• Вячеслав Колосков: «Не завидую тому, кто сменит Мутко»

    Тема «Спорта». Выборы — 2010

    01.02.10 04:35

    Вячеслав Колосков: «Не завидую тому, кто сменит Мутко» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Вячеслав Колосков четверть века возглавлял различные структуры футбольной власти Советского Союза, СНГ и России, был первым президентом РФС и проработал на этом посту до 2005-го. Накануне Всероссийской конференции РФС, главным пунктом повестки дня которой значатся выборы третьего по счету главы Российского футбольного союза, Вячеслав Иванович ответил на вопросы «Спорта».

    Первоочередной вопрос: тренер и сборная

    — Журналисты любят приукрашивать события. Вот и сейчас в анонсах выборов президента РФС преобладают бравурные штампы «новая страница в истории», «смена эпох» и так далее. А как на ваш взгляд, грядущие выборы — очередной рабочий момент или действительно знаменательное событие?
    — Скорее, первое. В том, что на смену одному руководителю придет другой, нет ничего сногсшибательного, сенсационного. Известно, что Виталий Мутко вынужден был уйти по указанию президента страны, равно, как и другие главы спортивных федераций, занимающие высокие должности в государственном аппарате. Это, пожалуй, и есть наиболее примечательный факт, ведь если исходить из тех заявлений, которые Виталий Леонтьевич делал, он и дальше не прочь был совмещать посты министра спорта и президента РФС. Главной чертой, отличающей нынешние выборы от предыдущих, назвал бы то, что смена власти произойдет на альтернативной основе.

    — Вы полагаете, альтернатива существует? Вроде бы всем и каждому понятно, кто победит…
    — Вы говорите о результатах. Возможно, у одного из кандидатов на данный момент действительно выше шансы, но в любом случае в бюллетени для голосования будут внесены как минимум два человека. Говорю два, потому что не посвящен в планы Сергея Кузьмина из Ульяновской области. А вот Сергей Фурсенко и Алишер Аминов однозначно заявили, что не снимут свои кандидатуры и пойдут на выборах до конца. Сейчас, насколько мне известно, оба активно работают с регионами. И тот и другой ездят, встречаются с представителями на местах, и правильно делают, потому что такие поездки позволяют не только донести до избирателей свою программу, но и лично пообщаться с делегатами, которые приедут на Конференцию. Такие визиты как бы подчеркивают уважение кандидата к тем людям, которым предстоит принимать решение. Считаю это положительным моментом.

    — Когда стало известно о том, что смена руководства все-таки произойдет, вы называли имена футбольных людей, которые могли бы, по вашему мнению, успешно руководить РФС. Однако ни Николай Толстых, ни Александр Тукманов, ни Михаил Гершкович, ни Никита Симонян своих кандидатур не выдвинули. Почему?
    — Видимо, у каждого из них есть на то свои причины. Мне трудно сказать, что именно кого остановило. Наиболее предпочтительной фигурой, на мой взгляд, был бы Толстых. Николай Александрович прошел все стадии. Сам неплохо играл, потом возглавлял клуб, причем первый по-настоящему профессиональный клуб в стране. Много лет руководил Профессиональной футбольной лигой, которая в то время объединяла высший, первый и второй дивизионы. Толстых и по сей день является президентом ПФЛ, вице-президентом РФС и работает достаточно эффективно. Мне кажется, его кандидатура в большей степени подходит с точки зрения критериев, определенных главой государства — настоящий профессионал, готовый 24 часа в сутки заниматься делом. Чтобы узнать причины, по которым Толстых отказался баллотироваться, нужно говорить с ним самим.

     

    — Вы тогда подчеркивали, что у «ваших кандидатов» только один недостаток: у них нет того мощного административного ресурса, каким обладает Мутко…
    — Виталий Леонтьевич действительно очень высоко поднял планку в плане обеспечения национальной сборной. Любому из тех, кто победит 3 февраля, придется очень нелегко. Недавно я уже выступал на эту тему, сказал, что сменщик Мутко, кто бы он ни был, — самый несчастный человек. Естественно, имел в виду проблемы, которые обязательно возникнут у нового президента РФС. Вы только представьте себе, какие расходы придется взвалить на свои плечи! Семь миллионов надо платить тренеру сборной. Если останется Хиддинк, то Хиддинку. Если придет другой специалист, то и он вправе потребовать такой же зарплаты, мол, чем я хуже. Огромная, не побоюсь этого слова, сумма, нужна на бонусы игрокам и тренерам за рядовые матчи. Это помимо денег, которые тратятся на содержание команды — пятизвездочные отели стоят недешево. По самым скромным подсчетам, сборная будет обходиться примерно в 15 миллионов евро в год. Деньги надо где-то изыскивать. Не исключено, что потенциальных кандидатов такая перспектива как раз и отпугнула.

    — Наверняка, сборная и ее главный тренер станут первоочередной задачей для новоиспеченного президента?
    — Конечно. Это будет самая большая головная боль, потому что все остальные вопросы так или иначе находятся под контролем. Есть очень неплохая Программа развития футбола, есть утвержденная Стратегия. Оба документа целенаправленно прогнозируют развитие футбола в России, и многие параметры выполняются. Такие, как строительство футбольных полей, материальное обеспечение сборных команд. Они и дальше будут выполняться. Фурсенко, например, объявил, что полностью согласен с принятыми положениями. У Аминова своя программа. Она более объемная и более детализированная по всем аспектам деятельности РФС, включая такие параметры, как подготовка тренерских кадров, судейство, борьба с коррупцией и прочее. Тоже, кстати говоря, неплохая программа. Все упирается в одно: где брать деньги? Ни один из кандидатов пока прямого ответа не дает. Во-первых, во сколько что обойдется, во-вторых, каковы источники финансирования. Первый вопрос, который встанет перед президентом РФС: кто будет тренировать сборную? Прямо скажем, последствия поражения от Словении в целом негативно сказались на имидже нашей главной команды. Сопутствующие скандалы (имели они место или нет, никто толком не сказал), может быть и не столь важны. Имидж подпорчен, считаю, не столько из-за разоблачительных материалов в прессе, сколько из-за неудачи в стыковых матчах. Ясно, что и настроение у самих футболистов не такое, как после Евро-2008. Поэтому здесь надо и команду собирать воедино, и с тренером решать, и финансовое обеспечение подготовить. Все это большой и важный фронт работы.

    Новому президенту РФС стоит задуматься

    — Вячеслав Иванович, согласно Уставу РФС, высшим органом Российского футбольного союза является Конференция. Однако подавляющее большинство членов РФС — представители региональных футбольных федераций. В общем-то бесправных общественных организаций с мизерными бюджетами, в чьей компетенции находится проведение первенств районов, республик, областей, краев… То есть федерации занимаются не профессиональным, а любительским массовым футболом, и в то же время принимают решения по судьбоносным вопросам футбола профессионального. Не кажется ли вам, что подобная система в корне устарела?
    — Дело в том, что РФС — общероссийская футбольная организация. Устав разработан и принят в соответствии с Законом об общественных объединениях. В этом Законе сказано, что коллективными членами общественной организации могут быть только общественные организации. Коими являются федерации футбола областные, краевые, республиканские... Устав в его нынешнем виде не позволяет избирать в качестве делегатов Конференции руководителей профессиональных клубов, не созданных как общественные организации. У нас и раньше-то был всего один клуб с такой правовой формой — волгоградский «Ротор», а сейчас и вовсе нет. Профессиональные клубы в основном имеют статус коммерческих предприятий, либо обществ с ограниченной ответственностью. По Закону об общественных объединениях, они не могут стать членами Российского футбольного союза. Соответственно, не имеют права выдвигать кандидатов и принимать участия в голосовании.

    — Но ведь, согласитесь, это не совсем правильно?
    — В свое время мы нашли некие компромиссы. Каждый коллективный член направлял на Конференцию трех делегатов. Мы настаивали на том, чтобы в это число входили представители футбольного клуба из этого региона. Условно говоря, от Красноярского края приезжает председатель федерации футбола, президент клуба «Металлург» и директор детско-спортивной школы. Три разноплановых руководителя, но голос один. Второй компромисс заключался в том, что в мое время в Уставе было прописано: клубы премьер-лиги представлены в исполкоме РФС пятью, первого дивизиона — тремя и второго дивизиона — двумя руководителями. То есть десять человек — непосредственно из профессионального футбола. Это еньше половины от общего числа членов исполкома, но все же внушительная сила, которая могла блокировать какое-то решение, если оно ущемляло интересы клубов. Нужно отметить, что применяемая у нас практика не очень широко используется. В мире всего несколько федераций организованы подобным образом. Как правило, в Италии, Испании, Голландии, Англии и так далее среди выборщиков есть представители не только территориальных федераций, но и в обязательном порядке — профессиональных лиг, клубов, профсоюза игроков, судейской ассоциации…

    — Что же нам мешает использовать чужой прогрессивный опыт?
    — Для того, чтобы обеспечить широкое представительство на Конференции, необходимо изменить организационно-правовую форму. Это повлечет за собой негативные последствия. В частности, Российский футбольный союз не сможет быть членом Олимпийского комитета России, потому что ОКР тоже создан как общественная организация. Следующий минус — совершенно иное налогообложение. Но в целом я с вами согласен, ситуация требует детального обсуждения и, может быть, даже каких-то решений на уровне Государственной Думы. В идеале неплохо было бы и статус общественного объединения сохранить, и клубам предоставить возможность принимать участие в работе Конференции. Возможно, новому президенту РФС придется на эту тему подумать.

    — Президентов ФИФА и УЕФА избирают на четыре года, президента РФС — на пять. Не слишком ли это много?
    — Такая практика у нас установилась давно, и, в общем-то, она себя оправдывает. Если помните, раньше президента ФИФА избирали в год проведения чемпионата мира. Потом приняли решение проводить выборы на следующий год после чемпионата мира, чтобы не сваливать в одну кучу два крупнейших мероприятия. В некоторых странах главу национальной федерации избирают на два года, где-то — на четыре или на шесть лет. Пять лет — на мой взгляд, оптимальный срок, вмещающий в себя два полных цикла — чемпионаты Европы и мира. К тому же можно не торопиться после окончания мирового или европейского первенства, а без спешки, спокойно отчитаться о проделанной работе.

    — С отставкой Виталия Мутко мы потеряем место в исполкоме ФИФА или его займет новый президент РФС?
    — У Виталия Леонтьевича мандат на четыре года. Несмотря на то, что он в настоящий момент не является президентом РФС, Мутко был делегирован в исполком ФИФА как представитель Российского футбольного союза. Какую бы должность он ни занимал, будет оставаться членом исполкома. Если захочет, Мутко вправе уйти по собственному желанию или РФС может отозвать его кандидатуру, но ни то, ни другое, как вы понимаете, не в интересах российского футбола. У нас нет представителя в исполкоме УЕФА, а если потеряем еще и место в исполкоме ФИФА, то утратим всяческую связь с международными организациями.

    Суетиться нужно уже сейчас

    — Одно из направлений деятельности будущего президента РФС — продвижение заявки России на проведение чемпионата мира 2018-го или 2022 года. Вы неоднократно выражали озабоченность тем, какими темпами ведется работа. Что изменилось за последнее время?
    — Сформирован заявочный комитет во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и заместителями — помощником президента РФ Аркадием Дворковичем и министром спорта, туризма и молодежной политики Виталием Мутко. В декабре перед церемонией жеребьевки финального турнира чемпионата мира-2010 каждой стране, претендующей на право принять мировое первенство, дали возможность выставить стенды и продемонстрировать видеоматериалы. Россия этой возможностью воспользовалась. Создана рабочая группа, взаимодействующая с администрациями городов, в которых планируется проведение матчей чемпионата. Это Самара, Казань, Ростов, Краснодар и другие. Знаю, что члены группы выезжали на места, встречались с губернаторами. И все же самая острая проблема — работа с членами исполкома, которым предстоит голосовать. 24 члена исполкома ФИФА, минус Виталий Мутко — значит, с 23-мя людьми нужно контактировать. Может быть, даже неоднократно встречаться и с помощью серьезных аргументов убеждать в преимуществах нашей заявки перед всеми остальными. Когда мы пробивали Олимпиаду в Сочи, действовали точно так же. Пока работа находится в зачаточном состоянии.

    — Вы ведь наверняка общаетесь со многими бывшими коллегами. Как они оценивают наши перспективы?
    — Недавно в вашем, между прочим, еженедельнике прочитал очень интересную статью. Это была перепечатка из английской прессы, и в ней британские журналисты провели свой неофициальный опрос: кто за кого собирается голосовать. Мои впечатления в целом совпадают с оценкой, данной в этом журналистском расследовании. Пока что у нас только один голос — голос Виталия Мутко, больше кандидатуру России никто поддерживать не собирается. Но это пока, на сегодняшний день. За каждый голос надо бороться. Задача сложная, но ее надо решать на политическом, дипломатическом и экономическом уровнях. По всем этим трем направлениям надо идти и стараться привлечь на свою сторону даже тех, кто уже внутренне определился, кому отдаст предпочтение.

    — Что для этого нужно?
    — Серьезные реальные аргументы. Когда мы в свое время выдвигались на Евро-2008, имели на руках только красивые картинки и макеты. Сейчас такое не пройдет. Если покажем участок земли и скажем: здесь будет стадион, — это никого не устроит.

    — Обожглись на Польше с Украиной?
    — В общем-то, да. Тем более что напряженность в вопросе о проведении ближайшего европейского чемпионата сохраняется. Так что нам важно представить реальные достижения или реальные планы. Вот — участок земли, вот — проектно-сметная документация, вот — документы, подтверждающие финансирование, вот — сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Это будет понятно и приемлемо. Времени остается совсем мало. Выборы состоятся 2 декабря этого года. С учетом того, что в июне чемпионат мира, потом в июле-августе все разъедутся по отпускам, начинать суетиться нужно уже сейчас.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №3 (27 января — 2 февраля 2010 года)

    Использование материалов еженедельника «Спорт день за днем» без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»