• Закулисье

    31.05.07 16:01

    Супермногодневка по дорогам Италии и граничащих с ней государств в самом разгаре. Корреспондент «Спорта» решил выяснить, как живут гонщики в эти три безумные недели. И попутно постигал суть и значение работы на гранд-турах рабочих лошадок, которых у нас называют непонятным словом «грегари».

    Надо больше есть

    Одна из главных составляющих успеха в столь продолжительном веломарафоне – здоровый сон и правильное питание. Основная масса гонщиков уделяет сну как минимум девять часов. Ложатся спать ребята в 23.00–23.30 и просыпаются в 8.30–9.00 по среднеевропейскому времени. Время начала гонки зависит от длины этапа. Она может стартовать и в 10.00, но чаще все же в полдень. «Джиро», как и другие веломногодневки, заинтересована в освещении на ТВ, и потому свое расписание составляет с учетом интересов телевизионщиков, а по их плану зрители должны видеть финиш между пятью и шестью часами вечера.

    В каждой команде свой рацион. Например, в американской «Дискавери Ченнел» практикуют два завтрака. В 8.30 велогонщикам на стол обычно подают молочную кашу, бутерброды и фрукты. Второй раз они подкрепляются через полчаса – макаронами, сыром «моцарелла», который напоминает брынзу, и итальянской колбасой «прошуту». Русскоязычные представители «Дискавери» шутят: «Идем на макароны». После гонки в отеле спортсменов ожидает своеобразный полдник – фрукты и овощи. Затем гонщики отправляются на массаж. А уже за ужином, который проходит в восемь-девять вечера, парни отводят душу, ни в чем себе не отказывая. Чем тяжелее этап на следующий день, тем плотнее ужин.

    Кстати, и во время гонки перекусить – для спортсменов дело святое. В форме гонщиков по бокам сзади пришиты карманы, которые обычно набиваются небольшими булочками с вареньем или фруктами. Когда запасы в карманах иссякают, провизию берут в следующих рядом машинах-техничках. Кушают гонщики каждый час. Специфика приема пищи во время гонки весьма сложна. Это нужно уметь делать. Первую булочку парни съедают, преодолев тридцатикилометровую отметку. Затем едят по булочке после каждых десяти-пятнадцати тысяч метров. Но уже за тридцать километров до финиша брать с машины провизию запрещено (исключения делаются лишь на самых сложных этапах).

    Обычно на экваторе дистанции всегда есть специальный пункт питания, а на длинных этапах даже два. У каждой из команд там отложены свои сумки с едой. И массажисты клуба передают их гонщикам, когда они проезжают мимо.

    Будни лейтенантов

     

    Неотъемлемой частью любой профессиональной велокоманды являются грегари (иногда их также именуют оруженосцами или лейтенантами) – эдакие рабочие лошадки, которые трудятся на своих лидеров. Среди них существует своя негласная иерархия. Первоклассные чернорабочие ценятся буквально на вес золота. Например, персональный грегари Паоло Савольделли – его соотечественник Эдди Маззолени, по неофициальной информации, имеет в «Астане» годовой контракт на 700 тысяч евро. Богатые велогруппы, перекупив высококлассного грегари в свою команду, таким образом даже уменьшают число конкурентов своего капитана. 

    Без поддержки рабочих лошадок даже самый высококласс­ный гонщик не сможет победить в многодневке, не говоря уже о гранд-турах. Они «развозят» лидера, защищают его от ветра и стараются контролировать ход гонки, делая все, чтобы лидер избегал завалов. Как минимум один из грегари по своим антропометрическим данным должен быть похож на лидера своей команды. Он старается всегда быть около капитана. Если у того проколется колесо, оруженосец тотчас должен отдать ему свой велосипед, чтобы капитан не терял драгоценные секунды.

    Если капитан хочет подкрепиться, грегари возвращаются к технической машине, которая едет позади пелотона, оттуда берут еще несколько сумок с едой и подвозят их лидеру. В общем, грегари выполняют колоссальный объем черновой работы, и без них в профессиональном велоспорте никак.

    Убойный градиент

    Участники многодневки «Джиро» на 17-м этапе, начавшемся в Австрии, преодолели самый крутой во всей трехнедельной гонке подъем и уже пятый раз финишировали в гору. Самое тяжелое испытание велосипедистам выпало на последних десяти километрах. Они карабкались на вершину Зонколан по узкой асфальтовой дороге с убойным градиентом, на некоторых участках  достигавшим устрашающей цифры в 20–22 процента.

    Уклон трассы в велошоссе меряется не в градусах, как в обычной школьной геометрии, а по следующей формуле: суммарный перепад высот на отрезке в один километр делится на 1000 метров и умножается на 100 процентов. У профессионалов 12–13% считаются крутым подъемом, 15–17% – невероятно сложным, ну а если этот показатель зашкаливает за цифру 20, то гонщикам приходится работать в седле на пределе возможностей, чтобы не стоять на месте.

    Один из ключевых этапов «Джиро» выиграл двукратный победитель многодневки Джильберто Симони. На подъеме он скооперировался с Леонардо Пьеполи, и вдвоем они уехали от люксембуржца Энди Шлека. Метров за 50 до финиша Пьеполи жестом показал своему соотечественнику и одноклубнику по «Солнье Дювал», чтобы тот забирал победу на этапе. Леонардо в этой ситуации довольствовался ролью ассистента звезды, понимая, что тому лишние 8 секунд бонификации для борьбы за более высокое место в генеральной классификации обязательно пригодятся. Вчерашний этап еще раз наглядно показал, что велошоссе – это командный вид спорта.

    Вообще на горе события развивались с калейдоскопической быстротой. Лидировали и Дарио Чиони, и Массимо Кодол. Из иностранцев бросить вызов хозяевам «Джиро» смог только неутомимый люксембуржец, прославляющий свою маленькую страну на горных перевалах Альп. В общем зачете главные изменения таковы – Шлек и Симони переместились на вторую и третью позиции соответственно, обогнав здесь итальянца Эдди Маццолени.

    Гонщики российско-итальянской команды «Тинькофф. Кредитные системы» после отменной работы накануне (призовое место испанца Рикардо Серрано) вели себя спокойно и держались в глубине пелотона, если не считать короткой «проверочной» атаки Элио Аджиано на 30-м километре.

    17-й этап. Линц – Монте-Зонколан. 142 км

    1. Симони – 3.51,52; 2. Пьеполи (оба – Италия) – время победителя;

    3. Шлек (Люксембург) +0,07;

    4. Ди Лука +0,31; 5. Кунего (оба – Италия) +0,37…

    19. Петров +3,27 (Россия)…

    23. Савольделли (Италия) +3,50…

    115. Козончук +16,10… 122. Брутт +16,37…

    140. Игнатьев +18,55; 141. Трусов (все – Россия) +18,58

    Общий зачет:

    1. Ди Лука – 77.35,35;

    2. Шлек +2,24;

    3. Симони +2,28;

    4. Кунего +3,29…

    8. Петров +10,25…

    13. Пьеполи +13,08…

    15. Савольделли +15,27…

    83. Брутт +2.00,48…

    96. Козончук +2.12,16…

    130. Игнатьев

    +2.50,51…

    132. Трусов +2.56,17

    Самые активные гонщики:

    1. Петакки (Италия) – 135 очков;

    2. Ди Лука – 122;

    3. Беттини (Италия) – 104…

    21. Петров – 32

    Горный зачет:

    1. Пьеполи – 73;

    2. Балиани (Италия) – 46;

    3. Ди Лука – 45…

    15. Брутт – 8


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»