• Явление

    Мнение Владимира Юрзинова

    17.01.12 16:29

    С Виктором Тихоновым мы познакомились в московском «Динамо». Я пришел туда 17-летним, а он уже был капитаном второй сборной СССР. Естественно, я тогда знал, кто такой Тихонов – мальчишкой смотрел матчи на стадионе «Динамо», куда проходил без билета по принципу «дядь, проведи». И вот я попал в одну команду со славными динамовскими ветеранами, среди которых был и Виктор – очень уважаемый игрок. Мощный, мужественный, надежный, с бойцовским характером. Своим фирменным подкатом он мог поставить на голову любого – доставалась, говорят, даже Всеволоду Боброву. Мы с Тихоновым серьезно бились на тренировках, и я был рад возможности закаляться среди таких хоккеистов.

    Потом Виктор стал в «Динамо» помощником Аркадия Ивановича Чернышева. Тот доверял ему проводить тренировки, к которым Виктор с самого начала привлекал молодежь. И эта молодежь росла у него очень быстро. С нами, более опытными игроками, он работал с пониманием, проявляя терпение. Например, когда мы бурчали из-за беговых тренировок, который он, пришедший из футбола, любил. Он был спортсменом, преданным своему делу, в хорошем смысле слова фанатичным в плане отношения к работе. И эти качества стал передавать нам.

    ***

    Тихонов возглавил рижское «Динамо», и матчи между нашими командами стали сверхпринципиальными. Ведь Виктор жесткий человек, со своими взглядами. Мы видели, как он рос у нас на глазах, и даже начали и бегать, и прыгать сколько надо – привыкли. И в Ригу он уехал, чтобы начать самостоятельную работу.

    Когда я принял московское «Динамо», мне было очень тяжело играть против Риги. Тихонов успел там вырастить и подготовить много ребят. У его команды был свой стиль, она была ни на кого не похожа. Виктор Васильевич первым стал действовать в четыре звена, наладил хорошую игру в численном большинстве – это его несомненные заслуги. Он реально создал команду, с самого начала. Еще Виктор очень силен в организации. Его заслуга – базы в Кандаве и в Кекаве. Если бы не Виктор, неизвестно, куда бы ушел латвийский хоккей. Счастье для Латвии, что он к ним приехал.

    Позже я тоже работал в Риге. Конечно, это была уже другая команда. Но оставался тихоновский фундамент – и по характеру, и по отношению к работе. Мы подхватили это направление, развили его и завоевали серебро чемпионата СССР. Для Латвии это было огромным достижением. Работали мы – я не скрываю – в том числе и по тихоновской системе. Хотя и не только. Я же к тому моменту был интернациональным тренером, обладал опытом работы в Финляндии, так что имел и свое видение.

     

    ***

    Когда Виктор пришел в сборную СССР, я уже четыре года работал в национальной команде, выиграл с ней Олимпийские игры 1976 года, стал заслуженным тренером. Я был готов уйти вместе с Борисом Кулагиным и Константином Локтевым, а Тихонов вроде как хотел видеть помощником Бориса Майорова. Но потом Валентин Сыч, один из руководителей Спорткомитета СССР, распорядился меня оставить. Я полагал, что Виктор не горел желанием со мной работать, тем более мы были серьезными соперниками – я работал в «Динамо», он принял ЦСКА. Ни за что бы не подумал, что мы столько лет сможем проработать вместе. На равных! Да, он был главным тренером сборной, я признаю его заслуги, но мы выстроили такие отношения – у меня ощущение, что просто нашли друг друга.

    Огромное влияние оказала победа на чемпионате мира 1978 года в Чехословакии. Десять лет «Пражской весны», мы играем решающий матч против хозяев, нам необходимо побеждать в две шайбы, на трибунах свист… Это сплотило нас! Я-то был весьма капризен – все-таки и игрок далеко не последний, и как тренер уже кое-чего добился. Но когда я увидел, как работает Тихонов, сколько он проявляет терпения, в том числе по отношению ко мне, тут же впрягся. Я был поражен его работоспособностью и целеустремленностью.

    Вместе мы прошли все, что только возможно. Где только ни были, что только ни выигрывали, и что только ни проигрывали. Как раньше была пара Чернышев – Тарасов, так у нас была пара Тихонов – Юрзинов. Нас объединяло и то, что мы абсолютно разные. Как и Чернышев с Тарасовым, мы были антиподами. У нас разные, как плюс и минус, характеры. В этом я вижу залог той нашей дружбы, которая была выстрадана и проверена в бою. Мы верили друг в друга, поэтому я без колебания шел к Виктору на любую роль – в научную группу, в олимпийскую команду. Пусть это звучит громко, но были преданы делу. Жили своей работой, ответственностью перед страной.

    Виктор Тихонов – это настоящий лидер, явление в мировом хоккее. Для меня он всегда был примером, и сейчас остается им. Счастлив, что мне довелось трудиться с Виктором, быть участником этой совместной работы. Мы были сильными, опережали многих.

    ***

    В Финляндии я играл против Василия Тихонова. Как и против своего сына – Владимира. Для меня эти матчи были суровым испытанием. Василий и Владимир являлись сильнейшими молодыми тренерами Финляндии. Первый успешно тренировал «Эссят», а второй выиграл с «Ильвесом» серебро чемпионата страны. В 1993 году мой ТПС в полуфинале встречался с «Эссятом». Матчи были крайне напряженные. Когда я «выскочил» из-под Тихонова-младшего, был страшно доволен. У Василия характер, кстати, почище отцовского. А представляете, что для меня были игры с собственным сыном? А каково было моей жене, Валентине Антоновне! Тут же щекотливая ситуация – проиграешь разочек сыну, и что будет? В общем, я с этими орлами рубился будь здоров, до сих пор вспоминаю. И никак не могу понять, почему у них не складывается в России. Сейчас оба, к счастью, работают, помощниками, но потенциально – это мощнейшие тренеры. В Финляндии я их боялся. Обыгрывал, но с трудом, сражаясь.

    Причем Владимир и Василий – тренеры разного стиля, каждый со своими методами. Я по этому поводу Виктору Васильевичу даже говорил: надо бы их объединить. Мы ведь тоже были совсем разными, состоявшимися личностями. Так что уверен, что и Василий с Владимиром могут добиться успеха.

    Встречался я и с маленьким Виктором. Уже и Виктору-старшему, и Василию говорю: дайте мне с ним поработать. Я же ставлю перед собой задачу подготовить игроков к Олимпийским играм в Сочи. И вижу, что парень хороший, умный; вижу его резерв, потенциал; вижу, что могу помочь. Уже думаю, какую мог бы определить ему роль. С Виктором-старшим я долго работал вместе, против Василия играл, теперь надо и до внука добраться. Не теряю надежды, что еще поработаю с Виктором-младшим.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»