• Заокеанский магнит

    Кубок Америки – 2011

    10.07.11 16:29

    Заокеанский магнит - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    «Хотите взглянуть на игроков, которые через пару лет будут нырять слева, справа и в центре штрафных площадок в английской премьер-лиге? Тогда смотрите Кубок Америки – 2011 на YouTube – бесплатно».

    Самый престижный футбольный турнир Южной Америки уже идет полным ходом, но за цинизмом автора прошлонедельного анонса Кубка на сайте ТrustedReviews.com (буквально – «Рецензии, которым можно доверять») можно разглядеть нечто большее, чем просто попытку уколоть кудесников мяча за излишнюю любовь к симуляциям в районе чужих ворот.

    В Англии никогда не забудут «Божьей руки» Марадоны, а немцам не понять латинского театра, который сопровождает каждый мало-мальски сильный удар по ногам, когда – по местным футбольным канонам – просто нужно молча встать, отряхнуться и продолжить игру.

    И тем не менее южноамериканский футбол завораживает европейцев (и не только их), а Кубок Америки из довольно локального соревнования, каковым был еще в недалеком прошлом, уже превратился в событие мирового масштаба, в этом году без оговорок став футбольным турниром № 1 на планете.

    Причин столь мощной экспансии южноамериканского футбола несколько, и медийная составляющая здесь не менее важна, чем, собственно, спортивная. Точнее, они уже настолько сильно переплетены, что их трудно представить порознь.

    В заявках команд плотность суперзвезд на квадратный метр газона зашкаливает, и никому нет дела до того, что победа в КА является автоматическим пропуском на не самый рейтинговый Кубок Конфедераций ФИФА. Корона континентального чемпиона – вот за чем в Аргентину пожаловали все эти Месси, Форланы, Неймары и прочие Кавани!

    Бесподобный Лео с «Барсой» два года назад выиграл буквально ВСЕ, что на клубном уровне можно было выиграть, но у него до сих пор нет большого трофея со сборной (уверен, предложи кто ему обменять золото – да хоть три – пекинской Олимпиа­ды на титул чемпиона Южной Америки, согласился бы сразу).

    – Моя самая заветная мечта – выиграть Кубок Америки. Мы все понимаем, что это значит для меня и для Аргентины, – признался Месси журналистам перед началом турнира. – Мы часто говорили, что нам не хватало времени, чтобы отладить игру, но в этот раз оно у нас было. Наш футбол базируется на контроле мяча, и постоянной атаке ворот соперника.

    Вот вам и интрига, еще более закрученная на фоне господства Бразилии на континенте за последние 14 лет: на этом отрезке «Селесао» в пяти розыгрышах четырежды (!) завоевывала трофей и КА-2011 встречает в ранге действующего чемпиона, тогда как «Альбиселестес» свой последний кубок поднимали над головой аж в 1993 году. Наличие в турнире скрытого фаворита в лице полуфиналиста ЧМ-2010 Уругвая (наряду с Аргентиной, совладельца исторического рекорда по числу побед – по 14) с его супертрио Форлан – Суарес – Кавани только добавляет интереса к баталиям на аргентинских полях.

     

    Дополнительный стимул продрать глаза в четыре часа ночи и прильнуть к телеэкранам – это возможность увидеть на деле юных лидеров, которым вскоре предстоит переброска из Южной Америки в Европу, в составе чемпиона. Еще вчера контекст, в котором «Анжи» упоминался бы вместе в одном предложении с «Барселоной», «Реалом», «Челси» и «Манчестер Сити», казался фантастикой, но сегодня это уже реальность. Все пятеро охотятся на звезду «Сантоса» Неймара, тогда как МЮ нацелен на другого бразильского вундеркинда Лукаса Силву.

    «При чем тут телевидение?» – спросите вы. Да при том, что самый старый континентальный турнир планеты (впервые прошедший в 1916 году) в наш век все больше в Европе становится «своим».

    – Мы транслировали два пре­дыдущих Кубка Америки в 2004-м и в 2007 году, и по по­пулярности эти турниры запросто могли конкурировать с чемпионатом мира – по крайней мере рейтинги финальных матчей были очень высокими, – рассказал «Спорту день за днем» руководитель производства спортивных программ телекомпании SportItalia Джорджо Амброджи. КА-2011 на Апеннинах покажет Sky Italia, отобравшая контракт у Sport­Italia, но бывший правообладатель своих зрителей без южноамериканского футбола не оставит.

    – Мы продолжим транслировать в прямом эфире по два матча чемпионата Бразилии и один – чемпионата Аргентины, – говорит Амброджи. – Зрительский интерес к этим турнирам тоже очень высок, и на его рейтинги отрицательно могут повлиять лишь параллельные показы матчей Серии А, что периодически происходит по воскресеньям, когда ночью мы транслируем игру из Бразилии, а в Италии в это время проходит последний матч тура, и он, как правило, – топовый.

    Пол Мэлвин, пресс-секретарь телекомпании ESPN UK:

    – Кубок Америки – фантастический турнир, в котором выступают некоторые из лучших футболистов мира. Мы воодушевлены тем, что именно нам выпал шанс показать этот уровень футбола поклонникам игры и просто телезрителям в летнее время. Для ESPN во главе угла прежде всего – интересы зрителя, и появление контракта на показ Кубка Америки в нашем портфеле прямых спортивных трансляций – большой успех.

    Замечательно, что в нашей сетке появился такой турнир. В вещательном бизнесе конкуренция очень высока и победа в борьбе за получение прав на показ Кубка Америки много говорит о нашей конкурентоспособности на телерынке, что радует.

    Тот факт, что звезды первой величины выйдут на аргентинские газоны, несомненно, скажется на рейтингах: зритель всегда хочет видеть лучших, и Кубок Америки – это еще и прекрасный шанс оправдать такие ожидания. Мы ожидаем хорошего отзыва со стороны аудитории, которую такие фамилии, как Месси, Неймар, Форлан, Пато притягивают словно магнит. В то же время Кубок Америки не стоит сравнивать с рейтингами ведущих футбольных чемпионатов или других международных футбольных турниров. Болельщицкая страсть не знает границ, и если где-то на планете играют в хороший футбол, зрители точно найдут возможность его посмотреть.

    Наличие в южноамериканских сборных игроков, выступающих в клубах английской премьер-лиги, естественно, усиливает интерес к Кубку Америки среди наших зрителей. Насколько – не скажу, так как корпоративная политика не позволяет мне делиться данными по подписке, но могу добавить, что мы осознанно вложили средства, чтобы заполучить этот контракт по двум причинам: это футбол высокого качества, предлагаемый нашей аудитории, и это интересно ЕSPN с точки зрения бизнеса.

    Univision бьет рекорды

    О том, что популярность футбола в Новом Свете набирает обороты, свидетельствуют и телерейтинги финального матча закончившегося недавно Золотого кубка КОНКАКАФ (Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна), в котором сборная Мексики, уступавшая американской команде по ходу встречи со счетом 0:2, все же смогла завоевать трофей, забив четыре безответных мяча.

    За игрой, проходившей 25 июня на стадионе «Роуз Боул» в калифорнийской Пасадене в присутствии 93 420 зрителей, также следила и внушительная аудитория у телеэкранов.

    По сведениям компании Nielsen, финальный матч Кубка посмотрело рекордное число зрителей в США – 10,8 млн человек. Этот результат – абсолютный рекорд по размеру теле­аудитории спортивных событий в прайм-тайм, транслируемых медиакомпанией Univision.

    Кроме того, вещающая на испанском языке Univision в день финала переписала и ряд других рекордов, собрав, в частности, в возрастном диапазоне от 18 до 49 лет 3,78 млн зрителей и тем самым перекрыв суммарный показатель (!) трех ведущих телекомпаний – АBC, NBC и CBS.

    Битва за кубок

    В этом году британские абоненты телекомпании Sky Sports впервые за последние 14 лет не увидят Кубок Америки. Контракт на показ престижного заокеанского турнира уплыл в другие руки: ЕSPN UK, местное подразделение глобального медиагиганта, в мае отбило у Sky право показывать на территории Великобритании не только матчи Кубка Америки, но и Кубка Эмирейтс – клубного турнира, который проводится ежегодно перед началом очередного сезона (в этом году кроме хозяев – команды лондонского «Арсенала», на турнире 30–31 июля выступят ПСЖ,  «Бока Хуниорс» и «Нью-Йорк Ред Буллз»).

    Sky Sports транслировала Кубок Америки в Великобритании с 1997 года. В общей сложности было показано пять континентальных чемпионатов, а за это время в Южной Америке успели дважды поменять периодичность проведения турнира. Сначала было принято решение об увеличении интервала между чемпионатами с двух до трех лет (оно вступило в силу после КА-2001, проходившего в Колумбии), но после двух турниров 2004-го и 2007 годов, принятых Перу и Венесуэлой, в CONMEBOL взяли на вооружение европейскую модель с четырехлетними перерывами между турнирами.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №25 (6-12 июля 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»