• Заслуженный тренер России Марк Рубин: «Как всегда, бежим впереди паровоза»

    Футбол России

    13.04.12 16:14

    Заслуженный тренер России Марк Рубин: «Как всегда, бежим впереди паровоза» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Как уже сообщалось, осенью в нашей стране должно появиться новое первенство среди студентов — Национальная студенческая футбольная лига (НСФЛ). О новом для российского футбола проекте «Спорту» рассказал профессор кафедры теории и методики футбола Университета имени Лесгафта Марк Рубин, который, как выяснилось по ходу разговора, уже проводит определенную работу в этом направлении.

    Финансовый вопрос

    — Идея создания НСФЛ принад­лежит Российскому футбольному союзу и лично его президенту Сергею Фурсенко, — сказал Марк Рубин. — Еще зимой прошлого года в Петербурге, в гостинице «Прибалтийская» состоялось совещание. Приезжал сам Фурсенко. Были приглашены ректоры крупнейших вузов страны. И все было бы прекрасно, но в данном случае возник один очень важный вопрос: а где брать деньги? Ответ не смог дать ни президент РФС, ни другие присутствовавшие на совещании заинтересованные специалисты. Дело в том, что финансирование большинства вузов сейчас «подушное»: то есть по каждому студенту. Сколько студентов, столько и денег. Учебным заведениям разрешено заниматься определенной производственно-коммерческой деятельностью. Значит, подразумевалось, что все вузы зарабатывают. Но некоторые университеты гуманитарной направленности — некоммерческие. Мы не разрабатываем инженерные проекты и т. д.

    — Под словом «мы» имеете в виду Университет имени Лесгафта?
    — Не только его, но и многие другие активно участвующие вузы. В Петербурге есть три вузовские футбольные команды, которые сильнее других. Это Университет технологии и дизайна, Лесотехнический университет имени Кирова и Университет имени Лесгафта. Хотя у нас в городе около восьмидесяти высших учебных заведений — как государственных, так и коммерческих. В последние два года по пенальти мы проиграли оба финальных матча первенства Северо-Запада Лесотехническому университету, но вместе с ним участвовали в финале всероссийского студенческого чемпионата. Состав финалов там, как правило, очень сильный, ведь многие московские, сибирские и уральские вузы принимают на учебу профессиональных футболистов и создают им хорошие условия для учебы и тренировок. Наши студенческие команды не смогут выйти в лидеры, если для учащихся питерских вузов не создадут соответствующие условия.

    Поможет ли «Зенит»?

    — И все же какие-то очертания у будущей студенческой лиги уже имеются?
    — Да. РФС попросил нас участвовать в этом проекте. Ведь Университет Лесгафта — старейший физкультурный вуз страны, из недр которого вышли десятки заслуженных мастеров спорта и выдающихся тренеров, таких как Михаил Бутусов, Петр Дементьев, Валентин Федоров, Герман Зонин, Николай Люкшинов, Юрий Морозов. В первую очередь нами было выполнено требование РФС создать собст­венный сайт. Президентом НСФЛ является Андрей Стукалов — член Экспертного совета по выявлению договорных матчей, с которым мы установили тесный контакт. Пока мы получаем только информацию о перспективах развития НСФЛ. Календаря соревнований и состава участников еще нет. Руководители студенческой лиги планируют «привязать» участвующие в проекте команды к профессиональным клубам своего региона. Дней десять назад я отправил Стукалову письмо, в котором упомянул, что футбольная команда нашего вуза существует уже около 90 лет. В ней играла масса выдающихся футболистов, о которых я упомянул выше. В те, разумеется, времена, когда они еще учились. Нельзя не назвать в данном контексте и более современных зенитовцев — Вячеслава Малафеева, Владислава Радимова, Александра Кержакова, Александра Панова, Дмитрия Давыдова, Алексея Игонина, Геннадия Поповича, Юрия Окрошидзе и многих других.

     

    — О чем еще вы написали в письме?
    — Поскольку в нашем городе всего две профессиональные команды — «Зенит» и «Петротрест», я попросил Стукалова от имени РФС провести с ними переговоры по данной проблеме.

    — Какой именно вуз нужно поддер­жать?
    — Хотелось бы, чтобы это был Университет имени Лесгафта. Ведь у нас есть одна из лучших гандбольных команд страны «Университет-Нева».

    — Сколько всего команд сейчас насчитывает НСФЛ?
    — Десять элитных коллективов, которые будут выступать с разъездами. Скажу больше. Первоначально в новую лигу планировалось привлечь даже иностранные команды. Поскольку календарь российских профессиональных футбольных лиг сверстан по системе «осень — весна», то изменились и сроки проведения традиционных студенческих соревнований: в мае будет проведено первенство Северо-Запада, в июне — финал чемпионата России среди студентов. На сегодняшний день ждем ответа от РФС.

    — Получается, что реальные очертания НСФЛ появятся уже где-то в августе-сентябре?
    — Да. Повторюсь, не решен только финансовый вопрос. Вузы не смогут самостоятельно финансировать свои коллективы.

    По примеру лучших лиг мира

    — Помимо трех вышеперечисленных вами вузов, кем еще может быть представлен Петербург в новом соревновании?
    — Чемпионат вузов города определяет сейчас тех, кто будет участвовать в зональном турнире. Сейчас все эти вышеупомянутые мною коллективы принимают участие в данном соревновании. Хотят присоединиться Петрозаводск, Великий Новгород и еще вузы из Ленинградской области. Еще раз повторю, что в городском финале в последние два сезона были мы и «Лесопилка». Наши соперники дважды нас побеждали и без проблем ездили на финальный этап. А наша университетская команда однажды буквально в последний момент нашла деньги для поездки на финальный турнир благодаря депутату Любови Егоровой — Герою России. Никакой подготовки к турниру не было, ведь мы не верили, что вообще куда-то поедем.

    — Словом, о питерском составе участников говорить пока рано?
    — Вы не путайте один момент! Включение в НСФЛ будет осуществляться не только по спортивному принципу. Будут отобраны солидные вузы всех регионов страны. Все будет сделано по примеру лучших студенческих лиг мира. В качестве примера можно привести Национальную студенческую баскетбольную лигу США (NCAA), которая больше всего известна. Ведь там играют профессионалы, а уровень — почти такой же, как в НБА. Баскетбольные команды NCAA вполне способны обыграть многие сборные, участвующие в чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.

    — Учитывая финансовую проблему, есть ли такая вероятность, что Петербург вообще не будет представлен в НСФЛ?
    — Не хотелось бы в это верить, но такой вариант возможен. Меня в какой-то мере удивляет подобный волюнтаризм. Сейчас о некоторых «революционных» решениях РФС пишут чуть ли не в каждой газете. Принимаются без широкого обсуждения и просчета экономических и социальных последствий какие-то проекты, которые не способствуют росту мастерства российского футбола. Тот же плей-офф, о котором все услышали. А переход на новую систему «осень — весна» уже сейчас показывает, что играть в России в марте-апреле негде, а ведущие команды страны по этой причине демонстрируют футбол не самого высокого качества. В случае же с НСФЛ я с самого начала понимал, что если нет денег, то о какой вообще студенческой лиге можно вести речь? Где взять средства на разъезды, форму, питание, медицинское обслуживание, аренду полей и повышенные стипендии для игроков студенческих команд? Вот вы представьте себе: выпадет мне играть, к примеру, с командой из Краснояр­ска. Как я туда должен ехать? В прошлом году в Нижний Новгород, о чем я уже говорил выше, не поехала половина состава. И я в том числе. Пришлось отправлять своего молодого преподавателя. Каков был результат? Последнее место! Пусть и в финальном турнире.

    Великолепная идея!

    — Если рассуждать на эту тему в идеале, как вы в целом относитесь к идее создания НСФЛ?
    — Сама идея — великолепная! Потому что студенческий пласт — огромный потенциал. Честно говоря, я не знаю, помнит ли нынешнее поколение, что именно из студенческой команды чуть ли не в сборную СССР за один сезон шагнул Геннадий Еврюжихин, который учился в Ленинграде, в ЛИТМО (ныне — НИУ ИТМО. — «Спорт»).

    — Да-да, он ведь затем играл в ленинградском «Динамо», не хотел уезжать из города на Неве, потом тренировался с «Зенитом», но в итоге оказался в «Динамо» московском, где и стал легендой.
    — Верно. Почему привел его в пример? В те годы в студенческих соревнованиях я играл против Еврюжихина. Прекрасно помню, как однажды он меня толкнул, а я его в ответ по ногам стукнул. Кстати, Еврюжихин ведь приехал в Ленинград из Казани в качестве то ли легкоатлета, то ли лыжника. Взяли в ЛИТМО, поступил без блата.

    — Кого еще можете привести в пример?
    — Валерия Сырова, который потом стал обладателем Кубка СССР в составе львовских «Карпат». Нель­зя не вспомнить Валерия Лазарева, Анатолия Павленко — будущих на тот момент игроков «Зенита». Были и другие примеры.

    Одним словом, студенческий футбол очень нужен. И правильно мы делаем, что его развиваем. Но, еще раз говорю, сначала нужно решить вопрос с финансированием. Кстати, первоначально заявлялось, что это совместный проект Министерства образования и РФС. Потом оказалось, что Минобразования участвует пока только символически. То есть ничего не решено! Вроде бы Министерство спорта должно выделить деньги на этот проект. Но ведь у него на носу летняя Олимпиада в Лондоне и зимняя в Сочи, а также чемпионат мира по футболу, который, как известно, пройдет в России в 2018 году. Кроме того, Минспорта юридически может выделить средства только университетам, академиям и институтам физкультуры, так как является их учредителем. А у других учебных заведений учредители совершенно иные. Например, сельхозвузу деньги может выделить только Министерство сельского хозяйства. А это непрофильные для него траты. Таким образом, здесь еще масса нерешенных проблем. И, как всегда, мы бежим впереди паровоза.

    Появится новый Саленко

    — Новая лига должна будет пропагандировать массовый футбол, дополнительно популяризировать этот вид спорта. Но есть ли надежда, что она даст дополнительный приток игроков в профессиональные клубы всех регионов России?
    — Вы абсолютно верно все перечислили. Во-первых, популяризация футбола. Во-вторых, отвлечение молодежи от вредных привычек. В-третьих, повышение престижа самих вузов. Но самое главное заключается в том, что студенческий футбол даст профессиональным клубам немало талантливых ребят. Возьмем, к примеру, молодежный состав «Зенита», где играют 17–18-летние футболисты. Есть там и наши студенты 1994 года рождения. Тот же нападающий Женя Марков, который уже начал забивать. Считаю, из него может вырасти второй Саленко. Так вот, всем этим ребятам 17–18 лет. А 20-летние уже забракованы. Значит, куда они идут? Либо начинают скитаться по стране — типа играют за «Химки», «Балтику». Потом возвращаются домой, отчисленные из вуза, с очередной повесткой из военкомата. На этом серьезная футбольная жизнь большинства из них заканчивается.

    — «Химки» и «Балтика» — далеко не худший вариант. Некоторые скитаются и по вторым лигам, доходят в своих поисках вплоть до Дальнего Востока и Сахалина.
    — Да. Тем, кто растет в хорошей и внимательной семье, родители говорят: «В футбол ты всегда успеешь поиграть. Давай-ка учись». И вот они все не реализованы, хотя могли бы еще раскрыться. В советское время спорт рассматривался в первую очередь как пропаганда здорового и патриотического образа жизни. В СССР были две вузовские команды мастеров — «Буревестник» (Мелитополь) и «Сельхозвузовец» из Челябинска. В финальном турнире чемпионата вузов СССР победителям присваивались звания кандидатов в мастера спорта. Это тоже высокий уровень.

    Сейчас же все эти вузовские соревнования проводятся в основном для галочки. На плохих полях, поскольку большинство учебных заведений не может ничего арендовать. Новый чемпионат, конечно, повысит уровень футбола. Если мы пойдем по зарубежной модели, то элитным командам, у которых появятся база, деньги, престиж, если за ними будет стоять руководство вуза и профессионального клуба, прекрасно понимающее пользу всего этого проекта, успех в данном начинании будет гарантирован.


    Читайте Спорт день за днём в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»