матче под управлением Хиддинка — 16 августа 2006 года.

    Из одной из самых молодых на континенте сборных команда незаметно превратилась в одну из самых пожилых. Семаку в год следующего чемпионата Европы исполнится 36 лет, Зырянову — 35, Семшову — 34, Игнашевичу и Малафееву — по 33, Аршавину и Павлюченко — по 31, Березуцким, Кержакову, Колодину, Анюкову — по 30, Жиркову, Сычеву, Погребняку и Габулову — по 29, Янбаеву и Быстрову — по 28… Тренеры обычно говорят, что в паспорт игроков не заглядывают, но как в данном случае не заглянуть?

    Менять придется, не всех, конечно, но — придется. Говорят, что это — просто. Поменяли же, дескать, в свое время Титова, Смертина, Лоськова, Радимова... Но в том-то и дело, что их не поменяли тогда, а просто — в силу разных причин — перестали вызывать в сборную, в которой, к слову, не все из этой четверки к моменту появления Хиддинка в России играли заглавные роли.



    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»