-
Все талисманы чемпионатов мира по футболу: в Англии появился лев, в России – волк, а США заработали на собаке
История талисманов ЧМ по футболу: от льва Вилли на ЧМ-1966 до Лаиба на ЧМ-202219.11.22 12:37
В преддверии старта чемпионата мира по футболу – 2022 в Катаре «Спорт День за Днем» вспоминает, когда зародилась традиция создания талисманов ЧМ и какими они были в предыдущие годы.
Лев Вилли (ЧМ-1966, Англия)
Первый в истории чемпионат мира по футболу прошел в далеком 1930 году, а первый официальный талисман появился только через 36 лет. В 1966 году Англия принимала гостей со всего мира. Миллионы людей приехали поддержать свои страны в игре, которую когда-то придумали в Англии. Теперь же хозяева турнира решили, что пора создать что-то новое. Чемпионат, проходивший на родине футбола, должен был запомниться всем. Так появился первый талисман в истории чемпионатов мира – им стал лев, национальный символ Великобритании. Царь зверей получил имя Вилли и принес удачу хозяевам. Англия выиграла ЧМ-1966. По сей день этот титул является единственным в истории сборной.
Мальчик Хуанито (ЧМ-1970, Мексика)
С 1966 года каждый хозяин ЧМ должен был представлять свой талисман. Символом турнира 1970 года в Мексике был выбран не какой-то грозный зверь, а простой мальчик Хуанито, от всей души поддерживающий свою любимую сборную. Его имя – уменьшительное от часто встречаемого в испанском «Хуан» (то есть по-русски — Ванюшка). Наличие талисмана принесло успех хозяевам, хоть и не столь грандиозный, как четыре года назад. Сборная Мексики добилась высшего достижения на ЧМ – вышла в четвертьфинал. Кубок мира забрала сборная Бразилии с великим Пеле.
Тип и Топ (ЧМ-1974, ФРГ)
Немцы в 1974-м использовали мексиканскую концепцию. При этом впервые на ЧМ было сразу два талисмана – неразлучные фанаты Тип и Топ, одетые в футболки с буквами WM (сокращение от слова Weltmeisterschaft, что в переводе с немецкого означает «чемпионат мира» и числом 74. На этот раз талисман снова принес удачу хозяйке турнира. Немцы в финале одержали победу в противостоянии со сборной Нидерландов (2:1) и оставили кубок в ФРГ.
Гаучито (ЧМ-1978, Аргентина)
Праздник футбола вернулся в латиноамериканскую страну, на этот раз – в Аргентину. Талисман был похож на мексиканца Хуанито. Организаторы придали мальчику национальный колорит и одели его в цвета своей команды. В отличие от своего мексиканского друга, Гаучито помог своей сборной одержать победу в турнире. Аргентина в финале одолела сборную Нидерландов (3:1 в дополнительное время). Трофей снова остался на территории хозяев чемпионата.
Наранхито (ЧМ-1982, Испания)
Впервые в истории проведения чемпионатов мира талисманом турнира стал апельсин (исп. naranja). Улыбающийся фрукт был одет в форму сборной Испании, что вызвало весьма неоднозначную реакцию в кругах общественности. Некоторые жители страны предполагали, что Наранхито – символ протеста против возросшего экспорта на Пиренеи зарубежных товаров. Само выступление команды также не порадовало публику, «Красная фурия» не смогла преодолеть групповую стадию, не одержав ни одной победы в турнире.
Пике (ЧМ-1986, Мексика)
Нет, его назвали не в честь бывшего центрального защитника «Барселоны». Имя талисмана чемпионата мира 1986 года происходит от испанского picante, обобщающего название для специй. А сам герой предстал в образе острого перца. И да, чемпионат снова принимала Мексика, где в этот раз блистал великий Диего Марадона, который выиграл кубок для Аргентины. Хозяева турнира вновь остановились на стадии четвертьфинала, проиграв сборной ФРГ в серии пенальти. С тех пор предел возможностей для Мексики – 1/8 финала ЧМ.
Чао (ЧМ-1990, Италия)
Необычный вариант представила Италия. В образе символа ЧМ-1990 предстал человечек, раскрашенный в цвета итальянского флага, с мячом вместо головы. Легкое и запоминающееся имя Чао является самым популярным словом среди жителей страны, и они путем голосования решили, что так и будут называть свой талисман. Италия не стала чемпионом, но добилась хорошего результата, завоевав бронзовые медали. В борьбе за третье место итальянцы переиграли англичан (2:1).
Страйкер (ЧМ-1994, США)
В США организаторы турнира решили положиться на профессионалов и поставили задачу разработать талисман студии Disney. Собака Страйкер (от англ. striker — нападающий), одетая в футбольную форму цветов флага США, вызвала настоящий фурор среди болельщиков. Впервые создателям удалось заработать на игрушках, которые моментально разлетались с полок магазинов. Страйкер принес своим создателям более $11 млн! На футбольном поле американцы не произвели фурор, но впервые дошли до 1/8 финала. На этой стадии сборная США в упорной борьбе проиграла будущему победителю турнира – сборной Бразилии (0:1).
Футикс (ЧМ-1998, Франция)
На чемпионате мира 1998 года красовался национальный символ Франции – галльский петух. Имя его было Футикс (англ. foot – нога и окончание -ix, позаимствованное у любимца французов, героя комиксов галла Астерикса). Как и свой предшественни, Футикс сыскал полюбился публике. Правда, его создатель Франк Летори столкнулся с проблемами. Художника обвинили в плагиате, так как Футикс очень напоминает известного героя мультфильма – дятла Вуди. Тем не менее, Летори удалось выиграть суд. Сборная Франции тоже не разочаровала и завоевала долгожданный кубок мира, обыграв в финале действующего обладателя титула – сборную Бразилии (3:0).
Ато, Каз и Ник (ЧМ-2002, Южная Корея/Япония)
Впервые в истории чемпионат мира принимали сразу две страны, а у турнира появилось сразу три талисмана. Они были созданы при помощи компьютерной графики, что подчеркивало высокотехнологичность Южной Кореи и Японии. Идея авторов заключалась в том, что Ато – тренер, а Каз и Ник – игроки. Имена этой троице пользователи выбирали в интернете. Национальные сборные порадовали достойными выступлениями. Япония в 1/8 финала проиграла будущему бронзовому призеру – сборной Турции (0:1), а Корея (не без судейских ошибок в свою пользу) остановилась в полуфинале и уступила той же Турции в борьбе за третье место (2:3).
Голео VI и Пилле (ЧМ-2006, Германия)
В Германии главными лицами футбольного праздника стали лев и говорящий мяч. У льва перед стартом турнира даже появилась своя история — он вырос в Африке и был шестым львенком в прайде (отсюда и имя Голео VI). Создателями талисмана для чемпионата в Германии стали американские дизайнеры. Как оказалось, выбор организаторов был ошибочным. Фирма-производитель обанкротилась – жителям Германии символ стал совершенно не по вкусу, потому что лев был талисманом их вечных противников – англичан и носил футболку, но не носил белья, что выглядело странно и неуместно. В итоге неофициальным талисманом среди немцев стал орленок Пауле. Сборная Германия, несмотря на все эти закулисные передряги, завоевала бронзу, проиграв по ходу турнира только в дополнительное время будущему чемпиону – сборной Италии (0:2). В матче за третье место немцы без проблем переиграли Португалию (3:1).
Закуми (ЧМ-2010, ЮАР)
На юге Африки представили весьма гармоничный дизайн героя, который удачно контрастировал с национальным колоритом хозяйки-турнира. Дизайнеры представили миру леопарда с зелеными волосами. Сочетание зеленого и желтого представляет цвета национальных спортивных команд ЮАР. По задумке создателей, он родился 16 июня 1994 года – в день победы над апартеидом. Имя Закуми (Zakumi) образовано от ZA (международное обозначение ЮАР) и kumi, что на некоторых африканских языках означает «десять». Волосы леопарда специально покрасили в зеленый цвет, чтобы лучше сочетаться с футбольным полем.
Впервые за долгое время хозяева турнира не смогли преодолеть групповую стадию и обосновались на третьем месте. Однако болельщики не отчаивались: им удалось лицезреть победу своей сборной над самым серьезным соперником в группе – Францией (2:1).
Фулеко (ЧМ-2014, Бразилия)
Яркий и красочный, как сама Бразилия, талисман броненосец с синими волосами красовался на всех рекламных щитах страны. Сочетание синего, зеленого и желтого представляет цвета национальной сборной Бразилии. Назвали этого броненосца именем Фулеко (Fuleco), которое образовано от Fu (порт. futebol — футбол) и leco (порт. ecologia — экология). Создатели старались тем самым обратить внимание на заботу об экологии. Одна из фраз, упоминавшаяся вымышленным персонажем Фулеко, как раз затрагивала эту тему: «Моя высшая цель – объединить мир с помощью футбола, – рассказывал броненосец. – Моя жизнь посвящена защите потрясающей природы Бразилии и сохранению ее для следующих поколений».
Однако выступление команды вышло не таким светлым, каким его представляли болельщики со всего мира. В полуфинале Бразилия с треском проиграла будущему чемпиону – сборной Германии (1:7), а в борьбе за бронзу уступила сборной Нидерландов (0:3).
Забивака (ЧМ-2018, Россия)
Жизнерадостный волк полюбился не только фанатам сборной России, но и зрителям со всего мира. Сочетание белого, синего и красного на футболке и шортах представляют цвета флага России. Его именовали красноречивым именем Забивака, которое предсказало события данного турнира. Именно на этом чемпионате мира была установлена самая длинная серия матчей с забитыми голами – 37, а средняя результативность насчитывала 2,6 гола за игру.
Не менее ярким было выступление хозяев турнира. Сборная России впервые в истории чемпионатов мира прошла группу и даже была в шаге от выхода в полуфинал, но в 1/4 финала удача оказалась на стороне сборной Хорватии в серии послематчевых пенальти.
Лаиб (ЧМ-2022, Катар)
Предстоящий чемпионат мира пройдет в Катаре. Хозяева хотели придать маскоту свой национальный окрас. Талисманом на этот раз стала летающая Гутра (также называется куфия, шемаг, арафатка) по имени Лаиб, которая вызывает ассоциации с арабскими сказками. В переводе с арабского имя Лаиб означает «невероятно талантливый игрок». По поводу появления нового маскота чемпионата был также выпущен короткометражный мультфильм. В нем показывается, что комиссия в составе осьминога Пауля, льва Вилли и острого перчика Пике выбрала Лаиба новым маскотом чемпионата мира. В конце мультфильма Лаиб говорит несколько важных слов: «Независимо от того, кем вы являетесь, хоть вы Месси или, как вам кажется, причудливы и странны – всегда распространяйте любовь и будьте самими собой».
Читайте также
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»