• Зачем нам этот цирк?

    Редакционный ринг: нужны ли России «Королевские гонки»?

    30.11.17 03:40

    Зачем нам этот цирк? - фото

    Фото: wsj.com

    Прошедший сезон получился скучным для России. Ее единственный представитель Даниил Квят болтался в хвосте пелотона, а очки набирал по очень большим праздникам. Гран-при России тоже уже радует не так сильно. Эффект новизны прошел, обгоны на сочинской трассе почти невозможны, а цены на билеты все те же. Очень высокие. В редакции «Спорта День за Днем» даже разгорелся спор, не идет ли все к сворачиванию амбициозного проекта «''Формула-1'' в России».

    Мнение Александра Кавокина

    — Я чувствую себя обманутым. Был в Сочи, считал медали наших. Набралось так много, что хватило для первого места. А теперь выходит, что это был обман? Если отбирают медали, а МОК уподобился Паниковскому. Тот в образе нищего кричал: «Дай миллион!», а дяденьки в строгих костюмах твердят: «Россия, признай господдержку допинга». Наши чиновники, естественно, ни в какую. Градус взаимной антипатии от этого только возрастает. И вот уже фраза «российский спорт» в западных СМИ звучит как ругательство. Хорошо, что все успокоились с ЧМ-2018, а то еще пару лет назад всерьез обсуждали его перенос в Англию. Сейчас уже поздно и накладно. Так что можно выдохнуть. И нам, и нашим многочисленным «друзьям».

    Вы спросите, при чем здесь «Формула-1»? Так это чуть ли не единственное крутое спортивное событие в мире (неслучайно его называют «Королевскими гонками»), где нам рады. А если никто оттуда не гонит, какой резон уходить самим? Только в этом году контракт на проведение Гран-при России был продлен до 2025 года. Значит, новые владельцы «Формулы-1» видят потенциал сочинского этапа. В том числе и финансовый. Про имидж я вообще не говорю. Много этапов в календаре «Формулы-1», где главный приз вручал глава государства? Навскидку назову только один. Тот, что проходит в Сочи. А Льюис Хэмилтон охотно расскажет, насколько крепкое рукопожатие у нашего президента.

    Прежний владелец «Ф-1» Берни Экклстоун говорил, что Россия будет проводить свой этап так долго, как захочет. Пришедшие ему на смену американцы, похоже, совершенно не возражают. Только не надо говорить про низкие рейтинги! Они падают везде. Людям все тяжелее надолго задерживаться на чем-то одном: будь-то 90-минутный футбольный матч или двухчасовая гонка. Значит, надо искать к аудитории подходы. Переключать на что-то более крутое. Вот, придумали в Питере праздник «Алые паруса», и все выпускники сходят по нему с ума. Почему бы и в Сочи не устроить ночную гонку?

    Я намеренно ничего не писал про Даниила Квята, потому что не разделяю истерик по поводу продолжения его карьеры в «Формуле-1». Место в топ-команде ему все равно не предложат, а болеть за пилота, набирающего лишь пять очков за весь сезон, не очень интересно. Плюс уже на подходе Сергей Сироткин, который участвует в конкурсе на место в болиде «Уильямса». 22-летний москвич — пилот программы SMP Racing. Наряду с еще несколькими талантливыми пилотами. Там еще есть 18-летний петербуржец Роберт Шварцман. Недавно он был включен в программу поддержки «Феррари». Значит, SMP Racing не просто так проедает деньги Бориса Роттенберга. Это, кстати, еще один довод в пользу того, что Россия пришла в «Формулу-1» всерьез и надолго.

     

    Мнение Дмитрия Зимина

    — «Формуле-1» нужно уезжать из России не только потому, что уходит Квят. «Королевские гонки» не часто балуют болельщиков новыми локациями, предпочитая использовать знакомые места. За последние десять лет в календаре появились пять автодромов. Сочинский в том числе.

    Чуть раньше соответствующий опыт был у Турции, где гонялись с 2005 по 2011 год, потом все закончилось.

    Несмотря на новаторские технологические решения, политика выбора трасс у боссов «Формулы-1» консервативна. Почему? Все упирается в деньги. Руководители считают, что лучше всю жизнь держаться за скучный Сильверстоун, нежели уходить на новый рынок. Слишком уж много ошибок было сделано. Два очевидных примера: когда команда «Форс Индия» набрала вес в «Королевских гонках», многие посчитали, что им необходим домашний этап. И в 2011 году недалеко от Дели построили «Международный автодром Будды». Там прошло три этапа. Их все выиграл пилот «Ред Булл» Себастьян Феттель. Смотреть на гонки, где заранее все ясно, в Индии посчитали пустой тратой времени, поэтому на последний этап в истории собралась унизительно маленькая аудитория. «Форс Индия» на тот момент болталась в конце пелотона. «За кого там болеть?» — задали логичный вопрос. Ответа не получили. В итоге все списали на финансовые проблемы и в 2013 году трассу закрыли.

    Похожий пример — Корея. Автодром возвели в 400 километрах от Сеула за 260 миллионов долларов. По задумке архитекторов гонщики должны были гоняться против часовой стрелки, а трасса располагалась вокруг национального парка, музеев и храмов. Казалось, что еще нужно болельщикам? Для начала — их наличие. Корея — это не Япония, где есть славная история «Хонды». Для Страны утренней свежести «Формула-1» — чужое слово. Не имея своего гонщика или команду, собрать хотя бы половину трибун практически невозможно. Закончилось все в правительственных кабинетах Кореи, где проект признали провальным, трассу закрыли, и сейчас она никак не используется.

    Сочи аккумулирует в себе все хрестоматийные проблемы указанных стран. С уходом из «большого цирка» Даниила Квята многие болельщики зададут вопрос: «А зачем нам теперь туда ехать?» И правда, зачем? Прыгать с флагами «Феррари» или «Мерседеса»? Стоит ли игра свеч или лучше потратить немалую сумму (перелет, проживание, билет на гонку) на что-то другое? Не менее серьезная проблема: у трассы в Сочи нет своей фишки, за исключением внешнего антуража — Олимпийской деревни, которую многие уже изучили. Разговоры о ночной гонке все еще остаются разговорами. И на данный момент Сочи, в отличие от Абу-Даби или Сингапура, ничего нового культуре дать не может.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»