-
Заслуженный мастер спорта Евгений Ловчев: Корриды не будет
12.09.07 16:02
С британским футболом связано немало стереотипов, которые нередко мешают пониманию сути вещей. А ведь Англия начала меняться еще в те времена, когда я сам играл в футбол.
С кем играем?
Англия до поры до времени никогда и никого к себе не впускала, претендуя, как и во многом другом, на эксклюзивность: легионеры в высшем дивизионе исторически отсутствовали как класс. А первым из них стал чемпион мира 1978 года аргентинец Освальдо Ардилес, которого я очень хорошо помню – мне доводилось против него выступать. И 30 лет еще с тех пор не прошло!
В матчах с Англией нам давали совершенно четкую и однозначную установку: закройте фланги, не давайте им работать по бровкам! Игра сборной и клубов была предсказуемой, как коррида: подача с фланга – борьба вверху – далее по ситуации. Мы всегда знали, как действовать против этой команды.
А в 1998-м, на чемпионате мира во Франции, я впервые четко понял, что британцы изменились. И понял на примере Майкла Оуэна, который именно тогда прилично «засветился», на которого Маккларен и сейчас делает серьезную ставку. Оуэн – идеальная производная от союза островной и континентальной школ футбола. Примерно то же самое можно сказать про Лэмпарда, Бекхэма и Джеррарда (список продолжу легко) – мастеров, играющих в высокоинтеллектуальный футбол. И даже нелепый внешне Крауч, главная задача которого – милая английскому сердцу борьба на «втором этаже», очень хорош внизу.
Конечно, своей «фишке» Англия полностью не изменила: значительную часть игры она генерирует на флангах, максимально «растягивая» соперника по ширине. Но огромная ошибка думать, будто арсенал соперника этим и исчерпывается.
Как играем?
При всем уважении к хозяевам, в первую очередь важно, как будет действовать наша команда, которая, по моему убеждению, прибавляет от матча к матчу. И если мы выйдем играть от обороны – это будет не наш футбол. Футбол не этой команды. Хиддинк, кстати, не устает озвучивать то, что прекрасно понимают все футбольные люди. Его спрашивают: во сколько защитников будете играть? И, исходя из ответа, делают выводы – защитный применяется вариант или атакующий. Нет! Голландцы еще в 1970-е показали, что обороняться и атаковать должна вся команда.
У сборной России, мне кажется, появилась уверенность в своих силах – то, чего нам в последние годы катастрофически не хватало. По всему циклу заметно, что команда повзрослела. Хотел сказать – стала солидной, но осекся: рановато, слишком много пока детских провалов. Я для себя обычно такую мерку применяю: стыдно мне за сборную или нет? В обозримом прошлом не было стыдно за две команды – образцов 1986 и 1988 годов. После стало тускло, безлико и противно. Вспомните «народные мотивы»: ну чего нам ехать на эти чемпионаты мира и Европы, что мы там делать-то будем? А народ-то не обманешь! Сегодня этого настроения нет. Давайте этот момент осознаем и зафиксируем.
Хиддинк еще год назад стал говорить о том, что в России очень медленно играют. И неспроста сегодня в команде нет – при всем к ним уважении – Титова, Лоськова, Смертина, Алдонина. Хиддинк хочет управлять быстрой командой, и именно под такое понимание игры подбирает состав.
Разве не видно, что мы активны, быстро идем в отбор, не даем сопернику думать, прессингуем? Другое дело, что в России не самые сильные исполнители. Но команда уже срослась, и теперь ее интересно наблюдать. Сначала было интересно наблюдать нюансы, потом – 10–15-минутные отрезки. Сегодня это уже таймы.
Именно поэтому перед игрой с Англией мы имеем, на мой взгляд, право не на Англию пристально смотреть, а на самих себя.
Кем играем?
Не стоит рассуждать о том, станет ли осторожничать Хиддинк, численно наращивая оборону. Говорить нужно о другом: как будет выстроена командная игра? Насколько глубоко мы «сядем»? Каковы будут индивидуальные задания?
Хотите, смоделирую конкретное задание для Жиркова? Пожалуйста: Юра, ты должен сделать так, чтобы Райт-Филлипс большую часть игры провел не в атаке, а в обороне. Просто, правда? Но это – по-футбольному. И такого рода простые вещи доводятся до сознания каждого. Если установка выполняется, это означает, что мы дали качество. Вот в чем смысл! А не в том, появится или нет в линии защиты еще одна боевая единица.
Полагаю, кандидатуру вратаря после Македонии обсуждать повода нет. Как и трех номинальных защитников – Березуцких и Игнашевича. Могу допустить, что вместо Зырянова в стартовом составе появится Колодин с функциями опорного полузащитника – в пару к «обязательному» Семшову. И если будет здоров, на правый фланг полузащиты может выйти Саенко. Связка Аршавин – Билялетдинов, думаю, погоды тоже не испортит.
Если англичане здорово атакуют с флангов, то и обороняются они вверху не хуже. Поэтому есть ли смысл ставить вперед «больших»? Подачи в штрафную разные бывают. «Парашюты» – это игра как раз чисто английская. А вот прострелы низом – шанс: у нас быстрых не меньше, чем у них. Играть мы будем, вероятно, с одним форвардом, и этим форвардом назову Кержакова.
Читайте Спорт день за днём вНовостная рассылкаПодпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»