• Запретный плод

    27.03.11 16:39

    По решению УЕФА, перед началом всех официальных матчей, состоявшихся на минувшей неделе под эгидой этой организации, прошла минута молчания в память о жертвах трагических событий в Японии. «Европейская футбольная семья объединилась, чтобы выразить глубочайшее сочувствие и полную поддержку японскому народу», – заявил тогда президент УЕФА Мишель Платини.

    В те же дни европейский футбольный союз запретил испанскому «Реалу» и французскому «Лиону» провести акцию в поддержку 31-летнего защитника «Барселоны» Эрика Абидаля, у которого врачи обнаружили опухоль печени. Игрока, кстати, уже благополучно прооперировали, а сам клуб готов подписать с футболистом новый контракт.

    B том, что УЕФА и ФИФА выразили поддержку японскому народу через традиционные в этих случаях организационные мероприятия в виде минуты молчания, нет ничего удивительного. Это нормальный и цивилизованный жест в память о погибших. Запрещение акции в поддержку Эрика Абидаля рассматривалось континентальным футбольным союзом совсем в ином свете, как «демонстрация лозунгов во время проведения официального матча под эгидой УЕФА», что запрещено.

    Логика европейского футбольного союза понятна: футбол – не выставка самодельных слоганов по поводу и без. Да, формально УЕФА, по-видимому, еще не готов наказывать участников массовых акций подобного рода, но не исключено, что через какое-то время может дойти и до этого. Был бы серьезный повод. Каким стал, например, тот случай, который произошел в середине 2000-х в Барселоне во время знаменитого испанского El Сlasico. Тогда на центральной трибуне «Камп Ноу» появились огромных размеров слова: «Каталония – это не Испания». Лозунг, как вы понимаете, исключительно политического содержания, не имеющий никакого отношения к футболу. Поговаривали даже, что он оказался там не без благословения лидера сепаратистской партии Каталонии Жоана Лапорты, бывшего в ту пору президентом «Барсы». И те, кто вывешивал это идеологическое откровение, конечно же, прекрасно понимали эффект его появления именно на матче «Барселоны» против мад­ридского «Реала». Потому и место определили то, что получше: на трибуне, напротив которой традиционно размещаются телекамеры, транслирующие эту игру на весь мир.

    Реагировать на подобного рода лозунги – дело властей конкретной страны. Но, как тогда сообщали зарубежные СМИ, по своим неофициальным каналам в эту «игру» вступили и УЕФА, и ФИФА, выразившие свое возмущение использованием стадионов и конкретных матчей для проведения откровенных политических акций и предупредившие барселонцев о нежелательности подобных акций.

     

    Что же касается слов поддержки Эрику Абидалю, то футболисты «Реала» и «Лиона», встречавшиеся в ответном матче 1/8 финала Лиги чемпионов в Мадриде, запретов УЕФА ослушались. После финального свистка они дружно сняли футболки, и все телезрители смогли увидеть надпись на майках игроков: «Ты можешь, Абидаль». Последует ли реакция УЕФА на сей счет? Вряд ли. Публика, приходящая на футбол, давно уже хочет видеть не только игру, но и шоу. А тот, кто платит, как известно, и музыку заказывает. Руководителям же европейского и мирового футбола остается лишь следить за тем, чтобы на майках игроков не писалось фраз, выходящих за рамки разумного: ни политических, ни эротических.

    Виктор Понедельник, заслуженный мастер спорта:

    – Я понимаю, что футбол за последние годы во многом изменился. Точнее, не столько он сам, сколько то, что его окружает. Я не помню случая, чтобы кто-то в наше время писал поздравления, соболезнования и прочие надписи на майках, скрытых под футболками. Кто их может там увидеть? Зрители с трибун? Нет. Только те, кто сидит у телевизора. На это все и рассчитано. Игроки же специально подбегают для этого к телекамерам. Ну, а как оценивать все эти поступки? Я думаю, когда речь заходит о необходимости демонстрации отношения к игроку своей команды, то, конечно же, здесь все должно решаться на уровне руководства конкретного клуба. Они должны понимать необходимость проведения этой акции и знать меру в подобных вещах. Мы в свое время тоже выходили на игры в черных траурных повязках в память товарищей. Сейчас же игроки, по-моему, готовы отмечать все: в одном матче футболисты приветствуют рождение детей у друзей, в другом – чтут чью-то память, в третьем – выражают какой-то протест. Поэтому, когда УЕФА не дает разрешения на демонстрации подобного рода, его тоже надо понимать. Футбол – это прежде всего игра.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»