• Защитник «Зенита» Луиш Нету: «Русские игроки говорили в раздевалке: «Нет». Я думал, обо мне»

    Персона

    24.04.13 21:40

    Защитник «Зенита» Луиш Нету: «Русские игроки говорили в раздевалке: «Нет». Я думал, обо мне» - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    (Фото: ФК «Зенит»)

    О переходе Луиша Нету в «Зенит» из «Сиены» было объявлено только 1 февраля, однако новичка сине-бело-голубых уже можно назвать прочно вросшим в питерскую землю. В текущем сезоне 24-летний португалец пропустил всего один матч — против «Базеля» на «Петровском», и тот из-за дисквалификации. Любимую девушку он сюда уже перевез, к изучению русского приступил. Еще один пробел Нету восполнил на днях на базе в Удельной — дал интервью «Спорту День за Днем».

    Честно говоря, рыбу — не очень

    — У вас невероятно крутой скачок в карьере. С 2006 по 2011 год вы играли за «Варзим». Потом же в течение двух лет — «Насьонал», «Сиена», сборная Португалии и теперь «Зенит». Вас никто не замечал раньше? У вас что-то произошло в личной жизни? Или вы нашли нужного агента?
    — Все дело в моей работе и частичке удачи. Везде, где бы я ни оказался, я предпринимал усилия, чтобы затем перейти в клуб сильнее, — и в «Варзиме», и в «Насьонале», и в «Сиене». Теперь хочу сделать еще один прыжок — с «Зенитом». Агент? Конечно, агент очень важен, он помогает многим людям увидеть меня в деле. Хочу отметить также и руководителей «Насьонала» и «Сиены». Ну и еще здесь есть доля моей игры, моей заслуги.

    — Вы сказали, что жители Повуа-де-Варзим, где вы родились, вынуждены заниматься рыбной ловлей, чтобы обеспечить свое существование. Вам тоже приходилось выходить в океан?
    — Этим занимался только дедушка — отец моей мамы. Он много времени проводил в море, но меня с собой не брал. Вообще хочу сказать, что не все жители Повуа-де-Варзим ловят рыбу. Только часть, хотя и приличная.

    — Бакальяу, доураду — ваши любимые рыбные блюда? Или вы, наоборот, с тех пор к рыбе не очень?
    — Это не самые любимые мои блюда, вообще мясо я люблю больше, чем рыбу. Но пока я жил в Португалии, мы, моя семья, ели рыбу каждую пятницу. Каждую пятницу мама ходила в рыбную лавку за свежей рыбой.

    — Это какая-то семейная традиция?
    — Изначально это было связано с Пасхой — во время поста по пятницам едят рыбу. Но благодаря маме мы могли поддерживать эту традицию весь год.

    — Родители отговаривали вас от занятий футболом? Или, наоборот, поддерживали?
    — Скажу так: я хотел быть футболистом с детства, играл в футбол со школы, это была моя мечта. Вообще в этом возрасте мы не думаем, что можно реально чего-то достичь. Но в 16 лет я подписал первый в жизни профессиональный контракт. Это придало мне чувства ответственности — и перед моими партнерами, и перед семьей. Тогда мы поняли, что все серьезно.

     

    — С какого возраста вы знакомы с Бруну Алвешем?
    — Мы выросли в Повуа-де-Варзим на одной улице. Я с детства знаю его мать, отца, братьев. Когда я только подписал контракт с «Зенитом», жил месяц дома у Бруну. Сейчас наши отношения даже улучшились. Он всегда был примером для меня. Помню, я с удовольствием смотрел его матчи за «Порту», а теперь мы тренируемся вместе!

    Италия — это культура

    — За один сезон в «Насьонале» вы привлекли к себе внимание таких клубов, как «Арсенал» и «Порту». Почему в итоге оказались в «Сиене»?
    — Так всегда происходит. Много людей говорят: «Он может перейти в этот клуб, в тот». Но люди говорили, а «Сиена» пришла и сделала предложение. Оно устроило «Насьонал», а меня устроили условия личного контракта.

    — Ваше детство пришлось на 1990-е — начало 2000-х — самый расцвет серии А. У вас была мечта туда попасть?
    — Конечно! Именно с детства. Италия — это культура игры в обороне. Меня восхищали их центральные защитники — Каннаваро, Неста, Мальдини. Еще и поэтому я не раздумывал долго, когда появилась возможность перейти в «Сиену». Переход в «Сиену» был для меня как трамплин, откуда я мог попасть в большие клубы. Так и сложилось.

    — Когда в итоге вы попали в Италию, не было разочарования? Старые стадионы, бедные клубы…
    — Нет-нет. Конечно, хотелось бы, чтобы все стадионы были как «Сан-Сиро», «Марасси», «Олимпико», «Ювентус». Но чемпионат очень хороший, с острой конкуренцией и с большой аудиторией.

    — Самый сильный форвард, против которого вы играли в серии А?
    — Вучинич, Кассано, Джовинко… Вообще в каждой команде есть нападающий, который может доставить проблемы. Много забивают именно форварды, под них заточена игра.

    — А Кавани?
    — Я пропускал матч с «Наполи». Получил карточку в предыдущем матче (улыбается).

    — После матча «Зенит» — «Крылья Советов» все спорили, симулировал ли Халк. Говорят, что в Италии каждый второй пенальти — такой. Недавно за счет такой симуляции Маурисио Пинильи «Кальяри» забил с пенальти победный гол «Интеру» и сохранил прописку в серии А…
    — Я видел этот эпизод. Но такое может произойти везде. В ворота «Сиены» назначались пенальти, но с откровенным произволом мы не сталкивались.

    — Еще говорят, что в Италии во всем бардак и итальянцам ничего нельзя давать организовывать. Вы от этого никогда не страдали?
    — Нет. «Сиена» — совсем небольшой клуб, но никаких организационных проблем там не возникало. Вот эмоциональность итальянцев действительно поражает. Фанаты всегда рядом с игроками — даже на тренировках.

    — В России вы очень активно спорите с судьями по поводу каждого их решения. Это в вас как раз от итальянцев или вы всегда были таким?
    — Я выхожу на поле предельно сконцентрированным. Живу игрой. Для меня каждый матч — как последний в жизни. Может, поэтому и я, и многие другие футболисты можем завестись по поводу решений, которые не принимаем. Можем начать махать руками. Но поверьте, уже когда я прихожу в раздевалку, я успокаиваюсь. Никаких проблем.

    — Да, но кажется, что вы готовы разорвать на себе футболку.
    — Будьте спокойны. Если разорву, то только после игры (смеется).

    — В «Сиене» с вами играл Алессандро Розина. Какая самая смешная история, которую он вам рассказывал о Санкт-Петербурге?
    — Он всегда рассказывал о ресторанах — в шутку желал мне найти хорошую компанию. Говорил, что к тебе легко кто-то может подсесть за стол (смеется). Конечно, еще и о трафике, о сумасшедших водителях.

    — Согласно официальной статистике, на момент перехода в «Зенит» вы совершили больше всего перехватов мяча из всех игроков серии А. Это оценка лично ваших умений или показатель того, что «Сиена» постоянно оборонялась и передач в вашу, центральную, зону было больше всего?
    — В какой-то степени это было связано с нашим стилем игры. Не назвал бы его оборонительным. Просто перед началом чемпионата с «Сиены» сняли шесть очков, и в каждом матче нам нужно было бороться больше обычного. За каждый мяч. Сказалось и то, что «Сиена» играла в пять защитников и мы были много задействованы в игре.

    Как я не попал на Евро

    — Правда ли, что цель любого португальского мужчины — посадить дерево, вырастить ребенка и поиграть под руководством Жозе Моуринью? Актуально ли это лично для вас?
    — Думаю, каждый игрок, если ему выпадет такой расклад, согласится. Я тоже соглашусь (улыбается).

    — Не подпортил ли себе Жозе репутацию в Португалии за три года в «Реале»?
    — В Португалии все всегда относились к нему с большим уважением. Все понимают, что благодаря ему у Португалии в мире есть свое, узнаваемое лицо. Это особенно важно для такой маленькой страны, как наша.

    — Жозе отказывается возглавить сборную Португалии прямо сейчас. Получается, он не верит, что сможет что-то выиграть с нынешними игроками?
    — Это не совсем так. Два с половиной года назад федерация предлагала Жозе принять национальную команду, но в «Реале» были против совмещения должностей. Он не раз говорил, что будет тренировать сборную, и все мы верим, что однажды это произойдет.

    — Вам было 16, когда в Португалии проходил чемпионат Европы. Какие у вас тогда были эмоции?
    — Помню, как расстроился после поражения в первом же матче от Греции. Когда Португалия и Греция дошли до финала, был уверен, что второй раз мы точно не проиграем. Сам я не попал ни на один матч. Все билеты очень быстро разлетелись. К тому же на «Драгао» — это самый близкий к моему дому стадион — сборная сыграла только раз.

    — Имели ли возможность попасть на матчи турнира как мальчик, подающий мячи?
    — Я тогда уже вырос (смеется).

    — Только в Португалии играет бразильцев больше, чем в России. Для бразильцев в Португалии не нужны особые разрешения на работу. Как же относятся к ним у вас в стране? Нет разговоров о засилье иностранцев?
    — Если человек приезжает помочь, то не надо смотреть, бразилец он, испанец или кто-то еще. Проблема на самом деле есть. Одно из решений — появление у команд вторых составов, которые играют во втором дивизионе. Молодые португальцы набираются там опыта, и через какое-то время они способны конкурировать с приезжими.

    — Как вы лично отнеслись к тому, что под Евро-2004 был натурализован бразилец Деку?
    — Сначала я думал, что за сборную должны играть португальцы — те, кто родился здесь. Сейчас я понимаю: мы должны быть счастливы, что за Португалию играл Деку, а теперь играет другой бразилец — Пепе.

    «Базель»? Никогда больше!

    — Во время матча Россия — Португалия в Москве в октябре прошлого года вы сидели на скамейке запасных. Вас впечатлила игра тех, кто теперь стал вашими партнерами, — Широкова, Файзулина, Кержакова?
    — Мне вообще нравится смотреть футбол. Эти ребята мне запомнились еще по тактическому разбору. Конечно, меня впечатлило, какой гол забил Кержаков, какой пас ему отдал Широков. Еще очень сильный матч выдал Денисов, при том что он тогда не играл за «Зенит» из-за проблемы, о которой мы все знали.

    — Именно тогда Бруну Алвеш и предложил вам перейти в «Зенит»?
    — Нет, исключено. В сборной мы никогда не обсуждали такие вещи.

    — Уже в самом начале той игры травмировался Фабиу Коэнтрао, но на замену выпустили не вас, а Мигела Лопеша. А вы готовились тогда выйти на поле?
    — Именно в тот момент у меня не было ни шанса выйти на поле. У Фабиу возникли проблемы еще до матча, и именно тогда же наигрывался вариант с его заменой на Лопеша. Это все было отработано.

    — Знаете ли вы, что Широков в «Зените» начинал играть на вашей позиции? Что с Широковым в центре обороны «Зенит» выиграл Кубок УЕФА?
    — Это правда? Даже представить себе не мог. Для меня он всегда был центральным полузащитником.

    — Где в случае необходимости сможете сыграть вы?
    — Всегда играл в центре обороны. Только здесь чувствую себя по-настоящему комфортно.

    — О своем опыте Широков вам, получается, не рассказывал. А вообще он много с вами говорит?
    — Широков с нами общается. Равно как и Семак, Малафеев, Зырянов. Мы говорим по-английски, еще нам может перевести Данни. Понятно, что в основном это рабочие моменты, игровой подсказ.

    — В «Зените» вы начали играть сразу и много. У вас уже все слилось в одно или что-то запомнилось особенное? Хамство Суареса, удаление в матче с «Базелем», холод в матче с «Мордовией»…
    — Назову два матча с «Ливерпулем». Я никогда не играл в еврокубках, и тут мой первый выезд — сразу в такую обстановку! Сыграть первый раз на «Петровском», при таком количестве болельщиков — это тоже было впечатляюще. А вот о поражении в Базеле не хотел бы больше вспоминать никогда.

    — Каждый раз, когда в большом клубе есть проблемы с тренером, звучат в основном три фамилии: Моуринью, Спаллетти, Гвардьола. Вы чувствуете по Спаллетти, что это действительно особенный тренер?
    — Я это почувствовал еще в Италии. Все говорили, что он великий тренер: руководители клубов, спортивные директора. Все помнят его по работе в «Роме», все относятся к нему с уважением. По-моему, его хотят видеть в каждом итальянском клубе.

    — Русские партнеры не шутили над вашей фамилией?
    — В первый раз я услышал, как русские игроки говорили в раздевалке, и кто-то сказал кому-то: «Нет» или «Нету». Я был в полной уверенности, что это они обо мне (смеется). В общем, вы понимаете, какое русское слово я выучил первым.

    — Многие хоккеисты не бреются во время плей-офф. Вы приняли такое решение по их примеру?
    — Нет, мне просто понравилось как-то собственное отражение в зеркале. Я вот так не бреюсь лет с 19. Если борода отрастает слишком сильно — беру ножницы, чтобы чуть-чуть ее подкоротить.

    — В «Зените» лучший парикмахер — Данни. Он еще не предлагал вам свои услуги?
    — Предлагал. Я сказал, что подумаю (улыбается).

    — Данни в Петербурге регулярно выбирается на баскетбол, хоккей, теннис. Вы уже ходили куда-нибудь вместе с ним?
    — Мы только говорили об этом. Я знаю о его любви к хоккею и баскетболу. Пока мы обживаемся в Питере с моей девушкой, еще трудно выкроить время. Выпадет пауза — и мы с удовольствием куда-нибудь сходим вместе.

    — Как вы отреагировали на то, что Халк выложил на Youtube песню в собственном исполнении? Шутили над ним или, наоборот, выразили респект?
    — Никогда в жизни Халк не пел. Поющего Халка невозможно было представить. Конечно, полное мое уважение к человеку, что он на такое решился, еще и ради любимого человека. Кстати, отличная песня, мне она всегда нравилась!

    Кстати

    Нету — звезда команды будущего

    Как правило, с топ-клубами работают и крупные агентства, по­ставляющие игроков. В этом плане Нету — исключение. Его интересы представляет португальская фирма Team of Future, которая занимается в основном игроками не старше 25 лет, отслеживая таланты по Европе, Африке и Латинской Америке. Не стоит долго рыться в списках клиентов Team of Future, чтобы понять: более известной фамилии, чем Нету, в них нет. А трансфер португальца в «Зенит» — хороший способ поддержать компанию на плаву.

    Мнение

    Бруну Карвалью, агент Луиша Нету:

    — Взлет Нету из «Варзима», клуба второй португальской лиги, до сборной и «Зенита» меня не удивляет. Он всегда был игроком с большим потенциалом, просто чуть дольше обычного ждал своего шанса. Такова магия футбола! Нужно верить в мечту, работать, конечно, и мечта сбудется! Манеру игры Нету называют рискованной: он старается «выброситься», сыграть на опережение, поэтому, если не рассчитать момент, получается ошибка. Но нужно понимать: этого требует современная манера игры. Таков стиль лучших защитников в мире. Считаю, что Луиш и Бруну Алвеш прекрасно дополняют друг друга: Луиш быстрее, Алвеш сильнее в воздухе и обладает отличным первым пасом. В Питере Нету живет со своей девушкой, и еще каждый месяц к нему приезжают родители, помогают обжиться.

    Цифры

    18 легионеров из Португалии, включая Луиша Нету, попробовали свои силы в чемпионате России. Самым первым из них был нападающий Фелипе Азеведу, которого Юрий Семин пригласил в московский «Локомотив» еще в 2000 году. Самыми скандальными — звездные полузащитники Манише и Коштинья, при которых «Динамо» должно было взгромоздиться на вершину таблицы, а сползло на дно. Самым бесполезным — полузащитник Руи Мигел, не протянувший в «Краснодаре» и полугода. Самым дорогим остается полузащитник Данни, за переход которого из «Динамо» «Зенит» заплатил 30 млн евро — это по-прежнему рекорд внутрироссийских трансферов. Дорог Данни питерцам и чисто по-человечески. Он выучил русский, отдал своих сыновей-близнецов в академию «Зенита», жертвует на детскую благотворительность.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»