• Заслуженный мастер спорта Алексей Кознев: «Игроки понимают, что с Назаровым лучше не шутить»

    12.03.13 02:46

    Для Алексея Кознева серия между СКА и «Северсталью» представляет особый интерес. Ведь встречаются в этом противостоянии две родные для него команды. В Череповце вице-чемпион мира родился и делал первые шаги в хоккее, в составе же «Северстали» стал бронзовым призером чемпионата России. Ну а Петербург для Алексея давно родной город, в котором прошла большая часть его карьеры. И сейчас он работает тренером питерского клуба МХЛ «Серебряные Львы», входящего в систему СКА.

    Решил, что сердце не должно разрываться

    — Алексей, кому все-таки отдано ваше сердце в этой серии? За кого болеете-то?
    — Трудный выбор. Я воспитанник череповецкого хоккея, но СКА мне дал дорогу в большой хоккей. Так что выбора не сделал, болею за хороший хоккей. Решил, что сердце не должно разрываться (улыбается).

    — Кстати, помните, почему в свое время решили перебраться из Череповца в Петербург?
    — Когда мне было 19 лет, в череповецком клубе сказали, что я не перспективный. И я очень благодарен Борису Петровичу Михайлову, который дал мне в СКА шанс проявить себя, чем я и воспользовался. Конечно, в таком возрасте кардинальная перемена в жизни переживается тяжело. Но я хотел играть. И очень благодарен Игорю Петрову (сейчас тренер «Северстали». — «Спорт День за Днем») за то, что он порекомендовал меня Михайлову.

    — Решиться на переезд из небольшого городка в Северную столицу, наверное, было непросто. Чем Череповец и Петербург различаются?
    — Не сказал бы о большой разнице. Хоккей везде одинаковый, с ребятами тоже быстро перезнакомился. Да, конечно, Петербург — Северная столица, красивейший город с огромной историей. Жить в этом городе очень почетно. Но на тот момент уровень первой хоккейной команды в Питере был не очень высок. Скажем так, не соответствовал амбициям города.

    — На какой год почувствовали себя петербуржцем?
    — Года два-три, наверное, понадобилось, чтобы стать своим. Пожил, почувствовал, в армию меня отсюда забрали (улыбается). Потом перевез сюда будущую супругу, здесь уже женился, дети родились… Сейчас уже считаю себя петербуржцем.

    — К чему было сложнее всего привыкнуть в Петербурге?
    — Когда приезжал в Череповец, в аренду, в сезоне-2000/01 уже чувст­вовал себя приезжим в этом городе, хотя у меня там до сих пор живут родные и мама, друзья остались. Но комфортно мне было уже в Питере… Конечно, и ритм жизни разный в этих двух городах, и люди разные. В каком-то плане череповчане более доброжелательные по характеру, более открытые. В Череповце особых развлечений нет, в основном это спорт. Прежде всего хоккей. Ну и футбол, баскетбол, волейбол. Хоккейные традиции в этом городе давние, и болельщики более строго, требовательно относятся к своим игрокам. Хотят видеть на льду полную самоотдачу. Питер же — большой город, и тут в огромном количестве у СКА появились поклонники только в последнее время. Но главное, что люди, заполняющие Ледовый, настроены позитивно и доброжелательно.

     

    На первом месте — география. На втором — деньги

    — В сезоне-2000/01 вам с Максимом Соколовым пришлось выступить в роли своеобразных спасателей СКА. Только благодаря вашему переходу в «Северсталь» армейский клуб, получив денежную компенсацию и большое количество игроков, сохранил место в элитном дивизионе…
    — Для меня в тот момент самым важным было играть и получать зар­плату — у СКА были финансовые проблемы. О сумме компенсации и количестве отданных взамен игроков ничего не слышал. И о роли спасателя не думал. А «Северсталь» в тот момент боролась за медали чемпионата. Пожалуй, выбрал лучший вариант в плане хоккейного развития. Думаю, это было обоюдно правильное решение, учитывая ситуацию, в какой на тот момент находились армейцы…

    — Кстати, на ваш взгляд, почему между СКА и «Северсталью» во все времена был такой активный обмен игроками? Дело лишь в географической близости двух городов?
    — Да, конечно, на первом месте география. Посмотрите, близкие отношения между городами начинаются в хоккее с детских лет: Череповец играет на открытом первенстве Петербурга. Ну и деньги влияют. Например, если сейчас молодой игрок не может попасть в «основу» СКА, то у него появляется шанс проявить себя в «Северстали». Тем более что Назаров, стоящий сейчас у руля клуба, доверяет молодежи. И наоборот, ведущие игроки из Череповца, думаю, были бы желанны здесь. Те же Шипачев, Кошечкин, наверное, усилили бы состав армейцев, если вести речь уже о следующем сезоне…

    — В Череповце хоккеисту, видимо, проще в том плане, что соблазнов меньше.
    — Конечно, у местной молодежи на первом месте стоит спорт: хоккей, бокс… Я, например, с пяти лет занимался хоккеем и уже к совершеннолетию начал понимать, что у меня это неплохо получается и есть смысл посвятить данному занятию всю жизнь. Сперва пробился в мест­ную команду мастеров, а потом попал в Питер…

    Озоновых дыр над Череповцом больше нет

    — Сам город, по сравнению с твоей молодостью, изменился?
    — Да, растет, развивается. Но люди все те же, что и 20 лет назад, — доброжелательные. Город хороший, но все завязано на металлургии. Металлургический комбинат — градообразующее предприятие, и можно идти учиться по этой специальности. Развлечений, конечно, становится больше для молодежи. Но пока серьезных противовесов хоккею в Череповце не появилось.

    — Что все-таки интересного можно еще увидеть в Череповце?
    — Злачные места? (Смеется.) Не знаю. В бытность хоккеистом мне всегда хотелось попасть на комбинат, в сталеплавильные цеха. У нас по заводу экскурсии были, но туда не добирались. Может, еще представится такая возможность. Интересно узнать, как люди работают при такой температуре в печах, как варится сталь.

    — Разговоры об ужасной экологии в городе соответствуют действительности?
    — Наличие в большом количестве всякой живности в окрестностях Череповца говорит о том, что экология в городе нормальная. Так же как и рыбалка на Рыбинском водохранилище шикарная. Поэтому, думаю, каких-то черных, озоновых дыр в самом городе теперь не наблюдается. Все-таки комбинат строит очистные сооружения. Сейчас в этом плане все строго.

    — Сами на охоту не ходили в местные леса?
    (Смеется.) Нет, я за животных, состою в партии зеленых. А вот рыбку с удовольствием ловлю.

    В полтора-два звена сложно выиграть плей-офф

    — Вернемся к хоккею. «Северсталь» в двух матчах в Ледовом удивила?
    — Приятно было видеть, что ребята упираются, борются за каждую шайбу. Может, гостям не хватает двух-трех лидеров, которые могли бы усилить команду. В полтора-два звена все-таки сложно выиграть плей-офф. Такого кадрового запаса, как в СКА, где любой может подняться со скамейки и занять место в составе вместо травмированного или дисквалифицированного, у них нет. Со стороны игроки «Северстали» такие добротные, неуступчивые мужики, вышедшие биться за попадание в финал конференции. И первый матч показал, что, будь чуть больше удачи на их стороне, они вполне могли бы и выиграть. Четвертый гол, забитый Мортенссоном, конечно, вдохнул уверенность, СКА обрел второе дыхание. Но питерцы были на грани поражения. Кстати, рад, что армейцы лучше справляются с нагрузкой, потому что, когда ноги устают, голова отключается. А во второй встрече мы действовали правильно, в «физике» добавили и переиграли соперника полностью. Рад, конечно, что мы сумели в итоге выиграть два матча. Думаю, сейчас, конечно же, соперник психологически подавлен. И можно заканчивать серию в кратчайшие сроки.

    — Слабым звеном череповчан неожиданно оказался их лучший игрок чемпионата — вратарь Василий Кошечкин. Что с ним произошло?
    — В первом матча обе команды сильно выглядели в нападении, дейст­вовали по бразильской системе, забросив на двоих 11 шайб. А в защите были не очень надежны. Считаю, что вратарей в этой ситуации обвинять нельзя. Да, четвертую и пятую шайбы Кошечкин пропустил между ног, но это были коварные броски. Да и физическая нагрузка на него выпала очень серьезная...

    Тафгаи «Витязя» шли в бой по приказу руководства

    — Главной звездой «Северстали» все-таки следует считать не кого-то из игроков, а главного тренера — Андрея Назарова. Какое у вас мнение об этом специалисте?
    — Наверное, он, как и все тренеры, требует от подопечных строгого выполнения своего задания. Дисциплина стоит на первом месте. Кстати, в первых матчах игроки «Северстали» и не изобретали велосипеда. Действовали аккуратно, сбалансированно. Впрочем, и Ялонена можно отметить. Заслуга финского тренера заключается в том, что он заставил всех армейцев работать в обороне — вне зависимости от регалий. Хоккеисты должны усвоить: неважно, кто там выиграл, кто забил, главное, чтобы команда выполняла поставленную цель.

    — А какое осталось у вас впечатление о Назарове как о человеке? Вы ведь успели поработать под его руководством?
    — Да, в «Витязе»… Впечатления хорошие. Тактикой, насколько я знаю, у него больше занимается второй тренер — Игорь Калянин. Плюс сейчас в его штабе работают Владимир Воробьев, Игорь Петров. Ну а сам Андрей больше на себя берет роль мотиватора. Способен увлечь своих подопечных, зажечь их.

    — Игроки его боятся?
    — В каком-то плане да. Конечно, в пылу борьбы он бывает строг. Но справедлив. Если же был не прав, то может подойти и извиниться при всех. Хотя если хоккеист откровенно игнорирует указания тренера, то ему может и не поздоровиться. Естественно, до рукоприкладства Назаров не опускался. По крайней мере при мне такого не было. Но все понимают, что лучше не шутить с огнем.

    — С канадскими тафгаями «Витязя» Назарову, наверное, было проще найти общий язык? Ведь он их посылал на лед «уничтожать» противника...
    — Я думаю, это была все-таки не инициатива Назарова-тренера. Он исполнял приказ свыше, который шел от руководства клуба. Как, например, в той же памятной истории с «Авангардом». С учетом того, что команда не могла похвастаться высокими результатами, хозяева чеховцев хотели видеть зрелище: в каких-то бойцовских кулачных драках. И Назарову приходилось подчиняться.

    Гимбатова выпустят, когда исход серии уже будет решен

    — А как вы относитесь к назаровскому таланту шоумена, пиарщика?
    — Для простого обывателя он действительно пытается создавать шоу, поэтому интересен. Он — Назаров, про него говорят. Хотя и в хоккейном плане у него все довольно интересно.

    — И все-таки как вам такой пиар? Иногда — черный. По душе?
    — Пожалуй, он правильно все делает. За исключением, может быть, письма Медведеву. Задача игроков и тренеров — выходить на лед играть. Был, правда, еще скандальный ролик в Youtube из Омска. Но там все проходило в пылу борьбы. А в остальном в его действиях вижу плюс. Почему нет? На данный момент он работает в «Северстали» и старается всячески привлечь внимание к клубу, который сейчас тренирует. Продвигает бренд череповецкого клуба при первой возможности…

    — Кстати, вологодское масло дейст­вительно настолько полезное, что помогает хоккеистам побеждать?
    — Раз я сам вологодский, то скажу да (смеется).

    — Как, на ваш взгляд, будут развиваться события в матчах в Череповце?
    — Как показывает нынешний плей-офф, первые из спаренных матчей СКА проводит тяжело. Это было и с «Атлантом», и с «Север­сталью». А во втором мы уже контролируем игру. Поэтому, полагаю, стартовая встреча в Череповце будет сложной: ребята после паузы, после переезда. А противнику отступать некуда, он прижат к стенке двумя поражениями… Определяющим станет первый матч. Второй, учитывая длинную скамейку СКА и более сбалансированный состав, провести будет легче. Если первую игру выиграем, то и во второй добьемся успеха.

    — Станет ли Назаров идти на провокации, чтобы спасти серию? Может, выпустит своего бойца — Пахрудина Гимбатова?
    — Я думаю, нет. Какой-то особой грубости не ожидаю увидеть. Если Назаров и выпустит Гимбатова, то только «под Артюхина» — чтобы сделать очередное шоу для болельщиков, когда исход серии будет уже предрешен. Но еще вопрос, нужна драка Артюхину или нет? Захочет ли он получать матч-штраф и дисквалификацию? Будут ли игроки «Северстали» стараться «выбить из строя» кого-то из лидеров СКА? Тоже думаю, нет. Ведь в таком случае тебе грозит дисквалификация, если серия еще продолжается. Ну а если шансов на победу в противостоянии не останется, то наносить удар своему имиджу Назаров тоже вряд ли захочет. Пусть о нем говорят как о тренере-мотиваторе, стратеге, а не как о грубияне.

    Свой шанс молодежи надо выгрызать

    — Вы проводите первый сезон в качестве тренера. Что в связи с этим изменилось в жизни и как проходит привыкание к новой профессии?
    — Пока все очень интересно. Рад, что мне предоставили такой шанс руководство «Серебряных Львов» и главный тренер команды Александр Прокопьев, с которым я раньше играл вместе. Что изменилось? Стало больше переживаний, стрессов. Когда стоишь на «лавке», захлестывают эмоции, которые надо держать в себе. А раньше все можно было выплеснуть в игре. Пока сложно найти баланс… Обидно, что «Львы» не попали в плей-офф. Теперь на своей шкуре понял, что выигрывает всегда команда, а проигрывает тренер.

    — Новое хоккейное поколение отличается от вашего?
    — Да, причем сильно. Уровень мотивации другой. Мы, помню, перед игрой сидели и дрожали, хотели победить, а они сидят и спокойно слушают музыку… Слишком много сейчас у ребят отвлекающих факторов: айпады, айфоны. Концентрации нет. У них все-таки есть какая-то недооценка хоккея, они размениваются часто по мелочам. Многие считают, что всего уже достигли, попав в МХЛ, заключив первые контракты, заработав первые деньги. А ведь хоккей, если ему отдаваться полностью, всегда воздаст тебе сторицей. Высокие слова, но по сути верные.

    — Сейчас в составе СКА практически нет местных воспитанников. Есть на уровне МХЛ у нас перспективная молодежь?
    — Есть. И у нас, и в ВМФ. В начале сезона, при Ржиге, Монахов в СКА удачно выступал. Как и защитник Серкин. Вот Сигарева недавно приобрели. Они выделяются и в МХЛ, и в ВХЛ. А как дальше ребята себя реализуют, только от них самих зависит. Надо помнить, что у СКА сейчас высокие цели, задачи и под них подбирается соответствующий состав.

    — У ребят нет в связи с этим чувст­ва безысходности? Как ни играй, а место в СКА не светит. Клуб возьмет на твое место очередную звезду…
    — Ну если ты будешь достаточно хорош, то место в «основе» всегда найдется. Вот смотрите, Ничушкин в «Тракторе» 1995 года рождения, но выходит и забивает, и решает исход матчей. Его ровесник Бучневич в «Северстали» играет. У нас пока таких самородков нет. Впрочем, сказать, что раньше для молодежи в СКА была открытая дверь, тоже нельзя. Помню, выходишь в третьем-четвертом звене и если в трех первых сменах не забиваешь гол, то садишься на лавку. Забрасываешь — можешь подняться во вторую тройку. Шанс надо выгрызать. Ведь главное для хоккеиста — это характер, трудолюбие и работоспособность.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»