-
Юрий Войнов. Человек, который «закрыл» Пеле и Пушкаша
«Спорт День за Днем» в преддверии товарищеского матча Россия — Бразилия вспоминает легендарного полузащитника Юрия Войнова18.03.18 00:57
На следующей неделе команду Станислава Черчесова в товарищеском матче будут экзаменовать кудесники мяча — так принято у нас называть бразильцев, наверное, уже шесть десятилетий кряду. Именно в 1958 году сборная СССР впервые сыграла с Бразилией. Одним из героев той эпохальной встречи был экс игрок «Зенита» и киевского «Динамо» Юрий Войнов.
Войнов — футболист
Его имя вошло в историю не только отечественного, но и мирового футбола. По итогам дебютного для сборной СССР Кубка мира — 1958 в Швеции журналисты включили Юрия Войнова в символическую сборную того первенства, или, как обычно пишут в подобных случаях, в сборную мира.
Все свои главные титулы Войнов завоевал в киевском «Динамо», но туда перешел из «Зенита» перед началом сезона 1956 года. Перешел по настоянию врачей. В своей книге «На футбольных меридианах», которая нынче стала библиографической редкостью, сам герой писал: «В Ленинграде я часто болел. Каждую весну и осень, несмотря на тренировки и закалку, я простужался. Медики настаивали на перемене климата — на юг! Но куда? Бросить футбол я не хотел и не мог. Нужно было поселиться в таком городе, в котором можно и восстановить здоровье, и играть дальше в команде класса А. (Так в ту пору именовалась премьер-лига. — «Спорт День за Днем».) Такими командами были ''Молдова'', ''Шахтер'', динамовские коллективы Тбилиси и Киева. Я выбрал последний вариант». В «Зенит» же этот уроженец подмосковного Королева (тогда поселок Калининский, позднее Калининград) был приглашен в 1951 году в 19-летнем возрасте. Он вспоминал, с какой теплотой его приняли лидеры команды: Леонид Иванов, Фридрих Марютин, Николай Смирнов, Иван Комаров, Борис Левин-Коган. Всего в «Зените» Войнов сыграл 117 матчей, забил 6 голов. В статусе игрока ленинградской команды дебютировал в сборной.
Юрий Войнов
Звездой международного класса в первом чемпионском составе киевского «Динамо» 1961 года был Юрий Войнов. И это имея рядом таких известных партнеров, как Валерий Лобановский, Виктор Каневский, Олег Базилевич, Йожеф Сабо, Андрей Биба.
Он же — хронологически пионер в когорте самых титулованных на международном уровне бело-синих игроков. Ведь из четырех советских и постсоветских футболистов — обладателей «Золотого мяча» — трое представляют киевское «Динамо». Это Олег Блохин, Игорь Беланов и Андрей Шевченко. Бесспорный успех. Но «Голдболл» — индивидуальный приз. А футбол — игра коллективная. Так вот, первым и единственным обладателем Кубка Европы среди динамовцев (с 1964 года этот титул у нас называется чемпионом континента) был и остается по сей день как раз Юрий Николаевич.
Кстати, он имел непосредственное отношение к решающему голу в финальном матче против югославов на парижском стадионе «Парк де Пренс» 10 июля 1960 года. В основное время соперники обменялись голами (Милан Галич и Слава Метревели). А потом начался тяжелейший экстра-тайм. Справедливо предоставить слово самому Юрию Николаевичу: «В дополнительные 30 минут под непрекращающимся дождем мы боролись за каждый мяч, за каждый метр поля. В одной из атак югославов мне удалось отобрать мяч у Матуша и длинной передачей ''запустить'' в отрыв Месхи. Миша с фланга навесил мяч в штрафную, куда врывался Виктор Понедельник. Вратарь Видинич выскочил навстречу и уже было дотянулся до мяча, но Витя не зря славился умением играть головой — гол!»
Кубок Европы — 1960 — вершина достижений Войнова. Но ведь до того в 1958 году был и дебютный для сборной Союза чемпионат мира в Швеции. Там вместе с будущими чемпионами планеты — бразильцами — удалось выйти в плей-офф, оставив позади в группе неслабых англичан (понадобился дополнительный матч!) и австрийцев.
Юрий Николаевич, несомненно, обладал собственным футбольным стилем. Играя правого полузащитника, по-старому — «пятерку», мог нейтрализовать любую, самую звездную «десятку». То есть по традиции не просто «забойного» форварда, а именно умницу на поле. Вспомните, кто носил и носит в мировом футболе футболки с десятым номером: Пеле, Марадона, Месси… Именно в Швеции Войнов «закрыл» юное дарование, а затем короля футбола Пеле.
Пеле
Мне кажется, что еще интереснее другая дуэль, сейчас мало кому известная. В первой половине 1950-х годов командой № 1 на планете считалась сборная Венгрии. На родине ее иначе чем Aranycsapat («Золотая команда») не называли. Только по причине собственного пижонства мадьяры упустили золото ЧМ-1954. Выиграв в группе у немцев со счетом 8:3(!), в финале эти фавориты уступили им же — 2:3. Причем вели — 2:0 — уже к 8-й минуте! Абсолютным лидером и суперзвездой в этом составе справедливо считался великий Ференц Пушкаш. Так вот, старейшины футбольной журналистики СССР, посвящая меня в ту давнюю историю, пеняли Войнову, тогда еще игроку «Зенита», что тот, дебютируя в сборной СССР, полностью «закрыл» гурманам того самого легендарного Пушкаша, не дал им насладиться мастерством венгра.
Судьба подарила мне встречу с легендами весной 2001 года. Развернутое интервью для канувшего в лету «Футбольного обозрения» я снимал, именно сведя вместе великого мадьярского форварда с его персональным опекуном в матче сборных СССР и Венгрии Войновым.
Оба героя интервью очень тепло встретились, с интересом смотрели черно-белую хронику того матча. Пушкаш весело реагировал на кадры, в которых было видно, как Войнов «не давал дышать» ему на поле. Юрий Николаевич больше молчал. Только теперь я могу признаться, как эта тема давалась мне кроваво: Войнов всегда был знаменит своей скромностью и деликатностью, ему казалось, нехорошо обижать гостя такими, вероятно, неприятными для того воспоминаниями («закрыл» ведь). Поэтому он еле-еле уговорился на эту съемку.
Ференц Пушкаш
Но Войнов был не только знатным разрушителем. Вместе со своим знаменитым партнером по полузащите спартаковцем Игорем Нетто он начинал организацию всех атак советской сборной. А еще у него был фирменный удар. С носка, «пыром», «со штыка» — как такой удар только не называли. Войновский удар был убойной силы, дальний, да по нижним углам ворот соперников. Владимир Маслаченко признавался, что для него как вратаря именно такие удары Войнова были очень опасными. «Ну и чем они заканчивались?» — однажды спросил я острослова Владимира Никитовича. «Ну как чем? — удивился моей наивности Маслак. — Мне аплодировали трибуны за то, что взял мяч от самого Войнова». И после паузы добавил: «Но чаще наша команда начинала игру с центра поля…»
Войнов — тренер и управленец
Через два года после чемпионства киевского «Динамо» Юрий Николаевич повесит бутсы на гвоздь, попробует себя тренером. Здесь больших успехов не добьется. Увы. Работал все больше с украинскими региональными клубами. Из Николаева, Полтавы, даже Шепетовки. Правда, недолго в конце 1960-х и начале 1970-х годов возглавлял даже «Шахтер» и «Металлист», но те периоды не были «топовыми» для этих команд, а еще вывел в высшую лигу одесский «Черноморец». Именно там Войнов первым (!) протянет руку помощи Лобановскому, которого приехавший в Киев великий «Дед» Маслов поначалу уберет из основы, а затем и вовсе из команды. Как раз под руководством Войнова строптивый Рыжий играл за моряков. Юрий Николаевич помогал еще многим. И служа тренером, и в дальнейшем — футбольным чиновником.
Помогал, но сам помощи не просил никогда. Не просил, когда наступили тяжелые для него и его семьи дни. С развалом СССР в футбольном хозяйстве Украины долгое время царили бесхозяйственность и анархия. Не в состоянии содержать себя и семью на нищенскую пенсию, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, СССР, отметивший уже шестидесятилетие, пошел в овощную лавку подсобником, разнорабочим.
Когда к рулю динамовского, а затем и украинского футбола пришли новые люди, они и помогли Войнову вернуться к любимому делу. В середине 1990-х годов профессиональным футболом державы начала заниматься ПФЛ (премьер-лиги еще долго не было). Работая главным инспектором украинского профессионального футбола, Юрий Николаевич на рабочих совещаниях, а тем более на публике выступал редко, однако его тихое и справедливое слово обычно было последним и решающим.
Войнов — человек
Он был очень красивый. Женщины оглядывались на улице буквально до последних его дней. Это не преувеличение. В конце прошлого века иногда с Юрием Николаевичем мы выходили из динамовского офиса пообедать в кафе на Крещатике. Перехватывая такие женские взгляды на него, я по-доброму подшучивал: «Вот что значит быть легендой ''Динамо''! Да еще вечным красавцем». Войнов в ответ лишь добродушно отмахивался.
А что бывало ранее! Сам не пойму, почему до сих пор помню, как малолеткой невольно подслушал на школьной лестнице интимный диалог двух старшеклассниц. Одна из девиц с восторгом вещала другой об увиденном накануне новом итальянском фильме «про любовь». Особенно возбужденно она докладывала о красавце-актере, исполнителе главной роли. На вопрос собеседницы, как фамилия артиста, сразу не вспомнила, залезла в школьную тетрадочку и не без труда прочитала: Марчелло Мастроянни. Вероятно, это была первая роль итальянской звезды на нашем экране. Но описать прелести тогда еще не известного советским женщинам Марчелло не смогла и спаслась фразой, которую я и запомнил на всю жизнь: «Он потрясающе красив! Как тебе объяснить? Он похож на самого футболиста Войнова!» Подружка все поняла и тоже прониклась — как прониклась бы в ту пору любая ее сверстница-киевлянка.
Эту давнюю школьную историю я и поведал Юрию Николаевичу. В ответ он лишь улыбнулся и самоиронично заметил: «Приятно быть хотя бы и в тени Мастроянни».
Слово «тень» в его реплике отнюдь не случайно. Войнов сознательно предпочитал уйти в нее. В 1996 году мы с Александром Нилиным снимали фильм на НТВ о киевском «Динамо» под названием «Ненужный юбилей». Александр Павлович — автор многих интереснейших книг о футболе, об Эдуарде Стрельцове, о Валерии Воронине — не мог удержаться и все пытал Войнова, как тот переживал момент, когда ближайший друг Нилина в прежние времена — именно Воронин — «выдавил» его из сборной страны. Юрий Николаевич отвечал без пафоса и искренне: «Все в порядке. Ведь мое время ушло, а Валеркино пришло. Это нормально».
Готовность помогать другим и скромность — это и есть Юрий Войнов. Его время ушло в реальности, но оно должно остаться в нашей памяти навсегда... Юрий Николаевич Войнов покоится в Киеве, на Байковом кладбище, в нескольких метрах от могилы Валерия Лобановского…
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»