• Всё в «семью»

    07.03.11 16:59

    УЕФА объявил о начале официальной продажи билетов на финальный матч Лиги чемпионов сезона – 2010/11. Игра состоится 28 мая на знаменитом лондонском «Уэмбли», для которого это будет уже шестой по счету финал европейского кубка. Продажа билетов завершится 18 марта, причем в «свободном полете» будут находиться только 11 тысяч из них. По 25 тысяч билетов достанутся болельщикам, представляющим клубы-финалисты, а еще 25 тысяч выделены так называемым «семьям УЕФА и ФИФА». Судя по прейскуранту цен, даже без традиционной административной надбавки европейской футбольной ассоциации, обычно составлявшей как минимум два десятка евро, рядовому болельщику за просмотр только одного матча придется выложить небывалые суммы: от 178 до 356 евро!

    Hикогда еще УЕФА не поднимал цену за входные билеты на решающие матчи еврокубковых турниров на столь головокружительную высоту. Так что шквал критики, который обрушился на Европейский футбольный союз, был понятен. Негодовали все: рядовые болельщики, СМИ. Даже главный тренер «Манчестер Юнайтед» сэр Алекс Фергюсон назвал стоимость билетов «бесчеловечной и скандальной». Однако УЕФА отреагировал сдержанно. «Мы не считаем цены на финал Лиги чемпионов завышенными и не стремимся выжимать из рынка каждый пенс, как это хочет кто-то сказать, – заметил директор по проведению соревнований УЕФА Джорджио Маркетти. – Сравните финал Лиги с аналогичными матчами: решающими играми чемпионата Европы и мира и убедитесь в этом сами». Что называется, утешил.

    Цены на матчи Лиги чемпионов УЕФА резко поднял только год назад, когда финал принимал мад­ридский «Сантьяго Бернабеу». Минимальные расценки выросли с 90 до 155 евро, а максимальные с 200 до 300 евро. Тогда европейский союз покритиковали, но не так сильно, тем более что решающая игра просматривалась достаточно любопытной и с участием испанского клуба. Испанцы, правда, до родных стен не добрались, однако в день финала, в котором итальянский «Интер» принимал немецкую «Баварию», свободных мест на трибунах все равно не было. И если доходы от проведения римского финала составили 313 млн евро, то мадридские превысили уже 350 млн.

    Претендентов на эти деньги нашлось немало: сам УЕФА, го­род Мадрид, получивший около 50 млн евро, стадион «Сантьяго Бернабеу», клубы-фи­на­ли­с­ты, а также мадридский «Реал», поскольку к «Сантьяго Бернабеу» он, как известно, имеет самое прямое отношение. Доля «Реала» оказалась настолько весомой, что он по данным известной консалтинговой компании Делойтт (самой авторитетной среди прочих, ведущих подсчеты доходности футбольных клубов мира), сумел повысить свои заработки от продажи билетов за 2010 год сразу на 27 процентов! Понятное дело, что основную долю от тех 129,1 млн евро, что получил «Реал» по итогам 2010 года, составили продажи на матчи При­меры, но и миллионы от финала на «Сантьяго Бернабеу» лишними в Королевском клубе тоже не были.

     

    Лондонский «Уэмбли» ни с «Челси», ни с «Арсеналом», ни с «Тоттенхэмом», как и с прочими столичными клубами, делиться в данной ситуации, понятное дело, не будет. У них есть свои стадионы. Значит, «семье УЕФА» достанется больше? Не исключено, хотя у порога европейского футбольного дома очередь из «особо нуждающихся» клубов никогда не заканчивается. Если не поделиться с ними, то самые нуждающиеся (они же – самые богатые) опять заведут разговоры о необходимости суверенитета от УЕФА. Поэтому аргумент в этом дружественном диалоге один – все большие призовые суммы. Где их взять? Ну, в том числе и из вашего кармана, уважаемые болельщики.

    Владимир Радионов, член комитетов УЕФА в 1992–2006 гг.:

    – Какая-то странная история. Я еще по работе в УЕФА прекрасно знаю, что сам европейский футбольный союз получает не весь доход от проведения финала, а где-то процентов 25 в лучшем случае. Большая часть возвращается все тем же клубам. В виде бонусов, премиальных. Деньги от билетов – это копейки по сравнению с доходами УЕФА от телевизионного контракта на трансляцию матчей Лиги чемпионов вообще и финала в частности. Тут фигурируют совсем другие суммы… Я читал удивленные, если не сказать больше, комментарии главного тренера «Манчестер Юнайтед» Алекса Фергюсона. Если уж такие фигуры высказываются и говорят о своем непонимании позиции УЕФА в этом вопросе, значит, с ценой действительно переборщили. Причем МЮ – это один из тех клубов, с которыми УЕФА вынужден постоянно заигрывать, пытаясь не допустить очередного «бунта». Такого, к примеру, что в свое время намеревались устроить клубные гранды, образовавшие группу G-14. За Фергюсоном огромная масса болельщиков. И сэр Алекс прекрасно знает и понимает, что за публика и с какими кошельками битком заполняет стадион, на котором играет «Манчестер Юнайтед». Та самая публика, которая еще не отошла от финансового кризиса. Не понимаю, зачем УЕФА играет с огнем?

    Дороже и дороже

    Московский финал Лиги чемпионов в Лужниках весной 2008-го поначалу вызвал сумасшедший интерес болельщиков, отчего цены на билеты, прежде всего на черном рынке, взлетели до баснословных величин. Попасть на игру «Челси» и «Манчестер Юнайтед» стало делом престижа для многих богатых россиян, на интересе которых и попытались сыграть спекулянты. Цены в VIP-ложи доходили до пяти тысяч евро... После московского финала УЕФА сохранил цены на билеты в Риме, а вот потом они резко пошли вверх.

    К стоимости билета в евро, указанной в таблице, нужно приплюсовывать административную надбавку УЕФА. Как правило, она имеет наименьшую цену для страны, проводящей финал. В Риме для жителей Италии надбавка составляла 21 евро (в Мадриде для жителей Испании – 25), для болельщиков из Европы 33 евро (в Мадриде – 32) и для всех остальных – 45. В Лондоне надбавка по сравнению с мадридской для европейцев уменьшится на один евро, а для всех остальных – на два. В Москве средняя надбавка на билет была в пределах римской и составляла около тысячи рублей.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»