• Забыть Билла?

    06.03.14 02:39

    (Фото: РИА «Новости»)

    Исполком Федерации хоккея России, прошедший в среду в Лужниках, подвел ожидаемую черту под выступлением национальной сборной на Олимпийских играх в Сочи, выставив ей «неуд» и отправив главного тренера Зинэтулу Билялетдинова в отставку. Однако ответа на волнующий всех вопрос «кто следующий?» не последовало…

    А может, продолжение банкета?

    Несмотря на всю серьезность, местами даже трагичность основного пункта повестки дня исполкома, приближения конца света над Лужниками в полдень среды как-то не ощущалось. Напротив, некоторые обстоятельства вызывали улыбку. Например, место проведения исполкома. Руководителей и специалистов российского хоккея принял с виду неприметный двухэтажный особнячок на берегу Москвы-реки, расположенный в четверти часа ходьбы от станции метро «Воробьевы горы». Забавным же выглядело то, что его фасад украшали две броские вывески: «Банкет-холл». Неужто Зинэтуле Хайдаровичу тем самым намекали, что он вправе требовать «продолжения банкета», оставаясь у руля сборной?

    Автору этих строк, посетившему не одно заседание исполкома другой крупной спортивной организации — Российского футбольного союза, было весьма забавно погрузиться в атмосферу демократизма, царившую в «Банкет-холле». Можно ли себе представить, чтобы журналистам после пяти минут протокольной фото— и видеосъемки было дозволено лицезреть (пусть и без звука), как обсуждают насущные проблемы отечественного футбола Николай Толстых, Евгений Гинер и Фабио Капелло? Да боже упаси! А здесь — пожалуйста: не исполком ФХР, а реалити-шоу «За стеклом». Сквозь прозрачные двери при желании можно было увидеть, как сопровождает свой доклад отчаянной жестикуляцией обычно сдержанный и неэмоциональный Билялетдинов, как, медленно багровея, вступает с ним в дискуссию Борис Майоров, как вставляет в обсуждение свои пять президентских копеек Владислав Третьяк...

    Кстати, Борису Александровичу, только что возглавившему новую структуру при президенте ФХР — экспертный совет, по окончании заседания задали вопрос, о чем он так горячо спорил с наставником сборной.

    — Один-единственный момент: то, что в решающем матче с финнами он не сумел перестроить команду, — ответил Майоров. — А необходимость перестройки была видна невооруженным глазом. Нужно было заставить финнов играть более активно, чтобы они свою оборону на синей линии разредили. Для этого, например, можно было вбрасывать шайбу в их зону, бежать туда двумя нападающими, заставлять защитников соперника постоянно разворачиваться лицом к своим воротам, что было бы для них крайне неудобно. И при этом самим торопиться к проброшенной шайбе. Но этого, к сожалению, сделано не было. А еще меня поразило то, что у Билялетдинова было пять помощников, и хоть кто-то из них должен был подсказать: «Хайдарыч, давай перестроимся!» Правда, в беседе со мной с глазу на глаз Билялетдинов признался, что предпринимал попытки поменять тактический рисунок игры, но команда попросту не смогла этого сделать.

     

    Если вы думаете, что на этом импровизированный анализ тактических и стратегических просчетов главного тренера сборной был завершен, вы глубоко ошибаетесь.

    — Я считаю, что не следовало использовать Овечкина и Малкина в одном звене, — продолжил мэтр. — Овечкин — игрок узкоспециальный, тогда как Малкин гораздо масштабнее. В НХЛ, в «Вашингтоне» Бэкстрем привозит шайбу в чужую зону и отдает ее Овечкину. Тому лишь нужно найти свободное место и сделать бросок. А Малкин любит играть командно и знает, как это делать. Он отдает шайбу и хочет получить ее назад. А выходило так, что он пасовал влево, Овечкин входил в зону, бросал из-под игрока и на этом атака нашей сборной заканчивалась. Поэтому в такой игре неубедительны были оба наших звездных хоккеиста.

    Слушать бы и слушать разбор полетов в исполнении Бориса Александровича, который напоследок отметил, что у нового тренера сборной вряд ли будет более богатый выбор игроков, чем накануне Сочи у Билялетдинова, поскольку большинство российских хоккеистов до уровня сборной недотягивают.

    Силовая борьба за место под солнцем

    Майоров вышел к журналистам одним из последних, кто присутствовал на заседании исполкома. Главные же действующие лица — президент ФХР и отправленный в отставку главный тренер — появились из-за стеклянных дверей раньше. К тому моменту напряжение в импровизированной микст-зоне, напоминавшей общественный транспорт в час пик, достигло точки кипения. Дошло даже до того, что несколько тяжеловесов российской хоккейной журналистики начали ожесточенно обмениваться силовыми приемами в борьбе за более выгодное место под солнцем. В итоге назревавший конфликт все же удалось погасить буквально за пару минут до прихода основных спикеров дня.

    — Исполком заслушал отчет главного тренера сборной по итогам олимпийского турнира, — начал Владислав Третьяк. — Отчет всем очень понравился, в нем были детально проанализированы все игры сборной на Играх в Сочи. Тем не менее исполком поставил сборной оценку «неудовлетворительно», поскольку та сборная, которая была в распоряжении наших тренеров, заслуживала более высокого места на Олимпиаде. Также принято решение поблагодарить тренерский штаб за работу, потому что Зинэтула Хайдарович действительно старался, но задачу, поставленную перед нашей сборной, не выполнил. Поэтому ФХР сейчас начинает переговоры с новым главным тренером национальной сборной.

    — Зинэтула Хайдарович, вы ведь говорили о том, что хотели бы продолжить работу со сборной?
    — Я сказал это сразу после поражения в олимпийском четвертьфинале, — отметил Билялетдинов. — Теперь же я хорошо подумал и считаю, что будет правильно, если сборную возглавит новый тренер. Потому что я не выполнил поставленную задачу. Выходит так, что мы остались в той же точке, в какой были четыре года назад.

    — У вас есть понимание, какие ошибки вы допустили в своей работе?
    — Наверное, нет смысла сейчас об этом говорить. Конечно, определенный анализ уже был сделан, кое-что еще предстоит обдумать. В любом случае готов предоставить всю информацию по сборной России ее будущему наставнику, если он будет в ней заинтересован.

    — Как вы относитесь к разговорам о том, что сборная готовилась к Сочи в не самых хороших условиях?
    — Не знаю, кто так говорит! Подготовка была организована на высоком уровне. С игроками из КХЛ мы провели очень продуктивный тренировочный сбор. И вы могли видеть на примере Ковальчука, Радулова, Попова, Медведева, что ребята были хорошо готовы и показывали достойную игру.

    Преемника пока нет

    Затем руководителю отечественного хоккея пришлось выдержать серьезную психологическую атаку прессы.

    — Господин Третьяк, а почему после каждой крупной неудачи виноватыми всегда оказываются тренеры, а федерация никакой ответственности не несет? Президент и все сотрудники остаются на своих местах…
    — Почему не несет? Мы все в ответе за неудачное выступление сборной, — парировал глава ФХР. — И исполком, и совет федерации — все должны разделить эту вину. После чемпионата мира состоится конференция ФХР, на которой будет проведен тщательный анализ выступлений сборной. И сейчас нужно не искать, кто виноват, а попытаться найти пути и способы улучшения игры не только первой сборной, но и молодежной, и юношеской. Мы должны сесть за стол переговоров, в том числе и с руководителями КХЛ, чтобы вместе выстроить ту систему, которая позволит нам готовить качественных хоккеистов для всех сборных.

    — Подобные речи звучали и четыре года назад после Ванкувера, и после других неудач…
    — Но ведь нельзя говорить, что у нас все плохо. Два года назад та же сборная с Билялетдиновым выиграла десять матчей из десяти на чемпионате мира. Есть медали у «молодежки», юношеских команд… Вот сейчас на Олимпиаде забили бы две шайбы финнам, и все могло быть по-другому. Да, у нас есть проблемы. Например, почему ежегодно по триста молодых хоккеистов уезжают играть за рубеж? Вот мы сейчас и займемся решением этих проблем.

    — Вы можете назвать фамилии тренеров, помимо Знарока, которые рассматриваются в качестве кандидатов на пост наставника сборной?
    — Нет, этот вопрос на исполкоме не рассматривался. Мы собрались только для того, чтобы дать оценку работе прежнего тренера сборной.

    — Не слишком ли рискованно менять тренера сборной за два месяца до чемпионата мира?
    — Результат покажет. Могу лишь сказать, что Билялетдинов уже на предолимпийском сборе в Казани закладывал основы подготовки сборной именно к чемпионату мира, просматривал молодых ребят.

    — ФХР определится с новым тренером сборной до 10 марта?
    — Чем скорее, тем лучше. Мы сами заинтересованы в том, чтобы новый наставник как можно быстрее начал готовить сборную к следующим турнирам.

    Напоследок Билялетдинова спросили, чем он теперь намерен заняться. «Тренерской работой» — был ответ. «А правда ли, что вы уже подписали контракт с ’’Ак Барсом’’?» — кричали из журналистской толпы. «Нет, не правда», — все с той же холодной маской на лице отвечал бывший главный тренер сборной…

    Исполком ФХР также выставил неудовлетворительную оценку выступлению женской сборной России на олимпийском турнире в Сочи, а итоговое третье место молодежной сборной на чемпионате мира было оценено как успешный результат. Оба главных тренера — Михаил Чеканов (женщины) и Михаил Варнаков (молодежь) — продолжат работу с национальными командами.

    Москва


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»