• Яблони на Марсе

    20.08.10 18:35

    Яблони на Марсе - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    С периодичностью по меньшей мере раз в месяц президент РФС Сергей Фурсенко повторяет: «Россия станет чемпионом мира 2018 года!» «Я абсолютно уверен, — заявил он, например, в начале августа, — что мы выиграем чемпионат мира 2018 года. Мы предлагаем не фрагментарные реформы, а шаги к чемпионству в 2018 году».

    Три ситуации

    Моменту объявленного Сергеем Фурсенко получения капитаном сборной России Кубка Мира из рук президента ФИФА могут предшествовать три ситуации.

    Первая: Россия выиграет право на проведение чемпионата мира 2018 года на своей территории, и тогда заявления о предстоящей победе будут звучать каждый божий день. В течение двух лет российской сборной придется проводить только контрольные матчи, что для команд такого класса смерти подобно. Если сборная России и в состоянии где-то закалиться и получить необходимую игровую практику, то только в официальных матчах. С сильными, желательно, соперниками.

    Не стоит забывать, что в последних восьми чемпионатах мира только Франции удалось победить на домашнем турнире. Всего же хозяева побеждали шесть раз. Вместе с Францией по разу это сделали на заре чемпионатов мира Уругвай и Италия, в середине прошлого века почти подряд выигрывали Англия, ФРГ и Аргентина. Никогда не удавалось добиться успеха командам из стран второго (а то и третьего) футбольного ряда, принимавших на своих полях чемпионаты мира: Швейцарии, Швеции, Чили, Мексике, США, Японии с Южной Кореей и ЮАР. Более того, и в финале-то хозяевам такого уровня довелось сыграть лишь один раз — в 1958 году, когда шведы были разгромлены в Стокгольме (5:2) бразильцами.

    Вторая: Россия, не добившись права принимать чемпио­нат у себя, пройдет, будем надеяться, отборочный раунд и поедет либо в Англию, либо в Испанию. Разумеется, Сергей Фурсенко, если он, конечно, к тому времени задержится на посту президента РФС, может вспомнить о своих оптимистических заявлениях, но, скорее всего, станет осторожничать (а вдруг, кстати, сборная России выиграет чемпионат мира досрочно, раньше объявленной Фурсенко даты — в 2014 году в Бразилии; а почему бы и нет — в самой что ни на есть цитадели?!). И тогда со всех сторон примутся уже ему напоминать.

    Третья: Россия, как и перед 2010 годом, не пройдет отбор на чемпионат, оступится в матчах с какой-нибудь очередной Словенией и никуда не поедет. В этом случае и говорить не о чем.

    Шаги к чемпионству

    Можно только порадоваться за тех, кто видел программу, в которой расписаны шаги к чемпионству. Если, понятно, подобная программа существует в письменном виде. И если в ней зафиксированы не занимательная философия проекта под названием «Студенческая лига России» (с весьма, надо сказать, любопытными подходами к проблеме, такими, к примеру, как: «В любом спортивном соревновании заложен замысел борьбы, с одной стороны, и культурного взаимопроникновения — с другой. Футбол — самый популярный вид игры, в которой изначально присутствуют смыслы-концепты порождения (созидания), труда, коллективизма»; или «Российский футбол сегодня нуждается в структуре, которая даст возможность, помимо взаимодействия на футбольном поле, взаимодействовать на поле профессиональном и межэтническом»; или «Цель — создать СФЛ как кросс-культурную коммуникацию. С одной стороны, кросс-культурная коммуникация — это предназначение Лиги, с другой — способ ее существования. Это и высший смысл ее существования, и само существование») и не отдель­ные пункты «Кодекса чести».

     

    Пока же шагами к чемпионству следует, по всей вероятности, признать поддержку Сергеем Фурсенко идеи натурализации иностранных футболистов и выдвинутое им предложение о том, что игроки из стран СНГ, которые потенциально могут стать футболистами национальной сборной России, не должны считаться легионерами.

    Земные дела

    «Все, что усиливает наш чемпионат, надо принимать», — считает Сергей Фурсенко, без устали лоббируя переход на формулу «осень-весна», идею о натурализации иностранцев и превращение в российских игроков тех футболистов из стран СНГ, которые не заиграны за свои сборные.

    Перерыв между кругами в чемпионатах России (премьер-лига, первый и второй дивизионы) в три, четыре и пять месяцев, получение российских паспортов Веллитоном, Родолфу и другими замечательными иностранными футболистами с возможным появлением их в составе национальной сборной России, приток желающих превратиться в российских граждан игроков из Белоруссии, Армении, Киргизии, Украины (оттуда, к слову, вряд ли), Молдавии и Казахстана… Все это наш чемпионат — отбросим сомнения, которых, правда, много, — допустим, усилит. Но усилят ли наш футбол такие разрывы внутри одного и того же турнира, массовая паспортизация бразильцев, аргентинцев, прочих представителей дальнего зарубежья, а также зарубежья ближнего?

    Парить в небесах, время от времени напоминая о предстоящем выигрыше мундиаля-2018, не так уж, надо полагать, и сложно. Гораздо сложнее вплотную заниматься такими каждодневными земными делами, как, скажем, предстоящее исчезновение одной из самых популярных и лучших футбольных школ Москвы — школы имени Валерия Воронина. Когда репортеры незадолго до матча Россия — Болгария поинтересовались в Санкт-Петербурге у Сергея Фурсенко его мнением относительно прекращения финансирования школы «Норникелем» (спустя полгода после прекращения финансирования клуба «Москва», так и сгинувшего на необъятных футбольных просторах), президент РФС ответил, что у него пока такой информации нет. Подобный ответ можно трактовать двояко. Либо Сергею Фурсенко не доложили о развитии событий в воронинской школе (а сам он, выходит, за сообщениями в специальной прессе не следит), либо доложили, но глава РФС решил не высказываться по поводу действий компании, не так уж и давно, после того как она избавилась от «Москвы», получившей статус одного из спонсоров сборной России.

    Судьба отдельно взятой школы — не уровень, возможно, такой мощной организации, как РФС. Но в таком случае она (организация) вполне могла бы отнести к земным делам скрупулезную работу по строительству института сборных — с крепким фундаментом, с безостановочным системным поиском способных футболистов по всей стране, с обучением детских тренеров, с тщательно выверенным тренировочным процессом для сборных всех возрастов, с необходимой системой внутренних соревнований для детей и юношей, с организацией, наконец, чемпионата для молодежных составов, на проведении которого настаивал еще Гус Хиддинк. О том, делается ли что-то в этом направлении, никому ничего не известно. Не считать же серьезной работой гладкие, переполненные водой фразы о том, что «наша концепция ориентирована на здоровый образ жизни нации. Кроме того, футбол — это отличный коммуникатор, и все слои населения от мала до велика им интересуются. Очень важно, чтобы были общие цели и идеи. Футбол — это тот канал, по которому могут транслироваться ценности, заданные для всего общества».

    Твердая уверенность главы РФС в победе на чемпионате мира в 2018 году напоминает уверенность Никиты Хрущева в по­строении в Советском Союзе коммунизма в начале 80-х годов. Потом страну возглавили другие люди, спросить было не с кого — и по­ближе к объявленной дате построения решили вместо коммунизма провести в Москве Олимпийские игры.

    «И на Марсе будут яблони цвести», — сообщил во второй половине прошлого века поэт Евгений Долматовский. Песню с этими словами на музыку Вано Мурадели по сей день исполняют на ностальгических теле- и радиоканалах. Не поверить этому прогнозу невозможно. Мичуринцы всего мира и верят. Но только потому, что в тексте отсутствует дата начала яблоневого цветения.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»