• Заходите к нам на огонек

    12.12.07 16:03

    Заходите к нам на огонек - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    В мире все относительно. В России, если сравнивать с Латвией, Эстонией или Финляндией, на матчи чемпионата приходит просто колоссальное количество болельщиков. А стоит оказаться на стадионе в Германии, Англии или Испании, получается, что у нас совершенно не любят футбол.

    Показатель зрелищности

    В нынешнем сезоне средняя посещаемость матчей чемпионата России по сравнению с прошлым годом подросла почти на тысячу человек. Вряд ли можно говорить, что количество людей на трибунах — экономический показатель. И у нас, и на Западе билетная программа давно уже перестала делать погоду в бюджетах клубов. К примеру, в Англии или Испании основа благосостояния закладывается выгодными контрактами по продаже прав на трансляции, а билеты и абонементы — хотя и неплохая, но не определяющая статья дохода. В России — тем более. Поход на стадион стоит у нас несоизмеримо меньше, чем в Европе (самый дешевый абонемент на матчи «Челси» стоит 650 фунтов, на МЮ — 437, на «Реал» — 202, на «Барселону» — 167).

    Посещаемость — скорее показатель зрелищности внутреннего первенства и степени интереса к футболу в стране. Заполненные трибуны — столь же весомый фактор, как и качество игры. Любой, кто наблюдал за матчем без зрителей (на любом уровне), может представить себе, каким бывает футбол в исполнении команд топ-класса без энергетики беснующейся торсиды. Вроде на поле большие мастера, а все равно кажется, будто из игры вынули душу.

    И речь идет не столько о потере прибыли, сколько о том, что интерес к чемпионату должен оставаться на определенном уровне. Снижение посещаемости — тревожный звонок, свидетельствующий о наметившейся тенденции ухудшения качества футбола.

    Громадье планов

    Когда Виталий Мутко принял бразды правления РФС, он обозначил задачи на перспективу. Одной из них новый президент назвал рост средней посещаемости сначала до 15, а затем до 20 тысяч. За счет чего этого можно добиться? Специалисты на этот вопрос отвечают однозначно: в первую очередь необходимо, чтобы матчи проходили в яркой, бескомпромиссной борьбе, во вторую — нужно создать болельщикам максимально комфортные условия.

    Небольшие подвижки в обоих направлениях наметились. Сразу несколько клубов объявили о строительстве собственных современных арен. Да и чемпионат-2007 оказался куда менее предсказуемым, чем прежние, когда порой победителя того или иного матча можно было назвать без запинки.

    Большое влияние на исследуемый нами показатель оказывает провинция. Перекормленная зрелищами Москва давно уже топчется на месте. И хотя в этом году в «Лужниках» состоялось-таки два почти что аншлага, когда Россия принимала Англию и когда «Спартак» играл с ЦСКА, столица в целом вяло реагирует на футбольные баталии. К примеру, центральный матч 15-го тура «Москва» — «Зенит» собрал всего шесть тысяч зрителей.

     

    Вперед, провинция!

    Возможно, тот самый прирост в тысячу человек и образовался лишь благодаря тому, что из премьер-лиги выбыло «Торпедо», собиравшее крайне небольшую зрительскую аудиторию, а на смену ему пришла «Кубань». Краснодарский стадион долгое время лидировал по показателям посещаемости, и лишь на финише, когда команда начала откровенно валиться, уступил «Спартаку» и «Зениту».

    Если исходить из этой логики, то в грядущем сезоне нужно ждать спада. Ведь в Ярославле, где местные жители традиционно отдают предпочтение хоккею, на футбол в среднем приходит по восемь — восемь с половиной тысяч зрителей. «Терек» также собирает намного меньшую аудиторию, чем отправившиеся в первый дивизион «Кубань» и «Ростов». Правда, команда из Чеченской Республики может добиться разрешения проводить домашние матчи действительно дома, а не в расположенном в двухстах километрах от Грозного Лермонтове. Тогда показатели вырастут.

    Говоря о прошлых годах, нельзя не отметить, что в разное время «прирост» обеспечивался успешным выступлением команд с периферии: стадионы Владикавказа, Волгограда, Самары не могли пожаловаться на слабый зрительский интерес. Новые экономические реалии отодвинули немосковские команды от борьбы за призовые места. Снизился и поток желающих активно болеть за своих. Психология понятна: на стадион приятно ходить, когда твоя команда выигрывает…

    Вице-президент РФС Никита Симонян:

    Искусственно народ на трибуны не затащишь

    Никита Симонян играл в те благословенные времена, когда аншлаги на футбольных матчах считались делом обыденным. Естественно, выходить на поле при полных трибунах было гораздо приятнее. Но, как оказалось, не только приятнее.

    — От того, сколько пришло народа, — признался Никита Павлович в беседе с корреспондентом «Спорта», — напрямую зависел размер наших премиальных. Помню, перед каким-нибудь центральным матчем Сергей Сальников говорил: «Ребята, давайте порежимим — коробочка будет полная!» И мы «режимили», настраивались, готовились. Сейчас же все по-другому. Даже если полтора человека на футболе, игроки получают гонорар за победу в полном объеме. Мне кажется, это неправильно.

    — То есть футболисты кровно не заинтересованы в том, чтобы зрителей было больше?
    — Разумеется, нет. Даже клубы в этом тоже по большому счету не заинтересованы. Продажа билетов — не главная статья их дохода, они ведь живут за счет спонсоров или хозяев. Это на Западе посещаемости придается первостепенное значение. У нас, к сожалению, нет.

    — И все же посещаемость в 2007-м увеличилась…
    — Конечно, хорошо, что у нас в этом году произошла прибавка в тысячу человек. Но тысяча — это мало. Для того чтобы действительно сделать шаг вперед, нужно улучшить качество футбола. Скучные игры, битвы за результат с минимумом голов отталкивают. Яркие, бескомпромиссные матчи, наоборот, привлекают. Признаем честно, по-настоящему интересных встреч у нас в чемпионате не так много.

    — Виталий Мутко одной из программных задач РФС объявил увеличение средней посещаемости матчей чемпионата до 20 тысяч. Как считаете, в обозримом будущем это реально?
    — Все зависит от того, как будем играть. Если так же, как сейчас, то вряд ли. А если повысим качество, то и интерес болельщиков повысится. Искусственно на трибуны никого не затащишь, какие шоу или лотереи на стадионе ни проводи. Играть нужно, играть!


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»